![](/upload/7240/vms/c55f5d863e4cd1dfc79fa4747c164b6b.png)
![](/upload/7240/vms/6eab00a99965c673f1ec269d9e293bc2.png)
Кто и как интерпретировал католические символы в моде?
![](/upload/7240/vms/3c99018063341fa8f7b245b05de74cec.png)
ТЕКСТ: Александра Тумаркина
Роскошь, чрезмерность и изобилие католической эстетики и вечные морально-нравственные дилеммы религиозного сознания неизбежно привлекают внимание модельеров. Мы решили посмотреть, как узнаваемые религиозные символы и элементы «католического гардероба» интерпретировались дизайнерами — от дерзких провокаций до деликатных и скрытых отсылок.
При упоминании католицизма на ум приходят яркие краски масштабных фресок Сикстинской капеллы и помпезная архитектура Ватикана, изысканные ткани и вышивки в оформлении религиозных одеяний, атрибуты культа, выполненные из драгоценных металлов и камней. Роскошь, чрезмерность и изобилие католической эстетики и вечные морально-нравственные дилеммы религиозного сознания неизбежно привлекают внимание модельеров. Особенно важной и личной эта тема становится для дизайнеров из католических стран — итальянцев Джанни и Донателлы Версаче, Доменико Дольче и Стефано Габбаны, испанца с баскскими корнями Кристобаля Баленсиаги и англоиспанца Джона Гальяно, французов Кристиана Лакруа и Жан-Поля Готье. Мы решили посмотреть, как в разные времена узнаваемые религиозные символы и элементы «католического гардероба» интерпретировались дизайнерами — от дерзких провокаций до деликатных и скрытых отсылок.
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Крест
![](/upload/7240/vms/3738642bbee80f85a5b5ce7d3d339ccf.png)
Крест-реликварий Вельфов из клада Вельфов; Север Италии; XI в.
Центральный символ в христианстве — крест — возможно, самый распространенный религиозный атрибут в моде. Он может быть обычным принтом на футболке или нашивкой на одежде, а может быть сложным ювелирным украшением. Сегодня граница между крестом как религиозным атрибутом и модным аксессуаром становится все более размытой, однако декоративная ценность этого символа была актуальной всегда. Традиция делать кресты из драгоценных металлов и украшать их редкими камнями появилась еще в древней Византии.
![](/upload/7240/vms/e9cb35058ab3a43818f28f96d5e7e5a0.jpg)
В конце 1920-х Коко Шанель вместе со знаменитым ювелиром герцогом Фулько ди Вердурой разработала знаменитый дизайн в виде мальтийского креста, сложенного из разноцветных полудрагоценных камней. Первый такой элемент был инкрустирован в эмалевый браслет. Сегодня он используется в дизайне самых разных ювелирных изделий Chanel — от сережек и брошей до многоярусных бус. Встречаются самые разные кресты и в коллекциях одежды — например, в Pre-Fall 2008 Фрея Беха Эриксен появилась на подиуме в топе на голое тело из скрепленных вместе металлических крестиков, украшенных кристаллами.
Коко Шанель
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
![](/upload/7240/vms/1f1845f616571f76155c5d86e593c457.jpg)
![](/upload/7240/vms/9819fd13b329584f52f461f73e5ad506.jpg)
![](/upload/7240/vms/32c4f4a9fdfeb676c125afc49a77b567.png)
Крест нательный. Византия, VI в.
Браслеты Chanel
Chanel, Pre-Fall 2018
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
![](/upload/7240/vms/fcf6c9c45630cd2f096f3732582a2cb8.png)
Достаточно долго свобода в использовании этого религиозного символа была редкостью. Сегодня многие ассоциируют «освобождение» креста с наследием Джанни Версаче, но еще за три года до знаменитой осенне-зимней коллекции 1991 года (в ней символ украшал даже бюстгальтер) другой дизайнер — Кристиан Лакруа — создал черный жакет с огромным вышитым на груди крестом, украшенным разноцветными камнями. Именно он изображен на первой обложке, созданной Анной Винтур в качестве главного редактора американского Vogue. В номере за ноябрь 1988 года израильская модель Микаэла Берку запечатлена Питером Линдбергом в простых голубых джинсах Guess с заниженной талией и обильно декорированном жакете Christian Lacroix — это смелое сочетание придумала стилист Карлин Сер де Дюдзель. Вдохновением послужила в том числе и Мадонна, которая еще за пять лет до этого начала рефлексировать над своей католической идентичностью и носить сережки в виде огромных крестов, а также розарии и подвески с распятием поверх прозрачных топов и глубокого декольте.
