Где и как одеваются мусульманки в России?
Как должна одеваться женщина по законам шариата, может ли эта одежда быть не только закрытой, но и модной — и почему ее качество не менее важно, чем длина рукава.
автор:
Татьяна Столяр
В феврале в Лондоне прошла первая в истории London Modest Fashion Week — ответвление основной недели моды с прицелом на закрытую, сдержанную одежду, подходящую женщинам, исповедующим ислам. Весной Nike снабдил спортсменок-мусульманок технологичными хиджабами. DKNY, Tommy Hilfiger, Dolce & Gabbana, а еще раньше Uniqlo выпустили капсульные коллекции для мусульманок. В ноябре компания Mattel наделала шума, представив куклу Барби в хиджабе. Согласно исследованию State of the Global Islamic Economy Report к 2021 году мусульмане будут тратить на одежду $368 миллиардов. Внезапно мир с большим любопытством взглянул на мусульманскую культуру, особенно на моду. The Blueprint разобрался, как обстоят дела в России с modest fashion.
Barbie, прототипом которой стала американская фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад
В начале года председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заявил, что четверть населения России считают себя мусульманами, а, соответственно, следуют законам шариата. В этом своде правил, помимо прочего, даны строгие предписания касательно внешнего вида женщины. «Мусульмане — самая крупная община, у которой дресс-код тесно связан с религией. Причем одежда не имеет отношения к стилю, а скорее связана с продолжением человеческой благодетели, — поясняет кандидат исторических наук из Школы востоковедения НИУ ВШЭ Ирина Царегородцева. — Стандарты складывались постепенно, в первые годы существования ислама никаких правил не было, их зачатки появились к концу жизни пророка Мухаммеда. У него было несколько жен, которые покрывали себя, когда в дом приходили мужчины, — и обычные женщины стали им подражать. В итоге это стало отличительной чертой благочестивых мусульманок». Главное — неприметность и скромность. Мусульманка ни внешним видом, ни поведением не должна привлекать к себе внимание.
За годы существования ислама выработались четкие правила того, что может, а что не может носить женщина. Начнем с того, что в идеале (в шариате используется понятие «желательно») все должны ходить в черных абаях — длинных, темных накидках. Но минимальный список требований таков: плотная натуральная непрозрачная ткань, закрывающая руки до запястий и ноги до щиколоток, и платок, закрывающий шею и волосы. Также важны нюансы: никакого парфюма — «чтобы не привлекать чужих мужчин», нельзя выщипывать брови и краситься, запрет на изображение живых существ, никаких каблуков и определенная длина волос — не короче шеи. Плюс ортодоксальные мусульманки не фотографируются.
Asiya Bareeva for Bella Kareema, осень-зима 2016
«Когда-то я работала в салоне красоты при московском отеле Four Seasons, помню, как туда приезжали жены шейхов: укутаны в абаи, а как останутся один на один с женщинами — снимают накидку, обнажая ожерелья с каратами, дорогущие брючные костюмы и сложные укладки, — делится впечатлениями имиджмейкер и стилист Алсу Арна. Она отучилась на курсах моды Александра Васильева при МГУ, хорошо известна в мусульманских кругах и работает в направлении modest fashion. Алсу сетует, что приверженцам ислама в России сложно одеться по правилам. На встречу с The Blueprint она приходит в юбке «восьмилетней давности какого-то арабского дизайнера» и пиджаке H&M.
ASIYA BAREEVA FOR BELLA KAREEMA, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
NIKE PRO HIJAB
При СССР было запрещено демонстрировать свою религиозную принадлежность, оттого у нас и нет культуры ношения и восприятия мусульманского костюма. Сюда же прибавим типичные для российской индустрии проблемы: недостаток производств, некачественное сырье, отсутствие профессиональных швей и конструкторов. «В разработке моделей мы сильно отстаем от запада. В дизайнеры сейчас идет каждый второй, как раньше шли в юристы и журналисты. Но понимания религиозной специфики у большинства нет». Эта самая специфика должна учитывать и при ведении бизнеса. Так по законам шариата запрещено завышать цены, продавать некачественный товар и вообще как-либо обманывать клиента. «А то закроется поток благоприятной энергии», – поясняет Алсу. Как стилисту ей постоянно приходится сверяться со сводом правил. «Рассматривая бренды, я всегда выберу тот, одежда которого дольше прослужит, даже если она менее нарядна. В первую очередь я обращаю внимание именно на качество товара – так предписывает Коран, это не обсуждается». Еще шариат не позволяет носить фейки, это расценивается как воровство. В исламе нет компромиссов, но есть нюансы: например, в Малайзии принято носят хиджабы ярких цветов, в Чечне и Дагестане – вычурные и скорее вечерние, а в Казахстане пользуется популярностью вышивка. Кстати, вы знаете отличить модную мусульманку от немодной? Все как у всех – по обуви, и сумке.
