«Туки-Буки»:
фильм-вдохновение Бейонсе и Джей-Зи
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА КОРОЛЕВА
12 марта Бейонсе и Джей-Зи объявили, что едут во второй совместный тур. На одной из промофотографий они сидят на мотоцикле, украшенном черепом быка. Это прямая отсылка к сенегальскому фильму 1973 года, «Туки-Буки». Рассказываем, что это за фильм и почему супруги им вдохновлялись.
ОTR II — On the Run Tour II — второй совместный тур Бейонсе и Джей-Зи. Первая часть прошла в 2014 году. Тогда для концертов супруги выпустили трейлер к несуществующему фильму под названием Run, где их образы были построены на классической американской истории о Бонни и Клайде. Для второго тура они выбрали для вдохновения историю африканскую — снятый в 1973 году сенегальский фильм «Туки-Буки», или, в переводе с языка волоф, «Путь гиены».
Предупреждение: фильм начинается с подробной съемки на скотобойне
![](/upload/7032/0ca92b999011ed9049fd3c2486e12b28.png)
![](/upload/7032/23ac49fe7f481e0ddd0868ca84c013f4.jpg)
Первый полнометражный фильм сенегальца Джибрила Диопа-Мамбети рассказывает историю Мори и Анты — парня и девушки, живущих в Дакаре. Их мечта — Париж, больше всего они хотят выбраться из бедных окраин города, в котором живут. Их план предельно прост: раздобыть как можно больше денег, притвориться богатыми и уплыть на одном из тех кораблей, что отвозит французских туристов обратно в их привычный европейский мир. И отчасти он удается: они крадут сундук денег, опустошают гардероб богатого знакомого и добывают билеты на корабль. Только оказывается, что это не совсем то, чего они хотели. Это фильм о взрослении и неприятии своих корней и одновременно о невозможности от них отказаться. Очень красивая, очень яркая история.
![](/upload/7032/0f2154d2840b89b691e21c259d50678a.png)
![](/upload/7032/29c289cb2c6dd981d49a60f96922d514_small.png)
![](/upload/7032/a02e55b7049b65806036ad253449ae13.png)
Визуально фильм выстроен на контрастах: цветистые традиционные одежды и тюрбаны сенегальских женщин сменяются спокойными костюмами главных героев, дорогие виллы в окружении зелени — видами пустыни и воды. Наряд Анты особенно отличается: она ходит в университет, и поэтому над ней смеются и родственники, и молодые люди; традиционный костюм она надевает лишь однажды, чтобы выдать себя за богатую. Потом, когда наконец они добывают одежду, ее гардероб меняется сильнее, чем Мори: на ней — ярко-розовый костюм с красной шляпой, а на нем — костюм тоже современный, но в тех же натуральных цветах. Добавьте кабриолет, расписанный под американский флаг, — и вот она, новая богатая реальность.
![](/upload/7032/e8637e9b56eb20fb95af4115529590df_small.png)
![](/upload/7032/733ed602cf1390ed5c771b3e3d6a4429_small.png)
![](/upload/7032/b93716753b15e9b231dbef0e5a4e3f13.png)
![](/upload/7032/ee25351035b7323e6d14e44a87d58dfe.png)
![](/upload/7032/4d4edfb6f74bf6d67fe44a19df1d9eea_small.jpg)
Скорее всего, Бейонсе и Джей-Зи будут ссылаться на фильм и дальше: недавно они были замечены на съемках на Ямайке, и один кадр очень напоминает тот, где готовые к отъезду Анта и Мори покуривают сигары. Через фильм можно объяснить и путь личной жизни супругов: как и герои, они искали счастье где-то еще, а нашли его там же, откуда начинали, — дома.
![](/upload/7032/9f5fee3487353912770865e6de6fa476.png)
Бейонсе уже не первый раз обращается к африканскому искусству. Она приглашала африканских танцовщиков из Мозамбика для съемок в клипе Run the World (Girls), который открыл новую эру в творчестве певицы. Африканская тема продолжилась и видео для Grown Woman, вторая часть которого стилизована под самодельные африканские клипы. И конечно, Lemonade, где она обращается к африканскому творчеству на всех уровнях — здесь и африканская богиня Ошун, и прически, и упоминания Малкольма Икса.
![](/upload/7032/1651f878a5ed198104e624a7b5214076.png)
![](/upload/7032/a2b19636fddcbcf4323315a21668b339.png)
![](/upload/7032/9f6070fd60969a9e826b5ca1b5bf2574.png)
![](/upload/7032/89794fb8c5ed336267edb68fd6082b1e.png)
В конце фильма показывают претенциозную пару французов, обсуждающих свое путешествие в Дакар, и в какой-то момент мужчина произносит: «Африканское искусство — это шутка, которую придумали журналисты, чтобы поднять тираж». Вероятно, эта фраза была поводом для сомнений и разногласий в начале семидесятых. Сегодня же она выглядит простой нелепицей, над которой можно посмеяться.
![](/upload/7032/af4b0817cbc7ed5567d645d3d1e480ef_small.png)
![](/upload/7032/481bb063c5fb606f02e2c2d022430d0a_small.png)
![](/upload/7032/7f97797aba41961ec23c8ce0a36cd681.png)