Blueprint
T

специальный проект

текст: Алексей Свиридов

фото: гоша ИН

Мы уже не помним, каким был мир без телевидения, а когда-то люди могли только фантазировать о ящике с «живыми» картинками. Совместно с «Яндекс ТВ Станцией» рассказываем, как телевизор представляли писатели-футурологи и какие их предсказания сбылись.


Рассказываем на примере фантастики

Реклама · ООО «Яндекс»

intro

После мировых войн технологии стали успешно развиваться, и люди поверили в их пользу. Такое мировоззрение даже получило собственное название — «технооптимизм». Однако не все смотрели на прогресс как на что-то хорошее. Некоторые деятели культуры усомнились, что технологии сделают их счастливее, а в худшем случае — поставят под вопрос само существование человечества. Такой взгляд сделал возможным расцвет жанра антиутопий — как в кино, так и в литературе, где футурология утвердилась особенно ярко. Айзек Азимов, Уильям Гибсон, Артур Кларк пытались предугадать, что непременно станет частью нашего быта в будущем.

Телевизор как технология не так уж и нов — в середине ХХ века он уже стоял дома у самых обеспеченных семей Западной Европы и Америки. Тем не менее возможности — тогда еще черно-белого — экрана завораживали авторов-фантастов. На страницах книг они описывали, как эта технология разовьется в будущем.


Американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери, автор знаменитой антиутопии «451 градус по Фаренгейту», предсказал появление настенных интерактивных телевизоров на всю стену. В романе Брэдбери огромные «телевизорные стены» стали частью нашей повседневности — под них выделялись специальные «телевизорные комнаты», и в них люди проводили свое свободное время.


«Ему показалось, что он тоже превратился в одно из странных существ, живущих между стеклянными перегородками телевизорных стен», — пишет Брэдбери о главном герое своей антиутопии, представившем себя героем ТВ-шоу.


К слову, цветное ТВ, которое сейчас кажется нам данностью, широко распространилось в США лишь после 1960-х. Жидкокристаллические экраны, которые могли бы занять целую стену, и того позже — спустя десятилетия после написания «451 градуса по Фаренгейту», опубликованной в 1953 году.


Сегодня ЖК-экраны, большие и тонкие, стали куда доступней. Пример — «Яндекс ТВ Станция» с Алисой — это и телевизор, и умная колонка одновременно. Станция есть в четырех диагоналях: с экраном 43 и 50 дюймов или, в случае версии «Про», 55 и 65 дюймов. С такой диагональю одинаково комфортно смотреть и зрелищные фильмы Нолана, и самый безумный артхаус.

Размеры экрана — не единственное, в чем телевизоры будущего, по мнению футурологов, могли соревноваться друг с другом. Таким же чудом, каким Брэдбери казался цветной экран, американскому писателю Уильяму Гибсону виделись трехмерные, «как настоящие», образы, производимые телевизором. Все-таки Гибсон писал ощутимо позже, когда цвет перестал казаться таким удивительным, — в 1980-е.


В романе «Нейромант» Гибсон описывает будущее. В нем транснациональные корпорации захватили мир, а биоинженерия стала обычным делом. Роман наполнен самобытными образами технологий. Одной из таких Гибсону представлялся телевизор.


Мир «Нейроманта» полон технологичных изображений: неоновых вывесок и голографических образов. В одной из сцен Гибсон описывает, как главный герой видит перед собой голограмму собеседника, который находится в другой части планеты: «Армитидж тронул пульт маленького проектора „Браун“; почти трехметровая голограмма вздрогнула и приобрела резкие очертания».


Яркое и контрастное изображение — важная часть современного телевизора. Особенность «Яндекс ТВ Станции» — технология Local Dimming (локальное затемнение. — Прим. The Blueprint), которая за счет затемнения отдельных участков экрана делает черный цвет более насыщенным.


В версии «Про» — антибликовый экран. Так что ни солнце, ни освещение в комнате не будут мешать просмотру. За реалистичность картинки отвечает технология QLED, которая делает изображение на экране более красочным благодаря нанокристаллам.


В «Нейроманте» Гибсон предсказал и другие приметы нашего времени. По сути, он описал прототип сети Интернет — принципы его работы и социальные противоречия, которые он несет. Цифровая реальность, или «Матрица» (название, кстати, вдохновило знаменитый фильм с Киану Ривзом), в книге предстает отчасти тем, что мы сегодня понимаем под metaverse. Герои свободно перемещаются по этому пространству, а то, что происходит в «цифре», волнует их не меньше реальной жизни.

