Blueprint

yandex logo

специальный проект

иску((твенный

T

30 апреля 2025

тв()рче(кий

интеллект

фото: Яндекс / Виктор Юльев, Иван Озеров, Маргарита Смагина, Евгений Шишкин

текст: Юлия Рузманова

ИИ — это помощник художника
или его конкурент?

В интернете становится все больше изображений, аудио- и видеозаписей, созданных нейросетями. Можно спорить об их качестве, авторстве и подлинности некоторых, но факт остается фактом — нейросети уже меняют сферу искусства. Стоит ли бояться того, что нейро-арт вытеснит традиционное искусство? Мы спросили об этом 10 художников, участников выставки «Человек и нейросети: кто кого создает?», которая проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 25 мая. Они поразмышляли о том, как ИИ повлиял на их творческий метод.

реклама • ООО «ЯНДЕКС»

T

yandex logo

ИИ для меня — инструмент и почти соавтор, в дальнейшем — коллега. Опционально — соперник, соперничество иногда интересно.

Я верю, что с ИИ могу немного изменить или усовершенствовать свой почерк, но не утратить его. Нейросети предлагают массив информации, а что из этого выбрать и с чем работать — выбор художника. С ИИ-инструментами возрастает роль месседжа в творчестве. Появляется время на построение более сложных многослойных высказываний.

ника пешехонова

анализирует процессы, порождаемые технологическим прогрессом

Пока что у нейросетей, в особенности текстовых и визуальных, есть ограниченность в понимании контекста. Есть некоторые очевидные зацикленные паттерны, которые зеркалят реальные паттерны социума. Но и с этим можно интересно работать.

Мы сами никогда не смогли бы сами придумать такое множество комбинаций из хаоса и шума, наш мозг на это не способен.

yandex logo

T

yandex logo

Искусственный интеллект произвел технологическую революцию сродни появлению колеса, он увеличивает производственные мощности в создании контента. Ценность ИИ — не в его качестве, а в скорости и вариативности.

Для меня ИИ — инструмент, с которым я могу найти стартовую точку. Я не мог бы без него оперативно записать хор или оркестр и все это упорядочить. 

александр василенко

исследует самоподобные генеративные системы, пределы искусственного интеллекта, ритуализацию пространств, перенос реальных объектов в виртуальную реальность и обратно.

А с ИИ могу моделировать прототипы своих работ очень быстро: получать наброски (будь то музыка, звук, тексты), генерировать какие-то невероятные варианты, которые я сам упустил бы.

У меня есть свои фишки в работе, но нет проблем с тем, чтобы ими поделиться. Я люблю рассказывать, как сделал то или иное, потому что раскрываю только инструмент. Моя уникальность сохранится. Идея все равно исходит от меня.

T

yandex logo

кристина пашкова

работает в техниках гобеленового, ремизного и жаккардового ткачества. В своих инсталляциях сочетает ручное ткачество с другими медиумами: видео, проекцией, анимацией, визуальной поэзией, коллективными практиками.

В своей книге «Социальная история искусственного интеллекта» Маттео Пасквинелли описывает, что ИИ вышел из труда, что любой труд алгоритмичен и, соответственно, интеллектуален.

Нейросети вышли из ткачества. Ткацкие станки — это предки современных компьютеров. Многие художники используют искусственный интеллект в текстильных работах. В прошлом году на Венецианской биеннале павильон Узбекистана представляла художница Азиза Кадыри.

Она брала традиционные узоры с ковров и делала генеративные видеоизображения. Это один из сценариев использования ИИ.

Пока мне на уровне визуала неинтересно работать с нейросетью. Проблема производства художественного изображения с помощью ИИ сейчас в том, что все используют готовые модели, у которых есть свой стиль. Нейронки не могут выйти за рамки данных, на которых они обучены. А вот если каждый научится обучать нейронку, то будет уже намного интереснее.

yandex logo

T

yandex logo

мария федорова

работает на стыке искусства, спекулятивного дизайна и архитектуры, исследуя новые экологии, в которых природа и технологии тесно переплетены.

Отправной точкой моей работы для выставки стал прогноз, что в 2025 году настанет эра автономных агентов, где ИИ — напарник в рабочих задачах. Но пока ИИ для меня — инструмент, который, как и любой другой, требует понимания его ограничений и особенностей.

Последние пару лет я использую нейросети для генерации 3D-моделей, которые затем дорабатываю, комбинирую и иногда добавляю анимацию. Очень радуюсь, что процесс создания работ ускорился, особенно на стадии эскиза.

Мой метод основан на связке нескольких программ, поэтому ИИ в чистом виде в итоге не считывается.

Мне приходится довольно долго переформулировать промты, искать аналоги слов на английском, пробовать несколько похожих сетей, прежде чем получается что-то, что я потом могу использовать. В этом есть парадокс: генерация делается за несколько секунд, но чтобы получился тот самый образ, мне нужно потратить несколько часов.

T

yandex logo

В первой части лаборатории мы встречались с большим количеством классных спикеров. Главный вывод из этих встреч: без человека нейросеть работать не может, не может формулировать задачи и находить данные для самообучения. Пока у нейросетей нет полноценного сознания, художника — биологического автора — не заменит никто. Самостоятельного искусства ИИ не существует. Оно все создается по человеческому запросу.


