Blueprint
T

Кофейная чашка Императорского фарфорового завода: история «кобальтовой сетки»

Кофейная чашка   Императорского фарфорового завода: история «кобальтовой сетки»

фото: ЖЕНЯ ОНЕГИНА, ВЕРА МИШУРИНА

ТЕКСТ: ОЛЬГА КОСЫРЕВА

ПРОДЮСЕР: VERA KEITER



текст:
Ольга Косырева

фото:
женя онегина, вера Мишурина

Продюсер:
Vera Keiter

кофейная чашка «МАЙСКАЯ» из набора с блюдцем, ИФЗ, 2600 руб.

Тонкий и звонкий фарфор, из которого сделана эта чашка, белейший, полупрозрачный костяной, выпускается в России только на Императорском фарфоровом заводе, бывшем Ломоносовском, бывшем Императорском. Костяной он потому, что почти наполовину состоит из костной муки, которая делает его таким легким, тонким и белым. А рисунок на чашечке — самая знаменитая, самая узнаваемая роспись петербургского завода — «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно-синих линий с золотистыми звездочками в местах их пересечения. Линии узора были навеяны автору, художнице-фарфористу Анне Яцкевич, косыми линиями прожекторов, прочерчивающих небо в поисках немецких бомбардировщиков, и бумажными лентами, наклеенными на оконные стекла, чтобы не разбились от взрывной волны. Яцкевич провела в Ленинграде все 900 блокадных дней, и свой рисунок сделала сразу после войны, как только фарфоровая мастерская возобновила работу. Но узнать, какой огромный успех выпадет на долю ее росписи, она не успела: когда «Кобальтовая сетка» неожиданно для всех получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, Анны Яцкевич уже не было в живых. Зато теперь каждый, кто пьет кофе из чашечки с таким рисунком, сам того не зная, отдает дань памяти художнице и трагедии — личной и всей страны.

Тонкий и звонкий фарфор, из которого сделана эта чашка, белейший, полупрозрачный костяной, выпускается в России только на Императорском фарфоровом заводе, бывшем Ломоносовском, бывшем Императорском. Костяной он потому, что в нем почти половину составляет костная мука, которая делает его таким легким, тонким и белым. А рисунок на чашечке — самая знаменитая, самая узнаваемая роспись петербургского завода – «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно-синих линий с золотистыми «звездочками» в местах их пересечения. Линии узора были навеяны автору, художнице-фарфористу Анне Яцкевич, косыми линиями прожекторов, прочерчивающих небо в поисках немецких бомбардировщиков, и бумажными лентами, наклеенными на оконные стекла, чтобы не разбились от взрывной волны. Яцкевич провела в Ленинграде все 900 блокадных дней, и свой рисунок сделала сразу после войны, как только фарфоровая мастерская возобновила работу. Но узнать, какой огромный успех выпадет на долю ее росписи, она не успела: когда «Кобальтовая сетка» неожиданно для всех получила золотую медаль на Всемирная выставки в Брюсселе в 1958 году, Анны Яцкевич уже не было в живых. Зато теперь каждый, кто пьет кофе из чашечки с таким рисунком, сам того не зная, отдает дань художнице и трагедии – личной и всей страны.

фарфор. ручная роспись

платье, JULIE C. BRUSH, 1940

ваза из фарфора,1635-1650

чайная чашка, Bartlett, Dana, 1937

шкатулка для хранения чая, Pieter Adolf Bruné, 1785

Блокадный Ленинград, 1941

работа неизвестного художника, 1890 -1925

Вильям скотт. Бытовые формы, 1976

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}