Blueprint
T

Как российские дизайнеры поддерживают экологию


H&M выпускают одежду из листьев ананаса и остатков производства цитрусового сока. Vivienne Westwood направляют средства от продажи коллаборации с Burberry в пользу программы по защите тропических лесов Cool Earth. А Кристофер Рейберн делает с брендом The North Face сумки из переработанных палаток для походов. Глобальная озабоченность проблемами экологии побуждает мировые бренды перестраиваться на осознанное производство. Для дизайнеров, которые делают это наиболее быстро, эффективно и коммерчески успешно, проект Common Objective учредил специальную премию CO10 Leadership Award, в Германии открыли выставку экологичных инноваций Neonyt, а Стелла Маккартни запустила благотворительную платформу Cares Green, объединяющую пропагандистов устойчивого развития. Что в это время происходит в России? Есть ли у нас свои Вивьен Вествуд и Филиппа Кнутссон? Могут ли отечественные марки ответить западным примерам? Думаем, что да.   


За последние несколько сезонов российский бренд NNedre, который уже пять лет снабжает покупателей базовыми свитшотами, платьями и брюками, расширил коллекции до шелковых комбинаций, непромокаемых тренчей и кожаных ремней. Количество регулярно выпускаемой продукции выросло в разы — под нее открыты моностудии в Москве и Петербурге, а также корнеры в магазинах-партнерах. В начале года дизайнер Нелли Недре объявила о переходе на новую, более экологичную модель: она сокращает коллекции и создает только те вещи, за которыми целенаправленно идет покупатель. К первым sustainability-попыткам NNedre в виде линейки детской одежды из остатков тканей и мешков для продуктов, выпущенных вместе с проектом Noplasticitsfantastic, добавилась коллекция трикотажных вещей, которая подходит и девушкам, и парням, а значит, уменьшает количество потребляемой одежды. «В будущем мы планируем делать небольшие распродажи тканей, которые остаются после нашего производства, а также запустить проект с художниками и дизайнерами интерьеров, которые превратят переработанные материалы в арт-объекты, — рассказывает Нелли. — Сбор пластика, который также пойдет на создание коллекции одежды с брендом go authentic, организуем в наших магазинах. И, возможно, будем собирать у покупателей ненужные вещи по принципу H&M, Uniqlo и контейнеров благотворительного магазина «Спасибо!».


NNedre

NNedre

Jeans Revision

Бирюзовые ящики «Спасибо!» можно найти в любом районе Петербурга: организаторы предлагают сдать в них ношеную одежду хорошего качества, которая в дальнейшем отправляется нуждающимся или на переработку. Джинсы с дефектами (сломанными молниями или утерянными пуговицами) у «Спасибо!» забирает новый бренд Jeans Revision: модель Наталия Осикова и ее муж Виталий Осипов делают из них жакеты, платья, фартуки и поясные сумки. По подсчетам пары, создание коллекций оставляет менее 3% отходов и сберегает до 98% от тех объемов воды и электроэнергии, которые обычно затрачиваются на джинсовых производствах. Кроме того, к процессу подключаются десятки людей с инвалидностью, которых Jeans Revision обучают распарыванию джинсов, а также кройке и шитью. «Название бренда полностью отражает нашу концепцию: мы делаем вещи только из денима, но в качестве подклада используем ситец, сатин и бязь, которые находим в винтажных и стоковых магазинах. — рассказывает Наталия. — Помимо создания новых изделий мы занимаемся апсайклингом старых: заменяем карманы и воротники, улучшаем посадку по фигуре, добавляем декоративную стежку и кружево, чтобы вещь выглядела лучше и служила дольше».


