Dior эпохи
модернизма
в исполнении
Марии Грации Кьюри
Фото: Getty Images, архив пресс-службы
Показ Dior стал одним из самых обсуждаемых шоу Парижской недели моды весна–лето 2022. Или самым критикуемым: Марию Грацию Кьюри винили в том, что ее коллекция в стиле 1960-х совсем не отвечает эстетике бренда. Исследователь моды Тим Ильясов считает обвинения беспочвенными: сам он увидел в показе отражение сразу трех десятилетий истории модного дома.
![](/upload/23033/vms/c77548c641a259e65d965a0a6ec3ac8f.jpg)
Марии Грации Кьюри часто достается от критиков. И хотя их мнение уже давно никак не коррелирует с продажами и успехом бренда, хочется все же встать на защиту креативного директора, поскольку комментарии «это не Dior!» о новой коллекции по меньшей мере несправедливы. Серия весна—лето 2022 почти полностью состоит из цитат архивных кодов дома. Тут хочется напомнить, что ДНК Dior — это не только наследие Кристиана Диора и бесконечные вариации на жакет «Бар», но и «битник» Сен-Лорана, и гламур Джанфранко Ферре, и театральность Джона Гальяно, и, конечно, почти 30 лет творчества Марка Боана, возглавлявшего Dior с 1961 по 1989 год. Именно Dior Боана и особенно введенный им Slim Look, по словам Марии Грации, вдохновил ее на коллекцию.
![](/upload/23033/vms/7b4c595dd78d8610381c79e04792e995.jpg)
![](/upload/23033/vms/af768d245d5d18e7049cbba1da116fcf.jpg)
![](/upload/23033/vms/636b697455424c1d47c3fac9465f91c6.jpg)
![](/upload/23033/vms/5705b8dbd92a860a1c08d98ab0d36481.jpg)
МАРК БОАН
Марк Боан — креативный директор Dior с 1961 по 1989 год, сейчас ему 95 лет, он живет в Париже.
Семьдесят пять лет назад, в 1946-м, двадцатилетний Марк Боан, который вообще-то Роже (настоящее имя не очень запоминалось в творческой среде, отчего его заменил псевдоним) пришел в высокую моду на работу к Роберу Пиге, очень популярному кутюрье в 1930-е и 1940-е. Тут его биография уже пересекается с историей Кристиана Диора — тот начал свою карьеру тоже с работы у Пиге. Но Диор в 1946-м уже не на вторых ролях, а как раз наоборот: в этом году он принимает предложение Марселя Буссака о создании дома моды под своим именем. Встретились же Диор и Боан в 1957-м, когда Кристиан предложил Марку работу в нью-йоркском отделении дома. Увы, через несколько дней мэтр неожиданно для всех умер — и старт Боана в Dior немного отодвинулся, до весны 1958 года. Тогда Боана вновь позвали на работу в Christian Dior, чтобы развивать лондонский филиал. Для амбициозного дизайнера это не было должностью мечты, так что в 1960-м он уволился, и его пути с брендом вновь разошлись. Впрочем, ненадолго. Спустя год владелец компании Марсель Буссак некрасиво избавился от Сен-Лорана, и место креативного директора опустело. Тогда Буссак вспомнил, что Кристиан Диор хорошо отзывался о Марке Боане, и решил отдать пустующую позицию именно ему.
SLIM LOOK
В первый же год своей работы Марк создал альтернативу New Look, Slim Look. Так он обозначил новую эру в Dior: силуэт «женщины-цветка», уже сломанный Сен-Лораном, окончательно сменился прямым силуэтом. Именно Slim Look воспела в коллекции Мария Грация Кьюри, воспроизведя основные мотивы коллекций Марка Боана 1960-х.
![](/upload/23033/vms/b9349f5bf082077bf44af3e3cbe0ae5b.jpg)
ПРЯМОЙ ЖАКЕТ
И СТЮАРДЕССЫ ШЕСТИДЕСЯТЫХ
Шестидесятые — это прямые линии и графичные силуэты, пришедшие на смену силуэтам изогнутым и мягким. Прямые и узкие юбки вместо расклешенных, «квадратные» жакеты вместо облегающих. Такой крой выбрал Марк Боан, когда разрабатывал в 1962-м форму для стюардесс Air France. Она оказалась столь удачной, что дизайнер даже перенес подобные силуэты в кутюрную коллекцию 1963 года. Черные жакеты в коллекции весна—лето 2022 — прямые цитаты костюмов, созданных для стюардесс ровно шестьдесят лет назад.
![](/upload/23033/vms/20c89df2b411107a9cf6a742ee5b7583.jpg)
![](/upload/23033/vms/c8c393953185879aa24198b7b640b266.jpg)
![](/upload/23033/vms/af6fbf702063a9b7a480b2916516f360.jpg)
МИНИ КАК
СИМВОЛ СВОБОДЫ
Невозможно представить шестидесятые без митингов за мини-юбки (один из самых запоминающихся, кстати, проходил у дверей лондонского бутика Dior) и сексуальной революции. Мини в шестидесятых — это символ свободы. Марк Боан аккуратно и последовательно превратил его в свой узнаваемый прием. Балансируя между актуальной модой и вкусами респектабельной публики, он постепенно вводил острые новинки (в отличие от своего революционно настроенного предшественника Ива Сен-Лорана), и в конечном счете все клиентки Dior оделись в мини. В 2022-м мини-юбка возвращается, и не как элемент объективированной телесности, каковой она была в нулевых, а как раз в шестидесятническом контексте свободы.
