10 лучших работ Энни Лейбовиц
Сегодня, 2 октября, исполняется 70 лет Энни Лейбовиц. За свою долгую жизнь и карьеру фотографа она успела сделать сотни потретов — в том числе, известных людей. Каждая съемка Лейбовиц не похожа на другую: Энни обожает необычный реквизит и фон, неординарные позы и нетривиальные концепции. Мы собрали 10 легендарных работ Лейбовиц и столько же увлекательных историй их создания.
Джон Леннон и Йоко Оно (The Rolling Stone)
Культовая пара, легендарный фотограф, момент невероятной искренности перед объективом — этого бы уже хватило, чтобы навсегда вписать в историю кадр с голым Ленноном, обнимающим одетую (художница наотрез отказалась обнажаться) Йоко Оно. По воспоминаниям Лейбовиц, все с первого взгляда на полароидную карточку знали, что фото получилось выдающимся: «Ты идеально передала наши отношения», — объяснили ей супруги. Эти отношения закончатся меньше чем через 12 часов — пятью выстрелами у подъезда того же дома, где Джон и Йоко позировали Лейбовиц. Обложка The Rolling Stone за январь 1981 года станет для Леннона посмертной.
Беременная Деми Мур (Vanity Fair)
Тридцать лет спустя едва ли получится представить, какой пощечиной американскому общественному вкусу стала обложка с голой актрисой на седьмом месяце беременности. Во всяком случае, большая часть киосков по всей стране с перепугу выставила респектабельный Vanity Fair на прилавки обернутым в белую бумагу — как это делали с порнографией. Меньшая часть и вовсе решила не связываться со скандальной публикацией. И только на Центральном вокзале Нью-Йорка, где номер продавали без лишней скромности, тираж был распродан в считаные часы.
Стоит ли говорить, что изначально Деми Мур хотела сниматься одетой и по возможности скрыть свой живот? К счастью, Энни Лейбовиц умеет убеждать.
Елизавета II
(Vanity Fair)
Лейбовиц стала первым американским фотографом, которому дали возможность сделать съемку с Ее Величеством, и в чопорно-консервативной Англии это уже само по себе пахло скандалом. Буря разразилась, когда телеканал BBC One опубликовал кадры, на которых королева впопыхах и разгневанная покидает съемочную площадку. Позже оказалось, что это монтаж, королева осталась довольна работой Лейбовиц, а один из боссов BBC вынужден был с позором подать в отставку.
Вупи Голдберг в ванне с молоком (Vanity Fair)
«Я не знала, кто она такая», — рассказывала Энни Лейбовиц о том, как впервые увидела Вупи Голдберг. Однако выступление молодой комедиантки, рассказывающей, как она пытается хоть немного осветлить кожу, подарило фотографу идею для съемки. «Сначала я хотела снять Вупи в ванной, пока она будет скрабить кожу. Но друг, работающий в рекламе, посоветовал налить в ванну молоко — на фотографиях оно выглядит кипенно-белым». Так и сделали. Не обошлось и без везения — когда Голдберг залезала в ванну с подогретым молоком, она поскользнулась, вскинув руки и ноги вверх и изобразив забавную гримасу. Энни успела поймать момент и сразу поняла — вот он, тот самый кадр.
Михаил Барышников и Роб Бессерер на пляже (фото для личного проекта Михаила Барышникова)
Танец для Энни всегда был важнейшим из искусств: «Моя мама была танцовщицей. Самые яркие воспоминания о ней связаны с тем, как она танцевала на пляже, показывала мне разные танцевальные позиции». Поэтому Лейбовиц с радостью приняла предложение поехать во Флориду, чтобы снимать участников нового проекта Михаила Барышникова, а потом попросилась задержаться с ними подольше. В итоге три недели Энни снимала великих артистов балета — сначала в жанре репортажа, но потом, осознав, что «танец — это искусство, которое живет в воздухе», перешла к портретам. Так и получился легендарный снимок «Миши», как Энни его называла, и его напарника Роба Бессерера.