Все больше российских дизайнеров увеличивают процент безвредных для экологии тканей в производстве, а молодые бренды, на счету которых лишь пара полноценных коллекций, изначально создают условия для устойчивого развития. Vatnique, выпускающие одну модель куртки в разных вариантах (одни отсылают к образу деревенского дедушки, другие — к творчеству Эмануэля Унгаро) используют в работе винтажные и стоковые ткани. Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин делают ватники из хлопкового сатина, изумрудного твида и шелкового жаккарда, добавляя бельгийский утеплитель Isosoft 150 из частично переработанного полиэстера и представляя каждую модель в ограниченном количестве. «Наладить экологичное производство в России сложно — у нас довольно специфичный рынок утилизации отходов. Например, в аэропортах стоят контейнеры для раздельного сбора, но мусор все равно падает в один пакет, — объясняет Кирилл. — Сейчас мы стремимся к минимизации отходов за счет особых лекал, материалов и кроя. Никаких уникальных технологий не используем — это элементарная работа головой».


Ozero, создающие купальники по названиям мировых озер (от Байкала и Востока до Малави и Неро), применяют эколайкру из переработанных материалов. Такие купальники приятны на ощупь, быстро сохнут и не выцветают на солнце, а 10% с их продаж идут в пользу организации по поддержке чистоты океана. «Наша фабрика находится на Бали — острове, где даже стаканы в барах сделаны из старых бутылок, — рассказывает дизайнер бренда Елена Чеурина. — Конечно, индонезийская культура повлияла на философию марки Ozero. Мне хотелось, чтобы она — по примеру Reformation и Stella McCartney — цепляла чем-то помимо дизайна»


В свою очередь, Corporelle, пропагандирующие отказ от поролона и косточек в нижнем белье, покупают на стоках в Италии тюль, батист и джерси из шерсти и шелка. Из них получаются почти невидимые стринги, топы и бра, которые продаются в упаковке из экологически чистых материалов (вместо пластика — бумага из переработанного хлопка!). «Некоторые изделия мы делаем из ткани cupro — в ее состав входят волокна, покрывающие семена хлопка, которые обычно выбрасываются, — объясняет идеолог бренда Ксения Реченская. — При изготовлении ткани используют минимальное количество воды, к тому же cupro обладает гипоаллергенными свойствами и подлежит 100%-ной переработке».


Ozero 

Corporelle

Некоторые марки и вовсе обходятся без привычных материалов. В ход идут рекламные баннеры, ремни безопасности, строительные цепи и автомобильные камеры, которые разлагаются на свалках в течение 50–100 лет. Бренд Polyarus, поставщиками которого являются обычные шиномонтажки, делает из камер андеграундные рюкзаки, шоперы и кросс-боди. А в богатые на события сезоны марке отошли баннеры с выставки Кандинского в Русском музее и растяжки с чемпионата мира по футболу от компании adidas, из которых получились вполне себе instagrammable сумки. «Аналогов бренду Polyarus немало — взять хотя бы Freitag, которые перерабатывают тенты от фур, — рассказывает Саша Полярус. — Но сумки из камер, похожие на мои, я все же не встречала. И скоро их можно будет носить с такой же экологичной одеждой Polyarus, для пошива которой мы сейчас активно ищем материалы». 


До Polyarus сумки из уличных баннеров выпустил Пушкинский музей. Растяжки, которые предваряли выставки (например, «Интерьеры бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета») и должны были отправиться на утилизацию, превратились в кросс-боди с регулируемыми ремнями из стропы. Коллекция не только привлекла внимание к проблемам экологии, но и способствовала объединению любителей искусства: владельцы сумок из одного и того же баннера искали друг друга в соцсетях, а после вместе отправлялись на выставки. 


В целом отечественная мода перестраивается на экологичное производство пока лишь частично. Бренды подчеркивают, что для полного перехода на sustainability нужно как минимум пять-семь лет и поддержка со стороны государства. Фабрики должны ставить профессиональные перерабатывающие сооружения, покупатели — не выбрасывать изделия, а отдавать их на переработку, а дизайнеры — взаимодействовать с аналитиками и экологами. Ну и запускать экологичное производство осознанно и навсегда, а не в качестве маркетингового хода, конечно.


Коллаборация POLYARUS и Русского музея

POLYARUS

СУМКИ ПушкинскОГО МУЗЕЯ

Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{"width":1200,"column_width":101,"columns_n":10,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}