![](/upload/7240/vms/e6572f128d3702996e0a0adcf29f4eb8.jpg)
![](/upload/7240/vms/0abbb6ed3ee42db5875d68eb3d181aa0.jpg)
![](/upload/7240/vms/2f067479506d137636f0f33db96f3c1a.jpg)
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Мадонна
Christian Lacroix, 2012
![](/upload/7240/vms/7b766617291858b6744eb96f6692852e.jpg)
![](/upload/7240/vms/2d33ee24137f38675f82980c559bc666.jpg)
![](/upload/7240/vms/c97d20f56805b3d5332d41a2cbaeb9e5.png)
Versace, осень-зима 1991
Лохнер Штефан, «Мадонна в беседке из роз». 1440, Кельн, музей Вальраф-Рихарц
Другие известные появления крестов на одежде — на коктейльных платьях Versace из осенне-зимней коллекции 1997–1998, на четках из цветных бусин в руках у модели-матрешки на показе Viktor & Rolf осень–зима 1999–2000, красные, черные и белые кресты на груди у дерзких революционерок из весенней коллекции Dior Couture в 2006-м, кресты на коронах у китайского кутюрного бренда Guo Pei в весенней коллекции 2017 и, конечно же, то тут, то там в коллекциях Dolce & Gabbana. Минималистично, но оттого не менее провокативно выступил в 1996 году Александр Маккуин: в его осенней коллекции некоторые модели были в черных масках, к которым были прикреплены маленькие фигурки-распятия без креста. На том же показе, кстати, был и терновый венец. Для одних дизайнеров важна эстетическая ценность креста как объекта дизайна, для других — его неоспоримая сила в качестве мгновенно узнаваемого символа христианства.
![](/upload/7240/vms/7f8f6612e8cdf02b8c2ad0e1ce846756.jpg)
![](/upload/7240/vms/2c8a6004334283b818f975f4dbcbf95f.jpg)
![](/upload/7240/vms/6f9eee10c789ce75c9640c9d7ec3c344.jpg)
Guo Pei Couture, весна-лето 2017
Dior, весна-лето 2006
Alexander McQueen, осень-зима 1996
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Облачение священников и папы Римского
![](/upload/7240/vms/4c5803e0eb8c8111225c5db4e1394eaf.jpg)
Папа Иоанн Павел II
![](/upload/7240/vms/c98b1cb5775626b02bb7840746a5d1a0.jpg)
![](/upload/7240/vms/dd37b2b90ee97d7cda4f6b22c449dc4e.jpg)
Папа Бенедикт XVI
Отдельные части сложносочиненного, наполненного церемониальным значением наряда главы католической церкви папы римского не раз всплывали в коллекциях дизайнеров. Но по силе воздействия образа никому не удалось переплюнуть Джона Гальяно: в 1999 году он отправил закрывать показ своей кутюрной коллекции Dior мужчину, облаченного в полноценный наряд понтифика с огромной митрой на голове, правда, с весьма женственными очертаниями — осиная талия «папы» намекала на наличие тугого корсета. Очевидно, что Джон иронизировал над чрезмерной роскошью католической религиозной одежды и образом священника как «мужчины в раззолоченном платье».
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Christian Dior Couture, осень-зима 2000
![](/upload/7240/vms/39a1f7303b585d29b862c47b466cc307.jpg)
Как раз за год до этого Ватикан возглавил Бенедикт XVI, сменивший Иоанна Павла II, и именно при нем в гардероб вернулись многие шикарные атрибуты папского гардероба, отринутые предшественниками, — например, похожий на шапочку Санты алый колпак камауро и накидка-мацетта, подбитая горностаем, а также богато украшенные высокие митры, от которых отказались еще при папе Павле VI в 1960-е годы. Однако особенно много шуму наделали красные лоферы Бенедикта, которые многие приняли за Prada (на самом деле он заказал их у своего любимого обувщика Антонио Ареллано, держащего скромную лавочку в Риме).
