Таймлайн: показы Chanel в Гран-Пале
ТЕКСТ: ВАРЯ БАРКАЛОВА
За оформление Met Gala — от ковровой дорожки до декораций внутри Метрополитен-музея — уже 17 лет как отвечает ивент-дизайнер Рауль Авила. Он внимательно изучает тему выставки, обсуждает ее с главным куратором Эндрю Болтоном и распорядительницей бала Анной Винтур и накидывает идеи (хотя всегда останавливается на той, которая пришла в голову первой). В этом году Рауль Авила, вероятно, вдохновлялся сет-дизайном грандиозных шоу Chanel в Гран-Пале. Вспоминаем хитроумные декорации, которые Карл Лагерфельд придумывал в разные годы.
Гран-Пале — Большой дворец изящных искусств— построили в Париже к Всемирной выставке 1900 года. Начиная с 1920 года дворец служил самым разным целям: тут регулярно проводились выставки, например, Салона независимых — художников, не признанных официальным искусством, — а во время Второй мировой войны расположился госпиталь. Сейчас же Гран-Пале снова оправдывает свое полное название, объединяя несколько галерей и пространство для выставок, показов и презентаций.
Chanel присвоили Гран-Пале как локацию в 2005 году. Зрители каждый раз ждут необыкновенного шоу: сет-дизайн очередного показа всегда превосходит предыдущий. Чего только не было под стеклянным куполом павильона за эти 13 лет — и сады, и каскады настоящих водопадов, и собственная Эйфелева башня — большую часть инсталляций создают умельцы из Atelier Devineau.
20
05–2006
![](/upload/6819/vms/dac7eed98e195a84139e779b2c0e6fba.jpg)
![](/upload/6819/vms/d8991fd8c447cb13405eae3108531807_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/d1b1f60bffdeedeb4a8b4b1810bf51f4_small.jpg)
Лагерфельд еще не делает сложных декораций для своих шоу. Минималистичное оформление — ничего необычного, что могло бы отвлечь зрителей от коллекций.
![](/upload/6819/vms/e421932d2274aee0b8f1d069f7f0e1ba_small.jpg)
Осень-зима 2007
На подиуме воссоздают каток (впрочем, кажется, не скользкий — модели не на коньках), а ряды зрителей отделяют от него сугробами. Над площадкой — белые искусственные облака. Все еще минималистично, но уже масштабно.
07
![](/upload/6819/vms/f51f7f325d12264c7a8ce29a16add2e0.gif)
![](/upload/6819/vms/143dd044d15725b51f389c21b648f36c_small.jpg)
08
Весна-лето 2008
В центре площадки показа появился огромный синий бант. В оттенках глубокого синего была выдержана не только инсталляция, но и подиум, зрительные ряды и проходы между ними.
![](/upload/6819/vms/278c0804ac8d58d4c7bdfa900690a1b4_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/47d11d8736eb4bd1cb96c1932dbeef75_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/7f58caed945da2530751fb942709da75_small.jpg)
Haute couture весна-лето 2008
Карл Лагерфельд воспевает знаменитый твидовый жакет Chanel в инсталляции: гигантская (это не преувеличение — высота монумента составила полтора десятка метров) скульптура в виде этого предмета гардероба стоит в центре пространства.
Осень-зима 2008
Центральная инсталляция в этот раз меньше, но затейливее — на подиуме появилась белая двухъярусная карусель. Вместо лошадок на ней были огромные сумки, туфли, шляпки и украшения Chanel. В финале модели заняли свои места на карусели, и она пришла в движение.
![](/upload/6819/vms/f446caf214c26cea0a9ba008d90fe3e3_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/bc8078d3fed4392bfe2dfb0e8fbdef53_small.jpg)
Haute couture осень-зима 2008
Cтальные трубы высотой 50 футов (около 15 метров) символизировали гигантский орган. В звуковом сопровождении к показу, конечно, орган тоже звучал.
![](/upload/6819/vms/e50b7376f684513adcc05c4697f93438_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/d8141c805f6a23d65999f2c9650df847_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/fa52e564d897b0777f1460ab6077f757_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/c8b93e606cfa63497942bef086d6ad8c_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/258598ba407b022468473304bb3b64b2_small.jpg)
09
![](/upload/6819/vms/e8033efb492dff08bb93f46dd51004d4_small.jpg)
Весна-лето 2009
В начале подиума стоял фасад здания — точная копия ателье Chanel на Rue Cambon. Модели выходили из его дверей на длинную «улицу».
