СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Физическая духовность
Разбираем взаимоотношения фитнеса и искусства
Искусство и физическая активность были связаны всегда. Тело вдохновляло творцов на создание картин и скульптур, а спорт стремился приблизиться к искусству. Вместе с Bodium мы отследили, как эта связь менялась сквозь года и как она влияла на наши отношения с телом.
Текст: Юлия Рузманова
Древний мир и атлетический культ
Древний мир подарил нам Олимпийские игры, а вместе с ними культ тела. Главным соревнованием здесь был пентатлон, или пятиборье, куда входили метание копья, диска, бег, борьба и прыжки в длину с гирями. Спортсмены на играх были раздеты, чтобы зрители могли наслаждаться зрелищем.
Физическое развитие у древних эллинов всегда шло рядом с внутренним самосовершенствованием. Так, параллельно с Олимпийскими играми в Дельфах стали проводить Пифийские игры — здесь кроме спортивных проходили музыкальные и философские турниры.
Спортивные состязания активно воспевались поэтами Греции. Греческие философы тоже не пренебрегали телесным, наоборот: Сократ в юности участвовал в сражениях в качества воина-ополченца. Его ученик Платон (кстати, его имя переводится как «широкоплечий») принимал участие в соревнованиях по борьбе.
Голое атлетическое тело — основной сюжет для древнегреческой скульптуры. В скульптуре греки не стремились передать идентичный портрет героя, они передавали образ некоего идеального атлета. Статуи олимпийского дискобола и копьеносца сейчас хранятся во всех важных музеях мира.



Дискобол Мирона
Дискобол Мирона
Копьеносец Поликлета
Диадумен Поликлета
Копьеносец Поликлета
ДИАДУМЕН ПОЛИКЛЕТА
НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Средние века и отречение от телесного
В Средние века культ тела сменяется полным отречением от него. Телесное и духовное начинают противопоставляться друг другу, а не быть равноправными частями в образе человеческого идеала. Тело отождествляется с греховностью, искушенностью и дьявольщиной. Потребностями тела предписывалось пренебрегать, а монастырская реформа XI-XII веков предложила человеку установить себе ограничения в питании и выбирать добровольные страдания, подобные тем, что проходил Христос.
Пуританизм и фиксация на целомудренности правили умами людей — в ответ на это распространенными сюжетами в картинах того времени были карнавалы и пиры. Правда, участники этих процессов изображены зачастую подчеркнуто уродливыми. Характерные произведения того времени показывают тела бледными и лишенными мускулов — герои Босха и Ван Эйка наделены пузиками и лысинами.
Как следствие отсутствия культуры тела в Средневековье, в эту эпоху не развивался и спорт. Были только рыцарские турниры, а простонародье занималось борьбой (впрочем, эта активность, кажется, оставалась популярной во все эпохи).
РАБОТЫ ИеРОНИМА БОСХА



«Искушение святого Антония»
«Сад земных наслаждений»
«триумф смерти»
НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Возрождение и барокко: мода на формы
Художники Возрождения активно постигают человеческую анатомию, пропорции, законы перспективы, равновесия, рельефность и объем. В отличие от творцов предыдущих эпох они вглядываются в красоту человеческого тела. В портретах — преимущественно женских и обнаженных — они стремятся передать одухотворенность и возвышенность тех, кого изображают.
Традицию любования пышным здоровым телом продолжат художники барокко. Рубенс фиксировал полуобнаженные тела в возбужденном движении. Подобно древним грекам, он обращался к темам напряженных физических усилий — схватки, борьбы, погони. При этом Рубенс отходил от классического типа красоты и говорил, что нет смысла уподобляться античным статуям: «Мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».
РАБОТЫ Тициана, Микеланджело и Рафаэля



«Сотворение Адама»
«Триумф Галатеи»
«Венера Урбинская»
НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

XX век: дисциплина и развитие
фитнес-индустрии
В XX век физическая культура выходит на передний план. Радость труда и любовь к спорту — обязательные элементы в жизни человека, который будет двигать прогресс и совершать революцию. К спортивным сюжетам по-разному обращаются и модернисты («Борцы» Натальи Гончаровой), и реалисты («Физкультурный парад» и «Футбол» Юрия Пименова).
В СССР в 1936 году выходит фильм «Строгий юноша» Абрама Роома, где также в спортивных интерьерах герой-комсомолец манифестирует тягу к соревнованиям как черту человека будущего. В 1938 году в Германии выйдет «Олимпия» Лени Рифеншталь (теперь уже классика мирового кинематографа). Фильм рассказывает о XI летних Олимпийских играх и фиксирует триумф здорового тела и естественности телесного существования.
Культ спорта подталкивает к развитию фитнес-индустрии. Появляются фитнес-центры, бассейны, строятся стадионы и катки — еще никогда у человека не было столько возможностей для строительства собственного тела. Логичным продолжением такого скачка прогресса становится мода на бодибилдинг в конце века.
В девяностые можно сделать зарядку по руководству из телепередачи со стройными красотками или посмотреть фильмы с мускулистыми героями Шварценеггера и Сталлоне и сериалы вроде «Спасателей Малибу», где все актеры обладают идеальными beach body (пляжными телами).
РАБОТЫ ГОНЧАРОВОЙ, ХОКНИ и фильм Кэмерона