![](/upload/7240/vms/fd5db45645eca9e3266c557f5b6b554b.jpg)
Папа Бенедикт XVI
![](/upload/7240/vms/06865162f93f98683b2446f872b0fe9c.jpg)
![](/upload/7240/vms/1949fc43aea9b0af2fae120e14cd5647.jpg)
Папа Бенедикт XVI
Алый — вполне традиционный цвет для обуви папы, но за 27-летний период правления Иоанна Павла II все успели привыкнуть к его более скромной коричневой обуви. Интересно, что с именем Иоанна Павла связан, возможно, самый невероятный союз религии и моды — коллекция сутан для 500 епископов и 5000 священников, которую в 1997 году создал дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак к празднованию Всемирного дня молодежи в Париже. Сложно представить, как Ватикан согласился работать с человеком, известным своим сотрудничеством с такими противоречивыми персонажами, как Малкольм Макларен и Мадонна: фотографии со священниками в веселых и в то же время вполне уместных радужных нарядах на фоне Эйфелевой башни поражают и по сей день. Кстати, церковь тогда не подчеркивала, но и не открещивалась от неминуемых ассоциаций с радужным флагом ЛГБТ-сообщества, которые вызвали эти наряды.
![](/upload/7240/vms/1d277be604c78073fe07ed0b1982c4e1.jpg)
![](/upload/7240/vms/8d04dca55c6325b5239b3b810ba32d4a.jpg)
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
«Rainbow priests», Jean-Charles de Castelbajac, 1997
![](/upload/7240/vms/353461b98211df69bfeefc4f3cdecce4.jpg)
Гораздо меньшую известность получило другое сотрудничество модного дома с католической церковью: в 2011 году Джорджо Армани придумал дизайн одеяний сицилийского епископа Доменико Могаверо. На острове Пантеллерия, где уже многие годы любит отдыхать итальянский дизайнер, открывали церковь, и новые одежды епископ заказал у Армани специально для этого события. Среди придуманных Армани четырех комплектов (которые он отдал священнику в дар) — туника из блестящего белого шелка с зеленоватым отливом, украшенная изображениями ракушек, морских звезд, пшеницы и виноградной лозы.
Наряды не только папы, но и других служителей католической церкви — от епископов и кардиналов до дьяконов и простых священников — интерпретировали в своих работах дизайнеры. Донателла Версаче в свое время призналась, что сдержанный и элегантный стиль личного секретаря папы Бенедикта XVI Георга Генсвайна (за привлекательную внешность итальянская пресса окрестила 61-летнего немца Bel Giorgio — «Прекрасный Джорджо») был для нее отправной точкой при создании мужской осенне-зимней коллекции 2007–2008. В ней было много черных приталенных пиджаков с характерным воротником-стойкой. Явно напоминают о скромных нарядах простых священников жакеты и подпоясанная юбка из мужской весенне-летней коллекции 2012 Yohji Yamamoto. Наконец, женщины, одетые в облегающие черные пальто с красными пуговицами наподобие кардинальской сутаны, вышли в качестве «модных грешниц» на показе Dolce & Gabbana осень–зима 2018.
![](/upload/7240/vms/08b4d632e64a60ae619ef2ae811e7eab.jpg)
Георг Генсвайн, также известный как Bel Giorgio
![](/upload/7240/vms/a362961f40bd9fc8253240738102299c.png)
![](/upload/7240/vms/9072b1e48bafd0dd571cf060106ea2c8.jpg)
![](/upload/7240/vms/19fb1979232212bf64ffeab085417fae.jpg)
![](/upload/7240/vms/b79d46779830fea0e2dd4bd0f2824d4e.jpg)
![](/upload/7240/vms/6c6263eb2cbab47af638104f6159ed57.png)
Versace,
осень-зима 2007
Yohji Yamamoto,
весна-лето 2012
Dolce & Gabbana,
осень-зима 2018
![](/upload/7240/vms/c33d97ac2af9ac6a98e7c91873bf84b7.png)
Головной убор и туника монахини
![](/upload/7240/vms/a819653419f9c77d1669b01983055215.png)
Аскетичный наряд монахини с его четкой геометрией, сложной системой драпировок, а также характерным головным убором всегда интересовал дизайнеров — как с точки зрения подхода к конструированию одежды, так и с точки зрения морально-нравственного посыла. На подиуме можно встретить множество примеров — от целомудренного до соблазнительного. Один из самых известных и элегантных — знаменитый свадебный наряд Balenciaga, который дом выпустил в 1967 году. Невесте предлагалось облачиться в длинное платье с подолом из плотной белой ткани и головным убором, стилизованным под монашеский коиф (чепчик, плотно обхватывающий голову) с вуалью.
