T

Икона стиля: Джиллиан Андерсон

ТЕКСТ: АНТОН ДАНИЛОВ

20 января стало известно, что в четвертом сезоне сериала «Корона» на Netflix будет фигурировать Маргарет Тэтчер, а сыграет ее Джиллиан Андерсон. Чуть раньше на том же стриминговом сервисе вышел британский мини-сериал «Половое воспитание», где Андерсон тоже играет одну из главных ролей — популярного сексолога. Агент Дана Скалли, богиня Тень в образе Дэвида Боуи и даже Анна Павловна Шерер — все это об актрисе, которой впору присудить звание королевы перевоплощений.

«Снималась в сериалах задолго до того, как это стало мейнстримом»: Джиллиан Андерсон эти слова подходят больше, чем многим другим сегодняшним звездам. В прошлом году актриса отметила 50-летие, к этому моменту успев сыграть в нескольких десятках фильмов, телешоу и театральных постановок. Однако долгое время ее главной ролью была Дана Скалли — спецагент ФБР из культовых «Секретных материалов». Простая идея детективного сериала с налетом мистики обернулась феноменом, без которого невозможно представить поп-культуру 90-х (да и всего XX века) — так же, как без группы Spice Girls, фильма «Титаник» и жвачки Love is… Пришельцы, паранормальные явления и вечно ускользающая «истина где-то рядом» собирали миллионы у экранов телевизоров еще в те времена, когда фейсбука, инстаграма и других социальных сетей еще и в природе не было.

Незаменимая агент Скалли

«Секретные материалы» принесли Джиллиан Андерсон первый крупный успех: до этого в фильмографии актрисы из Чикаго и Лондона значились скромные роли в низкобюджетных короткометражках. В 22 года Андерсон переехала в Нью-Йорк, где первое время работала официанткой. Там же она начала играть на театральной сцене — и небезуспешно: в 1991 году Джиллиан получила Theatre World Awards — престижную награду за бродвейский дебют в постановке Алана Эйкборна Absent Friends. Через год нестабильных театральных заработков юная актриса очутилась в Лос-Анджелесе, где жил ее тогдашний бойфренд. «Я просто поехала навестить его, а позже сдала билет и осталась в этом городе», — сказала она в интервью The Telegraph. Оказавшись в Голливуде, Андерсон не хотела играть в телепроектах и на их кастинги ходила для проформы — с надеждой, что ее не возьмут. Но уже через год без работы актриса сдалась. В 1993 году выходит ее первый сериал «Класс 96» — драма о жизни семерых студентов, с которого и началась кинокарьера бродвейской отличницы.

Примерно в то же время строптивая Андерсон познакомилась с телепродюсером Крисом Картером, создателем «Секретных материалов». Когда Картер предложил ее кандидатуру на роль Даны Скалли, продюсеры лишь вскинули брови: Джилиан была недостаточно «секси». В то время она увлекалась пирсингом, пренебрегала укладкой и в целом была похожа не на лощеную жительницу Голливудских холмов, а на битницу из Нью-Йорка 60-х (а в школе и вовсе была панком). Андерсон без проблем прошла бы кастинг на роль Патти Смит — музыканта, поэтессы и музы Роба Мэпплторпа, но не сексапильного спецагента ФБР. «Она выглядела как уличный мальчишка, — вспоминал Картер много позже. — Но она была серьезна, убедительна и невероятно хороша для роли спецагента». Прозорливый автор поставил условие: либо роль достается его протеже, либо он покидает проект. Продюсеры пошли на попятную, но поставили условие: Джиллиан Андерсон должна полностью переделать себя. И она переделала.

