
Captain Fantastic: Элтон Джон и его дорога к величию
Текст:
Татьяна Королева, Ира Соломатина
Сегодня Элтон Джон все чаще носит костюмы и темные водолазки, но его популярность в мире моды вполне закономерна. Дело тут не только в его необычных нарядах, а скорее в прекрасном вкусе, смелости, честности и бескомпромиссном своеобразии. Эти качества, а не пресловутая любовь к очкам и шляпам, и позволяют ему оставаться одним из самых популярных артистов в мире на протяжение десятилетий.
Сегодня, когда стиль семидесятых с его экстравагантной, гипертрофированной гламурностью, переживает второе рождение, сценические образы Элтона Джона вновь актуальны. Кажется, в усыпанных стразах, украшенных эполетами, расшитых стеклярусом вещах Attico, Halpern, Peter Pilotto и Osman ясно читаются отсылки к костюмам сэра Элтона. Посвящены Элтону Джону и кроссовки Air Force ‘Jet’ Nike, выпущенные ранее в марте. Не говоря уже о том, что креативный директор Gucci Алессандро Микеле – один из самых влиятельных дизайнеров наших дней – вдохновляется стилем британского музыканта. Недавняя коллекция Микеле для Gucci (для весны-лета 2018) была посвящена легендарным костюмам Элтона Джона, затем Gucci выпустили коллекцию аксессуаров с принтами Levon, сингла 1971 года, а теперь Алессандро Микеле объявил, что будет работать над костюмами для прощального тура музыканта. Вспоминаем по годам, как Элтон завоевывал свое величие.

19
60-е

В 1960-х годах, когда Элтон еще был вовсе не Элтоном, а Реджинальдом Кеннетом Дуайтом (а на небольших выступлениях просто «Реджи»), стиль его был достаточно непримечательным. Начинающий музыкант носил джинсы и рубашки, и лишь неизменные круглые очки намекали на его природный нонконформизм. В 1967-м он откликнулся на объявление в газете, где звукозаписывающей компании Liberty Records требовался музыкант. Именно на встрече с менеджером Реем Уильямсом судьба случайно свела его с первым — из трех — главных мужчин его жизни. Реджи признался на встрече, что горазд сочинять музыку, а вот в написании текстов совершенно не сведущ. В ответ Рэй вытащил случайный конверт из присланных на то же объявление, и сказал — да бери любого из этих! Внутри оказалось письмо Берни Топена, с которым Элтон работает и по сей день; ходили когда-то слухи, что у них роман, но певец неизменно называет его скорее братом.

70-е

После успеха первого альбома – Elton John 1970 года – образы музыканта становились все более смелыми и яркими. В 1971 году для выступления на концерте в Сан-Франциско Джон переоделся в короткие шорты, надетые с гольфами, – образ, не раз воспроизведенный впоследствии. На концерте в Гамбурге в том же году музыкант появился в украшенной принтами атласной рубашке.
В начале семидесятых Реджи, в 1972-м ставший Элтоном Джоном, встретил второго главного мужчину своей жизни. С художником по костюмам и дизайнером Бобом Мэки его познакомила Шер, для которой Мэки создал не один скандальный наряд. Именно Мэки является автором самых экстравагантных нарядов британского музыканта. В 1974 году для своего легендарного концерта в Мэдисон-сквер-гарден, участие в котором принял Джон Леннон, Элтон надел белый блестящий комбинезон, обнажавший грудь и спину. Расшитый нотами комбинезон, в котором Элтон Джон выступал в 1975-м (его воспроизвел Алессандро Микеле), костюм Статуи Свободы, в который он нарядился в 1976 для концерта в Нью-Йорке, костюм утки с концерта 1980 года в нью-йоркском Центральном парке – все эти наряды сделаны Бобом Мэки. В интервью Vogue дизайнер вспоминал как-то, что Элтон поставил его в тупик просьбой одеть его так же, как Шер (а впрочем, кто не хотел бы одеваться так же, как Шер?). В итоге их сотрудничество оказалось плодотворным. «Тогда мы придумывали совершенно безумные вещи. Я не преувеличиваю, когда называю из безумными: огромные шляпы и длинные плащи, отороченные мехом и перьями. Однажды Элтона, одетого в комбинезон с вырезами, вынес на сцену бодибилдер. На бодибилдере из одежды были только серебристые стринги. Плащ Элтона тянулся по сцене, а на голове у него был шлем, расшитый пайетками. Обычно, когда я предлагал ему выбрать из нескольких эскизов, он заказывал сразу все и “к понедельнику”».