дарья неретина

комбинирует между собой разные медиа: фарфоровые элементы и вышивку, живопись и графику, новые и старые материалы, найденные на блошиных рынках и в семейных архивах.

В рамках этого проекта мне важна была «объективность» сознания ИИ. Разработчики дообучили нейросеть на основе реального графического гербария советского скульптора Анны Голубкиной, а затем мы попросили ее воссоздать ботанических героев Анны по текстовому запросу. ИИ выдал стилистически близкие изображения. Так у меня появился инструмент, способный непредвзято и смело решить эту задачу. Вот эта случайность прогноза меня привлекает невероятно, как и красота прямой и обратной диффузии, которую разработчику удалось разложить на «стоп-кадры».

T

yandex logo

Когда мне надо замешать бетон, когда делаю колонну Виноградского с бактериями из речного ила и когда подбираю себе многоканальную аудиокарту — мы все делаем вместе с нейронкой.

Проигрывает ли искусство, созданное с ИИ, в уникальности — зависит от художника, который это искусство создал. Я не боюсь утратить свой почерк. Нейросеть — мой соратник, «второй пилот», который помогает в рутинных задачах и дает новые возможности в работе.

Для меня сейчас более логично использовать ИИ для рутинных задач или как уникальный поисковик, который быстро находит ответы на вопросы. Но пока он часто ошибается и придумывает. Возможно, в этом его уникальность.

анна мартыненко

исследует физическую реальность в информационном мире, работает с информационным шумом, предлагая практики заземления. В этом контексте изучает восприятие и сигнальные системы.

T

yandex logo

Сейчас я не рассматриваю ИИ ни как инструмент, ни как соперника. Его можно воспринимать скорее как собеседника, который предлагает новые ракурсы. Например, в моей инсталляции «Распознавание» из 55 портретов он выступал не как соавтор, а как зритель — анализировал уже готовые работы.

Также я обращаюсь к ИИ, когда нужно найти неожиданные ассоциации или связи между идеями. У меня есть своя «база данных» — опыт, насмотренность, интуиция. У ИИ — своя.

елена филаретова

изучает возможности мозга и индивидуальной рефлексии зрителя, исследует тему визуальной парейдолии — процесса, при котором человек видит знакомые образы и лица в случайных или неструктурированных визуальных стимулах.

Иногда он предлагает связи, которые я сама не смогла бы выстроить, и это может стать толчком для новых размышлений.

Конечный результат ИИ никогда не становился готовой работой, но когда я анализировала сгенерированные варианты, находила фрагменты, которые вызывали новые ассоциации. Они служили отправной точкой для самостоятельной работы и позволяли развить изначальную идею.

yandex logo

T

В проекте «Танец вместо поединка» мы отталкиваемся от концепции сиамских нейронных сетей — в художественной практике мы работаем с образами двойников.

Несколько занятий в лаборатории разработчики Яндекса рассказывали о том, как ставилась задача перед нейронной сетью, чтобы она научилась определять, кто перед ней — собачка или кошечка. Так мы подумали в сторону практики выявления паттернов, которые объединяют или разделяют двух персонажей, и создали наши аватары — Машу и Ксюшу. У нас есть приложение-опросник, который, по аналогии с сиамской нейронной сетью, позволяет определить, на какого персонажа ты больше похож — Машу или Ксюшу.

Также мы создали видеоработу с общим для этих персонажей полем танца, в котором они поддерживают друг друга и обмениваются паттернами. То есть они существуют не по законам разделения, а по законам обмена.


мария яшникова-ткаченко, ксения земскова

создают образы персонажей-двойников, исследуя вопрос «как быть вместе» — в танце и за его пределами.

ксения:

T

У ИИ есть интересный двойственный момент. С одной стороны, он как будто обладает сразу всеми знаниями. С другой, важно проходить этот путь анализа и контекстуализации самостоятельно, чтобы всю эту информацию понимать.

Так и в перформансе и в танце часто есть поле для импровизации, которое существует в рамках определенных физических задач. Например, это может быть «медленное движение» или задача поддерживать танец друг друга, не выбиваясь сильно и создавая единый танцевальный ландшафт. И как раз практический опыт позволяет действовать в плотном поле перформанса, принимать решения прямо сейчас. Тренировать мышцу бытия, совместности, анализа и движения.

мария яшникова-ткаченко, ксения земскова

создают образы персонажей-двойников, исследуя вопрос «как быть вместе» — в танце и за его пределами.

мария:

T

yandex logo

ян посадкий

работает с «современным краеведением» — архивными данными, историческим и локальным контекстами места. Использует различные медиумы и жанры, в основном — паблик-арт, объекты и тотальные инсталляции.

Сегодня мы не можем говорить о соперничестве ИИ с человеком, так как у нейросети нет амбиций и карьерных устремлений художника. 

При разработке и создании моих проектов остается много рукотворного: от предпроектного исследования на местности и поиска информации в интернете до создания работы в ее физической форме.

Технологии и их развитие неразрывно связаны с появлением новых форм художественной выразительности. Так и несовершенство генерации изображений, глитчи, недостоверная информация и прочие искажения ИИ побуждают художников создавать новые уникальные ветви развития мирового искусства. Технология гибкая и позволяет сохранять самость артиста даже при активной работе с ИИ.

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"margin":0,"line":37}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"fullscreen","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}