Первый сезон вышел в 1993 году, а съемки продолжались до 2001 года включительно. Неудивительно, что в это время у актрисы почти не было других громких ролей — за исключением, пожалуй, роли Мередит в фильме «Превратности любви» в компании юной Анджелины Джоли, Шона Коннери и Райана Филиппа. В 1998 году вышел фильм «Адское такси», где вместе с Андерсон сыграли Джулианна Мур и Лори Меткаф — но кто сегодня помнит, о чем эта лента? В итоге «Секретные материалы» выдержали 11 сезонов (два из них — после перезапуска в 2016 году). От пилота до последней серии прошло больше 20 лет, и за это время Андерсон заметно устала и от пришельцев — и от того, что в глазах зрителей была исключительно агентом Скалли. Год назад она решила окончательно покинуть шоу. «Пора снять шляпу Даны Скалли. Время пришло», — деликатно отвечает актриса на вопрос, что же будет с ее героиней.

Перезапуск карьеры

«Ганнибал», 2013–2015

«Американские боги», 2017—настоящее время

В нулевые Джиллиан Андерсон снималась крайне мало. Кроме полнометражного фильма «Секретные материалы: хочу верить» и еще пары не самых известных картин Андерсон появилась в фильмах «Могучий кельт», «Последний король Шотландии» и «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» — комедии с Саймоном Пеггом и Меган Фокс в главных ролях. Параллельно с ними она играла в мини-сериале BBC «Холодный дом», но ни одна из этих ролей не смогла вывести актрису из тени ее самого популярного персонажа. 

В новом десятилетии интерес к сериалам и сериальной культуре вспыхнул с новой силой. Сегодня уже никого не удивляет, что в «Большой маленькой лжи» играют Николь Кидман, Риз Уизерспун, и Мерил Стрип, а бюджет одной серии «Игры престолов» легко сравнится с бюджетом среднего голливудского фильма — хотя раньше плоскости кино и сериалов пересекались гораздо реже. Весной 2013-го у Андерсон вышло сразу два сериала, которые фактически перезапустили ее карьеру: «Ганнибал» на NBC и британский «Крах» (в оригинале The Fall).

«Крах», 2013–2016

В телеистории про доктора Лектера актриса играла его психотерапевта: в первых двух сезонах Андерсон появлялась в кадре от случая к случаю, но в третьем ее героиня стала одной из главных. А вот в трехсезонном детективном сериале «Крах» актрисе сразу досталась главная роль — строгой, самодостаточной и сексуальной полицейской Стеллы Гибсон, которая охотится на не менее привлекательного маньяка (а он — на нее). Ее партнером стал Джейми Дорнан — будущий Кристиан Грей из трилогии о «50 оттенках». Автор «Краха» Алан Кабитт признается, что писал главную женскую роль, держа в голове именно Андерсон. «Джиллиан — дотошная актриса, — говорит он в интервью The Telegraph. — Она понимает, как будет выглядеть сцена, даже если просто посмотрит на объектив камеры. Она — мощная актриса, лучше которой эту роль не сыграл бы никто».

Впрочем, если ее Стелла Гибсон еще отчасти напоминает Дану Скалли, то в сегодняшних героинях Джиллиан Андерсон от нее не осталось и следа. В 2017 году стартовал сериал «Американские боги» по роману Нила Геймана, в котором Андерсон досталась роль богини Медии. Образ этой повелительницы СМИ и индустрии развлечений почти целиком списан с Дэвида Боуи эпохи Зигги Стардаста. Атласный голубой костюм, черно-белые сапоги на сумасшедшей платформе и безумный рыжий начес: узнать Джиллиан Андерсон было почти невозможно.


Наконец, в январе 2019-го вышел еще один сериал с участием актрисы — «Половое воспитание». В нем Андерсон играет сексолога Джин Милберн, которой приходится иметь дело с пубертатом собственного 16-летнего сына. Пока все вокруг только и делают, что говорят о сексе (и не только говорят), Отис боится даже представить, что это такое: первая близость у него провоцирует паническую атаку. Несмотря на тревожный синопсис, сериал получился добротной комедией, о которой лестно отзываются и The Guardian, и американский Glamour.



