Blueprint
T

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Физическая духовность

Разбираем взаимоотношения фитнеса и искусства

Искусство и физическая активность были связаны всегда. Тело вдохновляло творцов на создание картин и скульптур, а спорт стремился приблизиться к искусству. Вместе с Bodium мы отследили, как эта связь менялась сквозь года и как она влияла на наши отношения с телом.

Текст: Юлия Рузманова

Древний мир и атлетический культ

Древний мир подарил нам Олимпийские игры, а вместе с ними культ тела. Главным соревнованием здесь был пентатлон, или пятиборье, куда входили метание копья, диска, бег, борьба и прыжки в длину с гирями. Спортсмены на играх были раздеты, чтобы зрители могли наслаждаться зрелищем.


Физическое развитие у древних эллинов всегда шло рядом с внутренним самосовершенствованием. Так, параллельно с Олимпийскими играми в Дельфах стали проводить Пифийские игры — здесь кроме спортивных проходили музыкальные и философские турниры.


Спортивные состязания активно воспевались поэтами Греции. Греческие философы тоже не пренебрегали телесным, наоборот: Сократ в юности участвовал в сражениях в качества воина-ополченца. Его ученик Платон (кстати, его имя переводится как «широкоплечий») принимал участие в соревнованиях по борьбе.


Голое атлетическое тело — основной сюжет для древнегреческой скульптуры. В скульптуре греки не стремились передать идентичный портрет героя, они передавали образ некоего идеального атлета. Статуи олимпийского дискобола и копьеносца сейчас хранятся во всех важных музеях мира.


{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":17,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Дискобол Мирона

Дискобол Мирона

Копьеносец Поликлета

Диадумен Поликлета

Копьеносец Поликлета

ДИАДУМЕН ПОЛИКЛЕТА

НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Средние века и отречение от телесного

В Средние века культ тела сменяется полным отречением от него. Телесное и духовное начинают противопоставляться друг другу, а не быть равноправными частями в образе человеческого идеала. Тело отождествляется с греховностью, искушенностью и дьявольщиной. Потребностями тела предписывалось пренебрегать, а монастырская реформа XI-XII веков предложила человеку установить себе ограничения в питании и выбирать добровольные страдания, подобные тем, что проходил Христос.


Пуританизм и фиксация на целомудренности правили умами людей — в ответ на это распространенными сюжетами в картинах того времени были карнавалы и пиры. Правда, участники этих процессов изображены зачастую подчеркнуто уродливыми. Характерные произведения того времени показывают тела бледными и лишенными мускулов — герои Босха и Ван Эйка наделены пузиками и лысинами.


Как следствие отсутствия культуры тела в Средневековье, в эту эпоху не развивался и спорт. Были только рыцарские турниры, а простонародье занималось борьбой (впрочем, эта активность, кажется, оставалась популярной во все эпохи).


РАБОТЫ ИеРОНИМА БОСХА

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":17,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Искушение святого Антония»

«Сад земных наслаждений»

«триумф смерти»

НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Возрождение и барокко: мода на формы

Художники Возрождения активно постигают человеческую анатомию, пропорции, законы перспективы, равновесия, рельефность и объем. В отличие от творцов предыдущих эпох они вглядываются в красоту человеческого тела. В портретах — преимущественно женских и обнаженных — они стремятся передать одухотворенность и возвышенность тех, кого изображают.


Традицию любования пышным здоровым телом продолжат художники барокко. Рубенс фиксировал полуобнаженные тела в возбужденном движении. Подобно древним грекам, он обращался к темам напряженных физических усилий — схватки, борьбы, погони. При этом Рубенс отходил от классического типа красоты и говорил, что нет смысла уподобляться античным статуям: «Мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».


РАБОТЫ Тициана, Микеланджело и Рафаэля

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":17,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Сотворение Адама»

«Триумф Галатеи»


«Венера Урбинская»

НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

XX век: дисциплина и развитие
фитнес-индустрии

В XX век физическая культура выходит на передний план. Радость труда и любовь к спорту — обязательные элементы в жизни человека, который будет двигать прогресс и совершать революцию. К спортивным сюжетам по-разному обращаются и модернисты («Борцы» Натальи Гончаровой), и реалисты («Физкультурный парад» и «Футбол» Юрия Пименова).


В СССР в 1936 году выходит фильм «Строгий юноша» Абрама Роома, где также в спортивных интерьерах герой-комсомолец манифестирует тягу к соревнованиям как черту человека будущего. В 1938 году в Германии выйдет «Олимпия» Лени Рифеншталь (теперь уже классика мирового кинематографа). Фильм рассказывает о XI летних Олимпийских играх и фиксирует триумф здорового тела и естественности телесного существования.