Кейтлин Дженнер (Vanity Fair)
Брюс Дженнер — олимпийский чемпион 1976 года по десятиборью, как и положено членам семейства Дженнер—Кардашьян, не раз позировал фотографам и участвовал в телевизионных шоу. Однако Энни Лейбовиц в 2015 году выпало первой сфотографировать звезду после трансформации в Кейтлин Дженнер.
Чтобы воспеть драму новообретенной женственности, фотограф выбрала стилистику старого Голливуда: вечерние платья, софиты, бриллианты. В какой-то момент во время съемки Энни не смогла сдержать слез: «У меня было чувство, что этот новый человек, Кейтлин, рождается прямо на моих глазах».
Майли Сайрус (Vanity Fair)
Лейбовиц всегда занимала красота человеческого тела, а на предрассудки и ханжество ей было наплевать. Едва ли не самый яркий пример такого подхода — пятнадцатилетняя звезда пантеона Disney, завернувшаяся на обложке в белую атласную ткань так небрежно, что всем читателям, о ужас, видна девичья спина. Этой вольности интернет-моралистам вполне хватило, чтобы обвинить Лейбовиц в объективации девочки-подростка. Больше всего впечатлилась реакцией неравнодушных сама девочка. «Я приняла участие в съемке, которая должна была быть эстетически красивой, а сейчас, когда я вижу эти фото и читаю, что пишут о них в интернете, мне становится стыдно», — объясняла случившееся Сайрус. Энни же ответила, что в первую очередь считает эти фотографии красивыми, и ей очень жаль, что Майли пришлось столкнуться с такой критикой.
Патти Смит
(The Rolling Stone)
Каждый, у кого есть лучшая подруга, знает, как сложно снять ее хотя бы для Instagram так, чтобы ей понравилось. У Энни Лейбовиц свои рецепты. С легендарной певицей Патти Смит они вместе колесили по Штатам в 1970-х, и можно сказать, прошли вместе огонь, воду и медные трубы. Особенно яркой получилась история с огнем. В 1979 году Лейбовиц снимала Смит для обложки The Rolling Stone. «Мы налили керосин в какие-то ведра, подожгли, полетели огненные брызги, и Патти здорово обожглась. Это все, конечно, было абсолютно незаконно». Другими словами, не пытайтесь повторить это дома.
Том Форд, Кира Найтли и Скарлетт Йоханссон (Vanity Fair)
В эпоху #MeToo и «харвигейта» мартовскую обложку 2006 года едва ли вообще решились бы напечатать, но и в ту разнузданную пору соседство молодых и голых Скарлетт Йоханссон и Киры Найтли с полностью одетым Томом Фордом (рубашка, впрочем, была, как всегда, расстегнута) вызвала изрядный скандал. Впрочем, именно на такую реакцию Лейбовиц и рассчитывала, иначе едва ли использовала бы в качестве источника вдохновения знаменитую картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Едва ли не самое скандальное полотно второй половины XIX века спустя десятки лет признали шедевром. Впрочем, в случае с обложкой, снятой Лейбовиц, так долго ждать не пришлось.
Мерил Стрип в белой маске (The Rolling Stone)
Далеко не все актеры, которых снимала Энни, чувствовали себя перед камерой уверенно. Например, Мерил Стрип во время съемки для обложки The Rolling Stone в 1981 году предложила нанести на лицо белую краску, похожую на ту, что используют мимы. «Мерил ненавидит фотографироваться. Она актриса и считает своей главной задачей хорошо сыграть роль. Ей не хочется показывать человека, который скрывается за персонажем, и я уважаю этот выбор». К счастью, у Энни под рукой оказалась жирная краска, которая предназначалась для так и не состоявшейся фотосессии с музыкантом Джеймсом Тейлором.