Постоянный доступ к интернету — обязательное условие для современных телевизоров. «Яндекс ТВ Станция» работает через Wi-Fi, а значит, открывает доступ к безграничному контенту. Это вся экосистема «Яндекса», куда входят федеральные и коммерческие телеканалы, мультфильмы, миллионы треков и подкастов на «Яндекс Музыке», а еще веб-сервисы вроде YouTube и Twitch. Устройство умеет искать кино сразу в разных online-кинотеатрах. Так что Алиса подскажет, где посмотреть «Дом дракона», а где — «Джентльменов» Гая Ричи.

Известный писатель Айзек Азимов был проповедником гуманистической фантастики. Он считал, что научная фантастика и новые технологии служат человечеству, поэтому произведения Азимова наполнены образами механизмов, несущих человеку комфорт, а не разрушение.


Одно из направлений, в котором мыслил Азимов, — развитие голосовых помощников. В романе «Машина-победитель» он предсказал развитие голосового управления телевизорами: «Устройство откликается на голосовые команды, которые мгновенно превращаются в действия на экране».


Кстати, тема умного дома также волновала и Рэя Брэдбери. В рассказе «Вельд» он пишет: «они пошли по коридору своего звуконепроницаемого дома <...>, который стал им в тридцать тысяч долларов (с полной обстановкой), — дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им».




Голосовое управление и правда стало нашей действительностью, как и предсказывал Азимов. Например, виртуальный помощник Алиса, встроенный в «Яндекс ТВ Станцию», умеет не только переключать каналы, но может поставить любимую песню, сообщить погоду, заказать такси или просто поддержать разговор. И не только!


С появлением Алисы ваш дом буквально «поумнеет». Помощник взаимодействует и с другими предметами интерьера и техникой, так что запустить игровую приставку, выключить свет в комнате или даже задернуть шторы вы сможете одним лишь голосом. Любые сценарии для управления умным домом с теми устройствами, которые у вас есть.


Хотя отклик машины на голос человека и казался футурологам чем-то необыкновенным, одним этим они не ограничивались. Писатели-фантасты грезили, что машина сможет выполнять не только механические поручения, но и творчески мыслить. Из таких фантазий родились ранние образы искусственного интеллекта в научной фантастике.


Обычно ИИ в художественной литературе предстает в образе робота — человекоподобного или совсем на него не похожего. Технопессимисты рисовали ИИ опасным для человека созданием, обладающим «комплексом Франкенштейна». Термин предложил Азимов, чтобы описать ситуацию, когда искусственное существо нападает на своего создателя, потому что тот не позаботился о нем как следует. Такова, например, история суперкомпьютера из фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».


Однако развитие ИИ порождало больше надежд, чем страхов. Так, писатель Иэн Бэнкс создал цикл романов «Культура», наследующих утопическим проектам Средневековья — «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы и «Утопии» Томаса Мора. В «Культуре» физическим трудом занимаются низшие роботы, а искусственный интеллект работает в тандеме с человеком, открывая перед ним новые горизонты в творчестве и науке.


Последние годы рынок видеотехники стремительно меняется — телевизоры «умнеют», и ожидания от них растут, — так что симбиоз классического ТВ и умной колонки — решение «Яндекса», отвечающее духу времени.


В Алису интегрированы элементы искусственного интеллекта. Например, она может найти ответы на неочевидные вопросы. А еще Алиса может переключиться на шепот, если время позднее, вызвать такси, проверить заказ в «Лавке» или даже посчитать калорийность огурца. И этим дело не ограничивается, ведь уже сейчас перечислить функционал Алисы просто невозможно. А еще здесь есть функция «Давай придумаем», которая активирует нейросеть Yandex GPT. Она поможет распланировать выходные, подобрать идеальный фильм на вечер или, например, объяснить ребенку, что такое экзистенциализм.



Кажется, что современные технологии получились не такими страшными, как пророчили некоторые писатели-фантасты. А захватят ли в итоге машины мир — остается только гадать современным футурологам.


Команда

Фото: Гоша Ин

Стиль: Алина Фрост

Макияж/ прическа: Лиза Гречкина 

Сет-дизайнер: Уля Ухтомская

Продакшн-директор: Анастасия Терехова

Менеджер проекта: Анна Ефения 

Арт-директор: Николь Антонян

Креатор: Валерия захарова



Продюсер: Фарида Мустафаева 

Дизайн: Вера Маркидан 

Редактор: Арина Крайних

Гафер: Александр Коновалов

Ассистент фотографа: Евгений Щугров

Ассистент сет-дизайнера: Владимир Крутов,

Никита Крутов

изображения на экранах сгенерированы приложением «Шедеврум»

{"width":1200,"column_width":600,"columns_n":2,"gutter":0,"line":37}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}