Культ спорта подталкивает к развитию фитнес-индустрии. Появляются фитнес-центры, бассейны, строятся стадионы и катки — еще никогда у человека не было столько возможностей для строительства собственного тела. Логичным продолжением такого скачка прогресса становится мода на бодибилдинг в конце века.


В девяностые можно сделать зарядку по руководству из телепередачи со стройными красотками или посмотреть фильмы с мускулистыми героями Шварценеггера и Сталлоне и сериалы вроде «Спасателей Малибу», где все актеры обладают идеальными beach body (пляжными телами).


РАБОТЫ ГОНЧАРОВОЙ, ХОКНИ и фильм Кэмерона

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":17,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Бассейн
с двумя фигурами»

«Терминатор»


«БОРЦЫ»

НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Начало XXI века: бодинейтральность и осознанность

Новое время ознаменуется борьбой с культом того самого beach body, которое только что навязывала поп-культура. «Любое тело — пляжное» — слоган бодипозитива, который призывает полюбить свои особенности и расширять стандарты красоты. Как следствие бренды в спортивных коллекциях вдруг начинают выпускать plus-size-линейки, а любимыми актрисами нового поколения становится Лена Данэм и ее подруги из сериала The Girls, которые уверенно демонстрируют реальные человеческие тела.


Однако бодипозитив тоже не для всех оказался совершенной концепцией. Мода на осознанность, которая начинает проникать во все сферы — от покупок до расставаний, — добралась и до фитнеса. Осознанный подход к телу называется бодинейтральностью — он предлагает сместить фокус с фиксации на теле как объекте (подвергающемся эстетической оценке) и подумать о его здоровье и о том, какие возможности тело нам дает. Ноги могут быть кривыми, но это не мешает танцевать всю ночь, быстро бегать и заниматься хайкингом в горах. А значит, надо развивать свое тело, чтобы оно дарило еще больше удовольствия от жизни.


Фитнес-индустрия тоже выходит на другой уровень. Хорошему тренеру сейчас недостаточно следить за техникой новичка — надо быть частично его коучем, другом и врачом. Для чего требуются базовые знания психологии и развитый эмоциональный интеллект.


Фитнес-залы больше не ограничиваются универсальным набором гирь и тренажеров и ищут персонализированные подходы под запросы клиента. Программы тренировок становятся разнообразнее и помимо прокачки мышц помогают улучшать подвижность суставов, здоровье позвоночника, координацию и баланс. А еще в залах можно встретить помимо физической нагрузки практики майндфулнес, медитацию, сауну и массаж. Ведь здоровье тела невозможно без здоровья духа.


Синергия фитнеса и искусства 

Комплексное развитие тела и разума предлагают и в фитнес-пространстве Bodium. Помимо фитнеса здесь занимаются общим оздоровлением. Для этого в пространстве есть два спа-кабинета, балетный зал, зона пилатеса и йоги, зал для занятий по системе джиротоник (Gyrotonic — система, которая работает через семь основных движений позвоночника, занятия проходят на специальных тренажерах) и комната эстетической косметологии.


Для каждого клиента в Bodium составляют индивидуальную программу, исходя из его запросов и особенностей, а промежуточные результаты фиксируются в фитнес-тестах, пока клиент вместе с тренером не придут к цели.


В интерьеры клуба интегрированы арт-объекты современного искусства — картины, инсталляция, граффити, каллиграфия. Среди авторов работ — Tom3, Fatality duck, Odin Trii, Ruben Sanchez и Анатолий Akue. Работы мотивируют на спортивные достижения, а понравившиеся можно купить, пообщавшись с арт-менеджером студии.


Команда

Фото: Федор Битков 

Видео: Superbasic

Стиль: Юлианна Гриб

Макияж и прически: Анна Матрешка

Модели: Настя@System, Паулина@Select

Сет-дизайнер: Анастасия Короткова

Продакшн директор: Анастасия Терехова

Продюсер: Катя Поличева 

Продюсер на площадке: Фарида Мустафаева

Арт-директор: Светлана Павлова

Креатив: Николь Антонян

Дизайн: Владимир Дубань

Редактор: Лера Гамина

Менеджер проекта: Паша Прошин

Осветители: Петр Городничев, Александр Коновалов

Ассистент продюсера: Коля Коротков 

Ассистенты стилиста: Екатерина Мурашова, Евгения Хантимирова

Ретушь: Алина Байкова


РЕКЛАМА • ООО «МАРСЕЛЬ» 

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}