![](/upload/6819/vms/748e50fb14218e6d4465b67529cd661f_small.png)
![](/upload/6819/vms/de85c2aa9f96a8101615bb39f0dc1b3d_small.png)
Haute couture осень-зима 2009
Гигантский белый жакет уже был год назад, а теперь Карл Лагерфельд работает с другими знаковыми вещами дома. Так возникает инсталляция в виде квартета флаконов Chanel № 5 — эту форму ни с чем на спутаешь, несмотря на полное отсутствие логотипов.
Осень-зима 2009
Подиум разграничивают перегородки — минималистичная анфилада полукомнат: белые стены, черные дверные проемы и надпись Chanel над каждым. Модели ходят по сложному маршруту, проходя через каждую дверь. Коллекция тоже полностью черно-белая: одежда, обувь и даже макияж, сет-дизайн поддерживает ее монохромность.
![](/upload/6819/vms/3d69f3e58463076ff0413fc2adcd1011_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/3cd6a98c77e248ac6144b8672a5d2e2f_small.jpg)
10
![](/upload/6819/vms/49e30d79bcdbfb2c352961e536185981_small.jpg)
Весна-лето 2010
В Гран-Пале появляется амбар. В деревянной конструкции на сваях действительно хранится сено — в верхней части, в то время как модели ходят по утоптанному газону внизу. А под небольшим навесом рядом выступает кантри-группа: живая музыка заменяет саундтрек.
![](/upload/6819/vms/2f864c11b1b167df8fcd9babacb28d48.jpg)
Осень-зима 2010
Айсберги! Под куполом Гран-Пале взгромоздились ледяные торосы, а пол стал темно-синим антарктическим льдом. Модели выходили из арки в одном из айсбергов и гуляли между глыбами искусственного льда.
![](/upload/6819/vms/f116bcd0938115fdd5fa417f5e838a7e_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/efd70a35d838ac7784e52da4a2b288de_small.jpg)
Haute couture осень-зима 2010
Еще одно посвящение наследию Габриэль Шанель — в центре круглой сцены возвышается десятиметровый бронзовый лев. Это копия небольшой скульптуры, которая стояла в парижской квартире мадемуазель Шанель, — она очень любила львов, и статуэтки в изобилии населяли ее кабинет. Льва в Гран-Пале собрали, как Троянского коня, из частей на каркасе — конечно, бронзовой была лишь краска.
![](/upload/6819/vms/b6d6d402552381bc145e2db128b8f585.jpg)
![](/upload/6819/vms/c4eade0fc16bd7b8f8c8c4340cab6c13_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/9c74d41f8b9e2a55192ac63bf8ee7c19_small.jpg)
Весна-лето 2011
Первая фантазия Карла Лагерфельда на тему французского регулярного парка. Позади рядов зрителей стоят ажурные решетки, пол усыпан белым мелким щебнем. В центре фигурных клумб бьют фонтаны. Клумбы, впрочем, вовсе не цветочные — замысловатый узор выложен камнем и засыпан гравием.
![](/upload/6819/vms/46b397293f2f0feca1642d0d97aa5803.jpg)
11
![](/upload/6819/vms/74b7ab28a18dbc469aa4526f03fff2ed_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/24975dff8e131603f1af5a968d898792_small.jpg)
Осень-зима 2011
Своды Гран-Пале превращаются в ночной лес. На стенах пейзаж показывает стволы, через которые пробивается лунный свет, пол усыпан черным лавовым туфом, а модели ходят по деревянному настилу, вокруг которого клубится туман.
![](/upload/6819/vms/ffdee77df55c48a89cec0c865af7135b_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/9c62fa88dd38680fb4c90f5e728dcdea_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/6358d73fd01859b0baf5c7232270552d_small.jpg)
Кутюр осень-зима 2011
Первое посягательство Лагерфельда на Париж! Внутри павильона он воссоздает ночную Вандомскую площадь: ее ограждают светящиеся контуры зданий, а в центре, конечно, — Вандомская колонна и трехглавые фонари.
![](/upload/6819/vms/248fdf6671faadb7dc51896f8f05d1f0.jpg)
Весна-лето 2012
Подиум становится дном океана — камни, ракушки высотой в человеческий рост, ветвистые кораллы — все белого цвета. К потолку подвешены такие же белые рыбы и огромный скат-орляк.
