Blueprint
T

Задворки люкса: дрейф группы «Видимый комитет» по району Столешникова и Цветного

СТИЛЬ:
ЗАРИНА РАХБАНОВА

ПРИЧЕСКИ:
ФАРИЗА РОДРИГЕЗ

фото:
леонид сорокин

МАКИЯЖ: 
МАША ВОРСЛАВ

продюсер:
саша рожкова

«Видимый комитет» — это группа московских старшеклассников и студентов, которые объединились в художественный коллектив на занятиях фонда V-A-C. Они исследуют окружающий нас психогеографический ландшафт. Исследование происходит методом дрейфа — быстрого перемещения сквозь пространство, в том числе виртуальное. Цель дрейфующего — не пройти из точки А в точку Б, а эмоционально дезориентироваться, чтобы посмотреть на город свежим взглядом. По просьбе The Blueprint участники «Видимого комитета» прошлись по модному району Столешникова переулка и Цветного бульвара, примерив на себя винтажные вещи Walter Van Beirendonck и Raf Simons.

Группа «Видимый комитет»: АРТУР Аракелов, СТЕПАН Есаян, МАТВЕЙ Селякин, ЕЛИЗАВЕТА Трусилова, ВЕРА Неудобнова

Группа «Видимый комитет» сформировалась во время лекций для старшеклассников, которые фонд V-A-C проводил летом 2017 года в рамках выставки «Московские дневники». Ребята изучали идеи французских ситуационистов — левой группировки, ставшей известной на волне майских событий в Париже 1968 года. Они исследовали, как городское пространство влияет на человеческую психику, а своей целью ставили уничтожение капитала, власти и любых форм иерархии. Старшеклассники из «Видимого комитета» вдохновились их идеями и вслед за ситуационистами провели собственные дрейфы. Проект «Московский дрейф» стал участником программы Специальных проектов 6 Московской международной биеннале молодого искусства.

Дрейф — это метод изучения города, предложенный лидером ситуационистского движения Ги Дебором в конце 1950-х. По сути, дрейф представляет собой бесцельное несистемное блуждание по городу — без четкого маршрута, без начальной или конечной точки. Дрейфующий должен достичь состояния эмоциональной дезориентации, потеряться в пространстве, чтобы посмотреть на него независимо. В конце 1950-х дрейф стал своего рода проявлением романтического бунта против структурированности общества, когда каждый горожанин имел набор привычных путей («дом — работа» или «работа — бар — дом»), и любое отклонение от маршрута могло быть расценено как бегство от угнетающей реальности.



Сегодня к этой тактике добавляются цифровые инструменты: городское пространство теперь состоит не только из физической среды, но и из ее отражений в сети. Как и большинство горожан, механически фиксирующих город своими смартфонами, «Видимый комитет» фотографирует, записывает аудио- и видеоролики. Однако в отличие от людей, фотографирующихся на фоне достопримечательностей, группу интересуют неочевидные элементы, лакуны и зазоры, изнанка городского пространства.

В районе Столешникова переулка и Цветного бульвара сосредоточено множество магазинов, дорогих баров и туристических кафе. У Столешникова репутация самой дорогой улицы Москвы с зашкаливающими ценами на аренду торговой недвижимости, с магазинами Prada, Leform, «KM20» и баром «Симачев». На Цветном находится одноименный ТЦ, ставший точкой притяжения юных городских модников. «Видимый комитет» постарался ухватить район с непарадной стороны и соотнести запечатленные фрагменты с ключевыми местами Столешникова и Цветного, которые и определяют эти улицы как модные.

дрейф

цветной бульвар

страстной бульбар

Столешников переулок

неглинная ул.

петровка

ул. тверская

ул. большая дмитровка

Чемпионат мира по футболу стал причиной социального бурления в городе. Сильно увеличилось количество гуляющих людей — не только туристов, но и местных жителей. Центр Москвы, из которого после программы «Моя улица» будто бы улетучился дух азиатского базара, снова наполнился жизнью. Стала виднее и ярче проявляться всевозможная спортивная атрибутика и патриотическая символика, резко увеличилась популяция музыкантов, нищих и торговцев.


Из-за массового мероприятия окружающая среда теперь кажется перегруженной — пробки на дорогах и теснота на тротуарах. Увеличился уровень шума в городе. Люди стремятся обратить свои эмоции на таких же, как они, фанатов, поэтому концентрируются в наиболее популярных местах. Бурные празднования голов, перекрикивания, громкая речь иностранцев и игра на гитарах — все это синхронизируется в мощный гул, который фактически заслоняет собой городское пространство. 



Мы попробовали выразить это ощущение по итогам нашего дрейфа, собрав вместе фотографии, видео и аудиозаписи, подчеркивающие эклектичность этой среды. Тут смешивается историческая память и советские традиции, мусор с глянцем, прогрессивная социальная инфраструктура с угнетением незащищенных, технологическое развитие и радикальная отсталость.


Мы отметили вполне уютный симбиоз различных торговых моделей около метро «Цветной бульвар». Тут с одной стороны расположены Tsvetnoy Central Market — торговый центр с флагманскими корнерами, единой кассовой системой, фермерскими продуктами и фуд-кортом, с другой стороны тут же — торговые одиночные повозки (даже не палатки) с капроновыми колготками и борсетками.

Любой желающий может присоединиться к дрейфам «Видимого комитета», запланированным на 29 июля, 12 и 19 августа. Записаться можно тут.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}