Uniqlo x Hana Tajima, весна-лето 2017
«Соблюдающим законы мусульманкам очень сложно одеться»
«Соблюдающим законы мусульманкам очень сложно одеться, — жалуется PR-специалист Духовного управления мусульман Москвы Амина Биджиева, — поэтому мы только радуемся, когда Uniqlo и другие марки делают линейки для нас. Пару лет назад я думала открывать лакшери-бутик в торговом центре «Времена года», мы связывались с Dolce & Gabbana, они обещали удлинить рукава — подогнать наряды под наши нормы, но не случилось». Сейчас Арна и Биджиева трудятся над собственной маркой одежды для мусульманок. Но пока действующих дизайнеров modest fashion в России по пальцам сосчитать. Самый известный — Bella Kareema, работающий с 2012 года и имеющий восемь магазинов в Москве, Нальчике, Казани и других городах, а также доставку по всей стране. Основатели марки продвигают европейское понимание мусульманского костюма: в их лукбуках есть и брючные костюмы, похожие на пижамы, и яркие принты, блузы с рукавами три четверти и укороченные брюки. Несколько лет назад основательница бренда покинула команду и стала руководителем IFDC (Islamic Fashion & Design Council) в России: консульство занимается развитием и продвижением modest fashion, например, организуют одноименный форум на Moscow Halal Expo (ежегодная выставка мусульманских товаров. — Прим. ред.).
Asiya Bareeva, ВЕСНА-ЛЕТО 2017
Bella Kareema работают по масс-маркет-модели и регулярно выпускают коллаборации, одна из самых примечательных — с дизайнером Асией Бареевой, вдохновленная Северо-Кавказскими горами. До недавнего времени Асия выпускала смелые цветастые многослойные авангардные одежды, сделанные с соблюдением всех норм в единственном экземпляре, но все равно слишком удивительные для мусульманок. Поэтому, хоть пресса и называла ее мусульманским дизайнером, по факту ее покупали не мусульманки. Сейчас Бареева отходит от вольностей: «Будем честны — мои предыдущие работы не подходят под каноны, это баловство, я играла, соблюдала внешние атрибуты — длину, закрытость, но все-таки моя одежда очень привлекала, а должно быть наоборот. Сейчас я взяла перерыв, углубилась в изучение законов и хочу сделать минималистичную лаконичную одежду по всем нормам шариата. Предыдущие коллекции — это творческий выплеск, а сейчас во мне говорит чувство долга». При этом к направлению modest fashion Асия относится резко негативно: «Мода — это бездумная машина потребления. Все эти коллекции Dolce & Gabbana — это лицемерие, они не углубляются в ислам, это сделано без души».
Dolce & Gabbana,
осень-зима 2016
«Это просто ужасно, я была в шоке, когда увидела»
С не меньшим негативом вспоминает и нашумевшую обложку российского L’Officiel с моделью-немусульманкой в хиджабе: «Это просто ужасно, я была в шоке, когда увидела». Мнение Асии стоит особняком, большинство опрошенных нами мусульманок позитивно смотрят и на интеграцию modest fashion в мировую моду, и на продвижение глянцем женщин в исламе. «Люди привыкают к покрытым женщинам, и это хорошо. Пусть лучше на обложке будет модель в хиджабе, чем мусульманка в татуировках и с тоннелями», — разводит руками Алсу Арна.
Люксовые бренды не мусульманского происхождения формально не погружены в культуру, но продаваться в России это им не мешает. И, например, универмаг ЦУМ вполне сознательно движется в направлении покупательниц-мусульманок. «Среди клиентов ЦУМа представители различных наций и культур, поэтому ассортимент универмага построен так, чтобы удовлетворить желания всех клиентов, — комментирует пресс-служба универмага. — Некоторые бренды делают специальные коллекции и изделия, например в весенне-летнем сезоне эксклюзивно в ЦУМе и бутиках Dolce & Gabbana в Москве появится весенне-летняя коллекция хиджабов и абаев».
Еще один успешный отечественный бренд — YAND (Your Amazing Namaz Dress), как следует из названия, одевает мусульманок для намаза (ежедневная молитва, состоящая из стихов Корана. — Прим. ред). В среднем атласные платья, словно из гардероба восточной принцессы, стоят 50 тысяч рублей. Правда, в таком ценовом диапазоне покупать modest fashion могут себе позволить немногие.
YAND
YAND
BELLA KAREEMA, ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Bella Kareema, ОСЕНЬ-ЗИМА 2017