![](/upload/23033/vms/d53bd8ca9aad307f3b0617d528805127.jpg)
![](/upload/23033/vms/1276a848e7c6490f96143b7dbda3c79c.jpg)
ЖЕЛТЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ
Желтый — цвет-символ Dior Марка Боана. В 1950-х Кристиан Диор прибегал к этому оттенку крайне редко — шестидесятые же требовали интенсивных, ярких, бескомпромиссных тонов. Марк Боан выпускал пальто и костюмы насыщенного желтого и красно-оранжевого цветов — с легкой руки дизайнеров и, в частности, Марии Грации Кьюри они возвращаются и в начале 2020-х.
![](/upload/23033/vms/33b1a0c1c3be3e290ec9a9e179209b16.jpg)
![](/upload/23033/vms/75621d6a95cba59bf09fdffb55298181.jpg)
![](/upload/23033/vms/5ca1afd93635eee6e1f4171f540abf28.jpg)
ДВА РЯДА ПУГОВИЦ
НА ДВУБОРТНОМ ПАЛЬТО
Один из частых приемов Боана — двубортные пальто с двумя длинными рядами крупных контрастных пуговиц. Мария Грация Кьюри переносит этот прием в 2022-й и в пальто-трапециях, и в жакетах.
![](/upload/23033/vms/bfa18d9a8ead13ce96626008ab68ac0c.jpg)
![](/upload/23033/vms/2accbae3bb79494cf09699dfe333702e.jpg)
![](/upload/23033/vms/2b26a6c9fcae2e177d542f62ee2139af.jpg)
![](/upload/23033/vms/d803d3242edf7387c8cfc3f2b7edeb0d.jpg)
![](/upload/23033/vms/7317076ed9a90ae795b1cbe3a6cb7a29.jpg)
ТОНКИЙ БАНТ
Одна из часто используемых декоративных деталей в платьях и костюмах Dior шестидесятых — тонкий бант из текстильных шнурков. В образах весна—лето 2022 он узнается в бретелях и декоре воротников у маленьких черных платьев.
![](/upload/23033/vms/c833e60e0d48052446b89b8eeecf2db6.jpg)
БАНТ-«ТРИЛИСТНИК» И ВЕЧЕРНИЕ ПЛАТЬЯ
С ЗАВЫШЕННОЙ ТАЛИЕЙ
![](/upload/23033/vms/61b75cb12e55f0a3e07aef26b10f0cee.jpg)
Вечерние платья Боан нередко украшал бантом с тремя концами. Этот «трилистник» — узнаваемая черта Dior шестидесятых, который не мог не появиться в коллекции-оммаже Марии Грации Кьюри. Так же как и характерные платья с завышенной талией и юбкой А-силуэта.
![](/upload/23033/vms/a23fe94b7402e3a1e8d9d6a50abcf15c.jpg)
![](/upload/23033/vms/e005c3ecbb5b2e8a0452e66f478abcea.jpg)
ОБУВЬ
Шестидесятые — это туфли с квадратным носом (сразу вспоминаются Катрин Денев в «Дневной красавице» и модель «Пилигрим» Роже Вивье) и страшно популярные туфли «Мэри Джейн» с ремешком, которые носили Твигги и Джин Шримптон. В коллекции Dior две популярные тенденции из шестидесятых соединяются в одну — и получаются туфли «Мэри Джейн» с квадратным носом и ремешками. Вместе с ними обувную секцию на подиуме составили сапоги, ботинки и туфли — воплощения ретрофутуризма в моде. Хотя для шестидесятых это был самый настоящий футуризм, без «ретро» — тогда человечество активно стремилось в космос, и мода активно экспериментировала на тему одежды будущего. Другое дело, что Марк Боан с космосом и футуризмом не заигрывал.
![](/upload/23033/vms/65e41ddf31a3f10168e254d0873b4dd8.jpg)
![](/upload/23033/vms/16454a719b185b6643126ef191988759.jpg)
КЛУБ PIPER
Клуб Piper — легенда Рима, один из старых клубов, в котором звучала самая передовая музыка и тусовалась самая прогрессивная молодежь. В шестидесятые индустриальный интерьер клуба был оформлен яркими цветными элементами — желтые лампы, желтые, розовые и салатовые пластиковые стулья (ровно тех же оттенков, что и пальто в коллекции SS 2022). Интерьер клуба был разработан модными в шестидесятых римскими дизайнерами Пьетро Деросси, Джорджо Черетти и Риккардо Россо.
![](/upload/23033/vms/c1ef79208eb88783a0e59830ed0c98f6.gif)
КЛАССИЧЕСКИЕ КОДЫ DIOR
В коллекции весна—лето 2022 считываются как образы шестидесятых, так и классические коды, к которым Мария Грация прибегает в каждом сезоне. Среди них — жакет «Бар», узор в форме сетки Cannage и, конечно, розовый цвет. Серый и розовый, как мы помним, любимые цвета из детства Кристиана Диора.
![](/upload/23033/vms/3a8b42e998501f7c097e2ae1b094b35b.jpg)
![](/upload/23033/vms/40aa585067670b6e5706d626abe02d04.jpg)
![](/upload/23033/vms/2cbbaf063944b4e143d54cdd3b472344.jpg)