![](/upload/7240/vms/507f13d0f43309dfe87075ac9b819450.jpg)
![](/upload/7240/vms/13c327a8f6100112e434f78f58194548.jpg)
Balenciaga, 1967
Современным платье делал как минимализм его отделки и конструкции — на нем практически не было декоративных элементов, — так и комфортный короткий рукав. В 1998 году Николя Гескьер предложит свое переосмысление этого важного для Balenciaga мотива: в весенне-летней коллекции на моделях будут надеты тугие кожаные головные уборы — условно напоминающие коиф, а в осенне-зимней коллекций — черные сарафаны с белым высоким горлом и, конечно же, длинные черные платья-туники. В 1970-е свою фантазию на тему наряда монахини представил и Пьер Карден — его героиня сочетала укороченную тунику и головной платок с блестящими сапогами из лаковой кожи. Похожие по структуре на женское религиозное облачение наряды достаточно часто выпускает Valentino. Платья с длинными кейпами появляются, например, в осенне-зимних коллекциях 2012–2013, 2016–2017, 2017–2018 — этот силуэт явно очень нравится нынешнему креативному директору марки Пьерпаоло Пиччоли. Однако задолго до итальянца одеждами монахинь вдохновлялась и знаменитая кутюрье Валентина Санина-Шлее, у которой одевались Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн.
![](/upload/7240/vms/9016ac78d627edc23b9a6488cdd5e827.jpg)
![](/upload/7240/vms/c33d97ac2af9ac6a98e7c91873bf84b7.png)
Balenciaga, 1998
![](/upload/7240/vms/bd09ecc0ec62b4f0b5902115adf2dc0f.jpg)
![](/upload/7240/vms/9be50ea9cf91ee37735ea2e3606ee91b.jpg)
![](/upload/7240/vms/37d673053394d5fa91c4a5216048b5d3.jpg)
Pierre Cardin
![](/upload/7240/vms/d042d0c52da960743c16b75b55c07760.jpg)
![](/upload/7240/vms/e94f4204c4cd31ab8b245acc8ef626fe.jpg)
![](/upload/7240/vms/4e900d1d11be9a20d275a5c5b43b1ac0.png)
Valentino, осень-зима 2013
Valentina, 1940
![](/upload/7240/vms/6d2d39fd8e445aae7c7243467e72c533.jpg)
Современные шикарные черные туники можно найти и в коллекциях Alexander McQueen, например в Pre-Fall 2013, а также у YSL времен Стефано Пилати (хотя сам дизайнер и отрицал любые религиозные ассоциации, например в этой коллекции). Одно из наиболее дерзких прочтений, почерпнутое из БДСМ-культуры, — знаменитый латексный костюм монахини, в котором появляется в своем клипе на песню Alejandro Леди Гага: его для певицы в 2010 году создала японский дизайнер Атсуко Кудо. Через два года в монашеской тунике и головном уборе Versace (а также в сопровождении своего собственного «папы») появилась на церемонии «Грэмми» Ники Минаж. Не смог обойти своим вниманием головной убор монахини и знаменитый шляпник Филип Трейси — именно в его творении пела вместе с Лучано Паваротти в 2002 году Грейс Джонс. До абсурда, как это часто бывает, все довел Джереми Скотт в Moschino: у его монахини в весенне-летней коллекции 2014 года (в той самой, где были платья с логотипом «Макдоналдса») на голове был повязан огромный белый бант.
