Blueprint
T

специальный проект

13 апреля 2024

Кто такие

мецена ты 

кто помогал музыкантам раньше и как стать меценатом сейчас

13 апреля в России — День мецената и благотворителя. Когда речь заходит об истории меценатства в России, чаще всего упоминают тех, кто помогал живописцам, а о музыке забывают. Мы исправляем это недоразумение и рассказываем об истории музыкального покровительства. Сегодня молодые композиторы и исполнители могут получать помощь и творить благодаря ей. Вместе с ВТБ рассказываем, как современные прогрессивные люди могут быть благотворителями и как можно поддержать молодых творцов.

текст: Валерия Давыдова-Калашник

фото: Андрей Чунтомов, Никита Чунтомов


реклама • БАНК ВТБ (ПАО)

специальные учреждения

при Петре I

С IX по XVII век благодаря распространению православия и учений богослова и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста люди помогали беднякам, подавая милостыню. Но это привело к тому, что появились целые группировки профессиональных попрошаек. Уже в XVII веке таких людей расценивали как преступников, а при Петре I были открыты специальные учреждения социальной помощи. Пожертвовать средства можно было только через них, а вот раздавать милостыню уже было незаконно — это каралось штрафом. Также был введен налог, который взимался из жалования для содержания больниц и пациентов.


Помощь в открытых при Петре I учреждениях оказывали прежде всего солдатам, которые не могли больше участвовать в боях, инвалидам, незаконнорожденным детям и сиротам. Также были созданы светские больницы, а тем, кому не хватало в них места, распределялись для оказания помощи в монастыри.


От импера торских 

УЧРЕЖДЕНИЙ ДО КУПЦОВ 

и магна тов

В 1775 году при Екатерине II появились губернские учреждения, которые помогали школам, госпиталям, приютам и больницам. Были и частные ассоциации и учреждения — они финансировались дворянами. Среди первых — Иван Шувалов, Николай Румянцев, Сергей Строганов, Николай Шереметев, Николай Демидов. Именно в это время стала формироваться культура меценатства.


В XVIII–XIX веках российские города стремительно росли, открывались учебные и благотворительные заведения. Там принимали на воспитание детей, поддерживали слепых и глухонемых, занимались детским образованием. В 1802 году было открыто «Императорское человеколюбивое общество» — крупнейшая на тот момент благотворительная организация. Она помогала нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». В это же время появились законы об оказании социальной помощи.


Иван Шувалов

НИКОЛАЙ РУМЯНЦЕВ

Николай Шереметев

Музыкальные мецена ты

наведите на портреты, чтобы узнать больше

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.34,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Антон Рубинштейн (1829-1894)


Антон Григорьевич Рубинштейн не только был одним из самых виртуозных пианистов, но и сам поддерживал музыкальное искусство. Композитор делал пожертвования на строительство музыкальных образовательных учреждений, создал «Русское музыкальное общество» и «Фонд помощи вдовам и сиротам музыкантов», принимал участие в благотворительных концертах, а также учредил «Конкурс им. А.Г. Рубинштейна». В 1889 году Александр III утвердил этот проект. Первая премия конкурса составляла 5000 франков.


Также Рубинштейн — первый русский музыкант, которого Steinway & Sons — легендарная компания — производитель фортепиано — пригласила для гастролей по Америке, и именно благодаря композитору появилась одноименная программа для молодых пианистов — Steinway Artists, которая помогает молодым пианистам и по сей день.







Савва Мамонтов (1841-1918)


Усадьба крупного железнодорожного магната Саввы Мамонтова Абрамцево — центр российской культуры конца XIX века. Именно здесь сформировался знаменитый мамонтовский кружок и происходило становление русской оперы. Мамонтов поддерживал художников и помог создать Музей изящных искусств (современный Пушкинский).


Мамонтов также щедро жертвовал музыкантам — именно он основал первую в России частную оперу. Именно здесь началась карьера Ф.И. Шаляпина, в основе постановок была музыка Н.А. Римского-Корсакова и М.П. Мусоргского.





Митрофан Беляев (1836-1904)


Лесопромышленник Митрофан Беляев устраивал в своем петербургском доме вечера камерной музыки — «Беляевские пятницы». Их посещали композиторы Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов, Бородин, Чайковский, Кюи.


В начале 1880-х годов Беляев оставил торговлю и начал заниматься развитием русской музыки. Он организовал ежегодные русские симфонические и квартетные концерты, а в 1885 году в Лейпциге основал нотное издательство M. P. Belaieff, Leipzig, которое выпускало русские романсы, симфонии и оперы. А еще он учредил Глинкинскую премию на лучшее русское сочинение любого жанра и ежегодный конкурс камерных сочинений.








Надежда фон Мекк (1831-1894)


Жена железнодорожного магната Карла фон Мекка поддерживала Николая Рубинштейна и Клода Дебюсси. Кроме того, она покровительствовала Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу и целой плеяде молодых музыкантов — для этого у нее была целая регулярная статья расходов.


Но главным ее подопечным был композитор Петр Ильич Чайковский. От скрипача Котека, с которым она играла сочинения для скрипки с фортепиано, она узнала о затруднительном положении Чайковского. Чтобы не ранить самолюбие композитора, она делала ему заказы через Котека. В конце концов меценатка выплачивала Чайковскому крупное пособие, позволившее ему оставить профессуру в Московской консерватории и сосредоточиться исключительно на творчестве. Эпистолярные отношения Надежды фон Мекк с Чайковским продолжались тринадцать лет, но лично они так и не встретились.