«Бассейн
с двумя фигурами»
«Терминатор»
«БОРЦЫ»
НАВЕДИТЕ НА НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Начало XXI века: бодинейтральность и осознанность
Новое время ознаменуется борьбой с культом того самого beach body, которое только что навязывала поп-культура. «Любое тело — пляжное» — слоган бодипозитива, который призывает полюбить свои особенности и расширять стандарты красоты. Как следствие бренды в спортивных коллекциях вдруг начинают выпускать plus-size-линейки, а любимыми актрисами нового поколения становится Лена Данэм и ее подруги из сериала The Girls, которые уверенно демонстрируют реальные человеческие тела.
Однако бодипозитив тоже не для всех оказался совершенной концепцией. Мода на осознанность, которая начинает проникать во все сферы — от покупок до расставаний, — добралась и до фитнеса. Осознанный подход к телу называется бодинейтральностью — он предлагает сместить фокус с фиксации на теле как объекте (подвергающемся эстетической оценке) и подумать о его здоровье и о том, какие возможности тело нам дает. Ноги могут быть кривыми, но это не мешает танцевать всю ночь, быстро бегать и заниматься хайкингом в горах. А значит, надо развивать свое тело, чтобы оно дарило еще больше удовольствия от жизни.
Фитнес-индустрия тоже выходит на другой уровень. Хорошему тренеру сейчас недостаточно следить за техникой новичка — надо быть частично его коучем, другом и врачом. Для чего требуются базовые знания психологии и развитый эмоциональный интеллект.
Фитнес-залы больше не ограничиваются универсальным набором гирь и тренажеров и ищут персонализированные подходы под запросы клиента. Программы тренировок становятся разнообразнее и помимо прокачки мышц помогают улучшать подвижность суставов, здоровье позвоночника, координацию и баланс. А еще в залах можно встретить помимо физической нагрузки практики майндфулнес, медитацию, сауну и массаж. Ведь здоровье тела невозможно без здоровья духа.
Синергия фитнеса и искусства
Комплексное развитие тела и разума предлагают и в фитнес-пространстве Bodium. Помимо фитнеса здесь занимаются общим оздоровлением. Для этого в пространстве есть два спа-кабинета, балетный зал, зона пилатеса и йоги, зал для занятий по системе джиротоник (Gyrotonic — система, которая работает через семь основных движений позвоночника, занятия проходят на специальных тренажерах) и комната эстетической косметологии.
Для каждого клиента в Bodium составляют индивидуальную программу, исходя из его запросов и особенностей, а промежуточные результаты фиксируются в фитнес-тестах, пока клиент вместе с тренером не придут к цели.
В интерьеры клуба интегрированы арт-объекты современного искусства — картины, инсталляция, граффити, каллиграфия. Среди авторов работ — Tom3, Fatality duck, Odin Trii, Ruben Sanchez и Анатолий Akue. Работы мотивируют на спортивные достижения, а понравившиеся можно купить, пообщавшись с арт-менеджером студии.
Команда
Фото: Федор Битков
Видео: Superbasic
Стиль: Юлианна Гриб
Макияж и прически: Анна Матрешка
Модели: Настя@System, Паулина@Select
Сет-дизайнер: Анастасия Короткова
Продакшн директор: Анастасия Терехова
Продюсер: Катя Поличева
Продюсер на площадке: Фарида Мустафаева
Арт-директор: Светлана Павлова
Креатив: Николь Антонян
Дизайн: Владимир Дубань
Редактор: Лера Гамина
Менеджер проекта: Паша Прошин
Осветители: Петр Городничев, Александр Коновалов
Ассистент продюсера: Коля Коротков
Ассистенты стилиста: Екатерина Мурашова, Евгения Хантимирова
Ретушь: Алина Байкова
РЕКЛАМА • ООО «МАРСЕЛЬ»
01 СЕНТЯБРЯ 2023
0