Заслугой Мэки являются и вызвавшие сенсацию костюмы Элтона Джона, в которых он появился на Muppet Show в 1978 году. В начале передачи, когда музыкант исполнил Goodbye Yellow Brick Road, на нем был надет костюм, щедро декорированный разноцветными перьями, шлем со сверкающими стразами и огромные розовые очки, придававшие ему удивленный вид. А после того как Элтон Джон переоделся в другой сценический костюм, розовый блестящий фрак, одна из кукол осведомилась, почему он выглядит «как автомобиль в розыске».


Но все-таки не Боб Мэки придумал, как будет выглядеть Элтон Джон — это Элтон с самого начала был готов к экспериментам. Когда-то он говорил, что яркие костюмы на сцене стали его протестом против строгости отца, для которого вся музыкальная карьера сына была катастрофой: он осуждал рок-н-ролл даже больше, чем сексуальную ориентацию сына (в 1976 году в интервью Rolling Stone Элтон сказал, что бисексуален), и ни разу не появился на его выступлениях. Кроме того, Элтон заметил, что никогда не был секс-символом — и это позволяло ему отрываться на костюмах.
80-е
Восьмидесятые — трудное десятилетие в жизни Элтона Джона. Ударом по его карьере стало признание в бисексуальности, отвратившее от него многих фанатов. В то же время произошло охлаждение в отношениях Джона с Берни Топином. Прогрессировала наркотическая зависимость Джона: по собственному признанию, он и четырех минут не мог продержаться без кокаина. Вдобавок ко всему в 1986 году во время австралийского турне Джон потерял голос, последовала операция на голосовых связках, после которой музыкант не может брать высокие ноты.


Несмотря ни на что костюмы Элтона Джона продолжали быть столь же экстравагантными, как и прежде. На концерте в Мэдисон-сквер-гарден, посвященном памяти Джона Леннона, музыкант появился в костюме неоновых оттенков, который венчала фуражка на манер милицейской, но пронзительно яркая, затем переоделся в мушкетерский сиреневого цвета. Кульминацией эксцентричности Элтона Джона стало его выступление на стадионе «Уэмбли» в декабре 1984 года, где он появился перед публикой в пышном платье и огромной шляпе. А в свой австралийский тур 1986 года музыкант отправился, прихватив розовый парик и расшитый звездами бархатный смокинг.

К концу 1980-х он находился на грани физического и эмоционального истощения. 1988-й музыкант называет переломным в своей жизни: тогда он устроил аукцион, на котором продал звукозаписи и личные вещи в знак символического прощания с прошлым. Проданы были и многие сценические костюмы: расшитые эполетами мундиры, яркий пиджак, украшенный золотыми перьями, и бархатный смокинг, в котором всего несколькими годами ранее музыкант выступал в Австралии.
90-е
В 1990-м Элтон завязывает с наркотиками и выпивкой и с этого года и по сей день исправно посещает группу анонимных алкоголиков. В 1993-м он встречает третьего мужчину своей жизни — Дэвида Ферниша, своего мужа, с которым они вместе по сей день и воспитывают двоих детей. Джона ждал успех на новом поприще: он пишет саундтрек к мультфильму «Король-лев» и получает за песню Can You Feel the Love Tonight «Оскар». Потом он скажет, что это стало одним из поворотных моментов в его карьере — и привлекло на его концерты детей, их мам и бабушек. Свое пятидесятилетие он отмечает с элтоновским размахом: на костюмированную вечеринку приходит полтысячи гостей, а сам он одевается Людовиком XIV во всем его великолепии. Но конец 1990-х оказывается и очень грустным для Элтона. Летом 1997-го погибают двое его близких друзей: в июле убивают Джанни Версаче (до этого в 1994 году Элтона снимает Ричард Аведон для рекламной кампании бренда). На похоронах он сидит рядом с другим близким человеком — принцессой Дианой. Она погибает в августе в автокатастрофе. Специально для похоронной церемонии он вновь связывается с Берни Топином и просит его переписать текст песни Candle in the Wind. Он исполняет ее всего раз — и песня становится величайшим хитом. Элтон обещает не исполнять ее больше, если только его не попросят дети Дианы.