«Крах», 2013–2016

«Половое воспитание», 2019—настоящее время

Бисексуальность и активизм

Несмотря на то что актриса давно избавилась от бунтарского внешнего вида, с бескомпромиссностью она не рассталась. «Когда я брал у Джиллиан Андерсон интервью, она показалась мне очень теплой в общении. Но я также понимаю, почему другие репортеры могут счесть ее ледяной, — пишет в своем материале на The Guardian Эмине Санер. — Качества, которые делают ее хорошей актрисой — мысли и эмоции на лице, — присущи ей и как обычному человеку: она не скрывает своего раздражения, если вопрос ей не интересен. И быстро загорается, когда начинает говорить о том, что ей интересно».


В 2012 году актриса сделала каминг-аут — рассказав, что бисексуальна. Андерсон сделала это признание после смерти своей бывшей возлюбленной, с которой встречалась в юности. «Все люди — сложные создания. Мы состоим из множества самых разных частей, мы лишены крайностей. Это моя правда, это мой опыт», — сказала она и добавила, что «не испытывает никаких проблем из-за бисексуальности и ей все равно, что думают об этом другие».

Фем-активизм Андерсон — еще одна неотъемлемая часть ее натуры. Задуматься о неравенстве мужчин и женщин ее заставило требование студии в прямом смысле слова быть в тени ее напарника Малдера; ей буквально не разрешали идти с ним в ногу в кадре. Разумеется, и платили ей меньше: в 90-е годы у актрисы ушло три года на то, чтобы добиться такой же зарплаты, как у Дэвида Духовны. Накануне съемок двух последних сезонов Андерсон вновь предложили сумму примерно вполовину меньше той, что предложили актеру, однако и эта неприятная ситуация была не единственным примером сексизма создателей сериала. В списке сценаристов 11-го сезона не оказалось ни одной женщины, и Андерсон возмутилась. «Лишь два эпизода из 207 за всю историю сериала были сняты женщинами. Я тоже очень жду, когда же эти цифры изменятся», — напомнила она на своей страницы в твиттере.

А еще вместе с писательницей Дженнифер Надел она написала книгу для женщин, мотивируя их держаться вместе и не бояться своих собственных ошибок. «Я начала обращать внимание на материалы, в которых описывались истории женщин, столкнувшихся с депрессией и селф-хармом. Эти женщины много говорили о давлении общества, которое заставляло их вести себя определенным образом. Тогда я и начала думать о книге, которая смогла бы помочь им справиться с этой проблемой», — рассказала Андерсон в интервью Independent.

Строгая женственность и винтаж

В сентябре прошлого года Джиллиан Андерсон вместе с брендом Winser London создала капсульную коллекцию одежды — для «женщин любого возраста». Она получилась базовой и довольно расслабленной: приталенные жакеты, оверсайз-свитера, классические черные брюки — в общем, все то, что Андерсон носит сама каждый день. Перед стартом продаж актриса дала интервью американскому Harper’s Bazaar, во многом объясняющее ее модные взгляды. В нем Джиллиан Андерсон признается, что ее личный гардероб сформировался под влиянием гардероба ее сериальных героинь. «За последние два года, что я играю роль Стеллы Гибсон в «Крахе», я многое переняла. Это не значит, что я тут же влезла в шелковые рубашки и юбки-карандаш, бывшие квинтэссенцией ее стиля. Но она и ее представления о моде определенно повлияли на мои представления о женственности», — сказала актриса.

Она также очень ценит винтаж — и все свои наряды на официальные мероприятия выбирает сама. «Я никогда не работала со стилистами, которые одевали бы меня на красную дорожку. Но последние десять лет я сотрудничаю с человеком, которого можно назвать королем винтажной моды. После разговоров об истории моды, после того, как я впервые надела винтаж, я поняла: есть огромная разница между одеждой-искусством, сшитой и безупречно посаженной по фигуре, и всем остальным».

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
false
767
1300
false
true