![](/upload/7240/vms/6ed8752bbfacdcc27a761aab69eac09b.gif)
Alexander McQueen, Pre-Fall 2013
![](/upload/7240/vms/1f933d9d24e47ea4c3b86c540870400d.png)
![](/upload/7240/vms/c33d97ac2af9ac6a98e7c91873bf84b7.png)
![](/upload/7240/vms/2e4f0f957c5d074614f20216155331fa.jpg)
![](/upload/7240/vms/a19fb20a116ee5796fa22a251eb101a5.jpg)
Лучано Паваротти и Грейс Джонс во время концерта «Pavarotti and Friends» в Модене, Италия, май 2002
Ники Минаж на цемеронии Grammy
![](/upload/7240/vms/a362961f40bd9fc8253240738102299c.png)
![](/upload/7240/vms/912dfdaa8652c497905b9633d6975995.jpg)
![](/upload/7240/vms/6c6263eb2cbab47af638104f6159ed57.png)
![](/upload/7240/vms/a362961f40bd9fc8253240738102299c.png)
Moschino, весна-лето 2013
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Нимб
Девы Марии
![](/upload/7240/vms/ad16e3114e84f059230ea14e5b17d8b7.jpg)
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
![](/upload/7240/vms/5acbbfd2917bdc80bec5a21ce6e1156e.png)
Собранный из золотых лучей и иногда дополненный короной, нимб — крайне популярный символ в моде. Его материальные воплощения — от традиционного до абстрактного — были на голове у каждой модели в кутюрной весенне-летней коллекции Жан-Поля Готье в 2007-м. За два года до этого корона с расходящимися золотыми лучами украшала Лили Коул в кутюрной осенне-зимней коллекции Dior. В 2009 году показ сдержанной коллекции осень–зима Christian Lacroix, появившейся на фоне банкротства модного дома, закрывала Влада Рослякова в свадебном платье: на ней были подвеска с крестами и огромный вышитый золотом «кокошник», также напоминавший нимб святой. Ну и конечно, сложно забыть сверкающий головной убор, украшавший голову Бейонсе во время ее выступления на «Грэмми» в 2017 году, — часть эклектичного наряда «богини», который для певицы придумал дизайнер Питер Дундас.
![](/upload/7240/vms/6f085544fe8f81dd4b73b60f47b013ca.jpg)
![](/upload/7240/vms/77534fe4a6c3360184a636b7964cb0cc.jpg)
![](/upload/7240/vms/b1efb0ec63d8aa3bbadd346349422781.jpg)
![](/upload/7240/vms/4e900d1d11be9a20d275a5c5b43b1ac0.png)
Jean-Paul Gaultier couture, 2007
Christian Lacroix couture, осень-зима 2009
Dior, осень-зима 2005
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Доспехи Жанны Д’Арк
![](/upload/7240/vms/a95bd8a2023441d6e3432c6cd12e3f77.jpg)
Александр Маккуин, не раз исследовавший тему религии в своих коллекциях, в конце 1990-х обратился к образу католической святой Жанны д’Арк. Так в знаменитой огненной коллекции осень–зима 1998–1999 появилось сразу несколько платьев-кольчуг, некоторые из них были дополнены практичным капюшоном. Маккуин хорошо чувствовал момент: вскоре на экраны вышел знаменитый фильм Люка Бессона о Жанне д’Арк, главную роль в котором сыграла Милла Йовович.
![](/upload/7240/vms/c33d97ac2af9ac6a98e7c91873bf84b7.png)
![](/upload/7240/vms/c7313a947b16e0776492a4bf564f5512.jpg)
![](/upload/7240/vms/d2417957885ef36125d92849a62a27ba.jpg)
Милла Йовович в фильме «Жанна д’Арк» Люка Бессона, 1999.
Alexander McQueen, осень-зима 1998
Головной платок
![](/upload/7240/vms/8b9986a104b75a7ec40a42ee575d8436.jpg)
![](/upload/7240/vms/1f933d9d24e47ea4c3b86c540870400d.png)
![](/upload/7240/vms/1f933d9d24e47ea4c3b86c540870400d.png)
Все помнят наряд Мелании Трамп на встрече с папой римским — черное кружевное платье Dolce & Gabbana в стиле «сицилийская вдова» она дополнила платком из такого же материала. Существует и другая версия этого атрибута — мантилья. Это традиционный женский платок, который принято носить, закрепив с помощью гребня, в Испании. Огромную, почти гротескную версию этого головного убора использовал в своем осенне-зимнем показе Dior Couture 2007–2008 Джон Гальяно — как и в случае с нарядом папы, дизайнеру захотелось максимально заострить внимание на декоративной выразительности этого важного для него традиционного испанского символа.
![](/upload/7240/vms/13f8d73746caeda17ab1e458eb49c78b.jpg)
![](/upload/7240/vms/3a01080e0dd108a41782a0e25381cf62.jpg)
![](/upload/7240/vms/e1ed43ee41d84c0c6ae886d77438b6c9.jpg)
![](/upload/7240/vms/62a92b59732222e820c56a812e517708.png)
![](/upload/7240/vms/80b1f31a1e0eba0f5497d1116285ddc7.png)
Christian Dior couture, осень-зима 2007
![](/upload/7240/vms/6c6263eb2cbab47af638104f6159ed57.png)