Когда видишь список людей, с которыми дружил и дружит Элтон, поражаешься, как у него хватает времени и душевных сил. Принцесса Диана, Джанни Версаче, Фредди Меркьюри, Джордж Майкл; он является крестным отцом детей четы Бекхэм и других известных людей. Смерть Фредди Меркьюри от СПИДа в 1991-м сильно повлияла на него: он и до этого активно поддерживал фонды по борьбе с болезнью, в 1992-м основал свой собственный Elton John AIDS Foundation, а в 1993-м запустил оскаровскую вечеринку, которая и по сей день является ничуть не менее престижной, чем вечеринка Vanity Fair — и к тому же работает на благую цель.

20
00-е
Когда наступили 2000-е, Элтон не собирался останавливаться. Он подписывает контракт на 75 выступлений в Лас-Вегас-Стрип: и там уже надевает вроде бы спокойные, но все-таки такие элтоновские пиджаки: блестящие, полностью розовые или богато расшитые. Он бесконечно в дороге и на выступлениях, и когда его спрашивают, почему он так маниакально ездит в туры, он отвечает просто: «Я получаю от этого удовольствие больше, чем когда-либо». Он всегда развивается и смотрит, что еще можно использовать в музыке, признается, что хочет записать альбом в стиле r''n''b или хип-хоп. Он выступает вместе с Эминемом на «Грэмми» с его песней Stan — и признается потом, что впервые увидел рэп-выступление вживую и был поражен энергетикой. Два музыканта подружатся, и именно Элтона журнал Interview выберет для разговора с Эминемом. Разговор начнется с великого:
— Привет, Маршалл!
— Привет, придурок!
— Да-да, рад слышать тебя, старый ублюдок!
Острый на язык Элтон — отдельная легенда. Он много с кем успел поссориться: например, Дэвид Боуи в 1970-х в одном интервью обвинял его в копировании, на что Элтон простецки рассказывал Rolling Stone, что он, во-первых, появился на сцене раньше и, во-вторых, в последний раз, когда они встречались, Дэвид был так накурен, что вряд ли об этой встрече даже помнит. Но отдельной главы заслуживает Мадонна. Все началось в 2004-м, когда он принял награду за лучшее живое выступление на Q Awards. В списке номинантов была и Мадонна, и Элтон не поскупился на реакцию: «Простите, конечно, но я думаю, что всякого, кто поет под фонограмму перед публикой, которая заплатила за это зрелище 75 фунтов, нужно пристреливать». В итоге они почти помирились в 2012-м: однажды Элтон увидел ее в ресторане во Франции, принес свои извинения в записке и оплатил ее ужин.
Эта история отлично показана — как и его лучшие костюмы — во втором фильме «Кингсмен», когда певца похитила героиня Джулианны Мур для собственной потехи. А кто бы не захотел, будем честны? Там он постоянно ругается со всеми, участвует в потасовке — а ведь на момент съемок ему было уже 69, и он жаловался журналисту The Telegraph на артрит.

10-е
Элтон бесконечно ищет новое. В начале 2010-х он выступает вместе с Леди Гагой — идеальный дуэт! — на «Грэмми», и она становится его близкой подругой. В своих интервью он постоянно говорит, что надо стремиться вперед, называет музыкантов, которые его интересуют, сотрудничает с Gucci, снимается у Джеймса Кордена в Carpool Caraoke, и это один из действительно смешных выпусков программы. И конечно, отправляется в очередной — вроде бы на самом деле последний — трехгодичный тур, который начнется 8 сентября в США. Кажется, что Элтон на все смотрит сквозь свою коллекцию удивительных очков, где розовые стекла — самое лаконичное решение. Тому же Кордену он признается: «У меня все еще энергия двадцатилетнего парня. Если остановишься, то умрешь». И мы желаем ему никогда не останавливаться.