Надежда фон Мекк не была благодетельницей одного только Чайковского. Пригласив молодого Клода Дебюсси давать уроки своим дочерям, она обеспечила композитора не только стабильным доходом, но предоставила ему свое имение Плещеево на два лета. Там композитор мог спокойно жить и работать.







Поддержка музыкантов

в советское время

После революции 1917 года частные инициативы преобразовались в разнообразные общества и профсоюзы. В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, он стал главным организационным и цензурным органом советской музыки. При нем появились и Музыкальный фонд СССР, и Всесоюзный дом композиторов, и Центр музыкальной информации и пропаганды советской музыки, а еще различные дома творчества, издательство «Советский композитор» и собственные журналы.


Союз также помогал строить концертные площадки. Главными центрами классического искусства и культуры стали государственные филармонии — многие из них до сих пор работают (например, Московская государственная академическая филармония и Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича). Филармонии получали и получают государственное финансирование на оркестры, солистов и концертные залы. В 1986 году в Союз композиторов СССР входили 2506 композиторов и музыковедов. После распада СССР Союз прекратил свое существование — он стал Международной ассоциацией композиторских организаций. А Главискусство преобразовалось в Министерство культуры и туризма Российской Федерации (сегодня — Министерство культуры).



Музыкальное мецена тство

в России сегодня

Сегодня есть несколько целевых коммерческих фондов, которые поддерживают музыкантов. Один из крупнейших жертвователей — банк ВТБ, он оказывает поддержку более тридцати культурным институциям и проектам по всей стране на протяжении тридцати лет. 


Среди музыкальных институций и коллективов, которым банк оказывает поддержку: Санкт-Петербургская государственная академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, музыкальный коллектив musicAeterna. Вместе с последними ВТБ реализует междисциплинарные и просветительские проекты, такие как «Музыкальное измерение» и «Что я слышу?». 



Проект «Музыкальное измерение» — результат художественной коллаборации ведущих музеев страны с музыкальным коллективом musicAeterna, которая состоялась по инициативе банка ВТБ. В рамках этого проекта дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna составляют плейлист для посетителей выставок, в него входят классические музыкальные произведения, подкасты о музыке и изобразительном искусстве, дискуссии экспертов и живые выступления musicAeterna в пространствах музея. Недавний выпуск посвящен экспозиции «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве (выставка продлится до 24 сентября).


«Что я слышу?» — это цикл материалов, подготовленный в коллаборации музыкальным коллективом musicAeterna и банком ВТБ. Просветительский проект посвящен тем произведениям, которые входят в репертуар musicAeterna. Благодаря подробному музыкальному и историческому разбору слушатели могут погрузиться в контекст произведений и развивать вкус к классической музыке. Также у musicAeterna есть программа заботы о друзьях, которая основана на доверительных отношениях между участниками и оркестром. Например, в качестве одной из привилегий члены программы получают возможность присутствовать на репетициях и творческих встречах musicAeterna.







Для чего нужно

музыкальное мецена тство

В начале карьеры творческому человеку недостаточно просто обладать талантом и стремлением реализовать свои идеи. Перед музыкантом порой возникают в первую очередь финансовые преграды. Творчество требует затрат на материалы, работу и организацию исполнения. Часто музыканты устраиваются на стороннюю работу, чтобы обеспечить себя. И вместо того чтобы заниматься музыкой, молодые композиторы тратят силы и время на заработок. 


Порой в силу каких-либо обстоятельств музыканты лишаются возможности зарабатывать — например, из-за тяжелых травм или болезней. В прошлом также актуальным был вопрос выживания семьи умершего музыканта. Потому средства для существования — тоже важная помощь. Для получение качественного образования и необходимого опыта, а также для совершенствования навыков музыкантам важны стипендии или финансовая поддержка обучения. Помимо этого зачастую молодым талантам важна популяризация — важно рассказать о музыканте и его творчестве широкой аудитории. Еще одно важное направление, требующее покровительства, — реализация замыслов творца. 



Что может помочь музыкантам

Если вы хотите помочь молодым талантливым музыкантам, вот что вы можете сделать.












Спонсирование. Вы можете вкладываться в различные проекты: будь то постановка или ремонт концертного зала.


Гранты на обеспечение деятельности. Помощь с повседневными расходами освободит время творческому человеку на реализацию идей.


Направление на учебу. Можно помочь молодому таланту, оплатив его учебу в профильном заведении или снабдив рекомендацией для стипендии или резиденции.


Знакомства и рекомендации. Помимо академических рекомендаций можно помочь, если задействовать собственные связи. Например, представить знакомым из музыкальной или медийной индустрии.


Предоставление своих помещений. Аренда пространства для репетиций стоит немалых денег, и вы можете помочь музыкантам, если у вас есть помещение, которое для этого подойдет.


Заказы. Молодых композиторов можно поддержать, если постоянно давать им заказы. Кроме того, что музыканты смогут заработать и практиковаться, они соберут себе внушительное портфолио.


Участие в программах лояльности. Например, у musicAeterna есть своя программа «заботы о друзьях». Она создана для того, чтобы развивать взаимоотношения с лояльными слушателями и зрителями во всем мире. Друзья musicAeterna имеют возможность первыми бронировать билеты на концерты, а еще они получают эксклюзивные материалы о выступлениях и жизни коллектива, посещают репетиции, творческие встречи и особые закрытые мероприятия, пользуются многочисленными привилегиями, позволяющими испытать полное погружение во вселенную musicAeterna через уникальный опыт.



1.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.34,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

2.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.34,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}