12
![](/upload/6819/vms/35a2dc26f0c5e7f9908f5f60d3dd8533.jpg)
![](/upload/6819/vms/a81430ebd2396edb36265c7cf760ff80.jpg)
![](/upload/6819/vms/67755ff947554a4fd3c44246a25012dc.jpg)
![](/upload/6819/vms/2d56be4222ae484a2e5874dbf916eaa3.jpg)
![](/upload/6819/vms/71de4647666390a3f746fa7e8f2b6308_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/eb88b8dd52e9b74ff2b1ee87589eda49_small.jpg)
Haute couture весна–лето 2012
Внутри Гран-пале строится корпус самолета. Сам показ проходит внутри него — в полностью обставленном салоне авиалайнера, гости сидят в креслах, а модели ходят по проходу, который ненамного шире настоящего.
![](/upload/6819/vms/8e0232b3fdf076dc7a682ca6d85ced1d_small.jpg)
Осень–зима 2012
Пол Гран-Пале усеивают грандиозные друзы кристаллов. Острые каменные щетки тут и там вырастают из длинного прохода, часть из них прозрачные, часть мутные — очень точно имитируют пещерные выходы кварца и аметиста, только многократно увеличенные.
![](/upload/6819/vms/95b43ad79a19e5a5ab5a9ed779d615bf_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/64a1324f632d1e23a622ffaf5eaf50e6.jpg)
Весна–лето 2013
Карл Лагерфельд размышляет об экологии и новых источниках энергии — декорациями к шоу становятся ветрогенераторы, а подиум вымощен солнечными батареями.
13
![](/upload/6819/vms/1fce472c61d509af805c4857e84faa0c_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/b8161b27559dc8b8cd3481b1c72c65ad_small.jpg)
Haute couture весна–лето 2013
В Гран-Пале вырос настоящий лес. Вернее, его туда привезли — поштучно поставили срубленные деревья и кусты, оформили почвой и мхом. Гости разместились в дощатом амфитеатре, построенном вокруг лесной поляны — на нее из чащи выходили модели. Кстати, именно этот кутюрный показ закрыли две невесты — один из первых актов поддержки ЛГБТ-сообщества задолго до последней коллекции Кристофера Бейли для Burberry.
![](/upload/6819/vms/a2cad27e6d023726e204c337578e57f6_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/6151703eacff32889e3a15e598f3439a_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/b7cd701d2c8eb5d1ce058222301130e3_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/c8cc1b5455968b90bbd99a73aa37d27d_small.jpg)
Осень–зима 2013
Карл мыслит глобально. Буквально: центр круглой площадки занимает глобус. На континентах множество светящихся точек-городов, а мегаполисы, в которых есть бутик Chanel, помечены более крупными лампочками.
![](/upload/6819/vms/74f3b78e5462d7ada92bfbbb2e9e3988_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/930eac86651386043f7a4b5554262b11_small.jpg)
Haute couture осень–зима 2013
Нутро стеклянного павильона преобразуется в здание театра, только не новое и пышущее лоском, а полуразрушенное. Бетонные перила в грязных потеках местами осыпаются, часть фанерных кресел (именно на них сидят гости) повалена. Но занавес открывается, и модели спускаются со сцены в пыльные проходы вдоль рядов.
![](/upload/6819/vms/1fb59e2eafa3d70be03a57382750c4ba_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/60b31253f2f4f52b66f7d9e11e5d2eab_small.jpg)
Весна–лето 2014
Гран-Пале наконец стал тем, чем и должен быть — выставочным пространством. На белых стенах висели картины, рядом стояли скульптуры — все 75 объектов искусства придумал сам Карл Лагерфельд. Для полного сходства с выставкой-аукционом рядом с названиями некоторых объектов стояли красные точки: так помечают произведения, которые уже проданы.
14
![](/upload/6819/vms/b497758e9556de5a8292980365ba6d9b.jpg)
![](/upload/6819/vms/270880888007a34f8e0e0f09de318e3e_small.jpg)
Haute couture весна–лето 2014
«Ледяной дворец, инопланетный ночной клуб» — так назвал сет-дизайн Карл Лагерфельд. Подиум обрамляли белые глянцевые и зеркальные панели, в центре образуя цилиндр. Во время шоу цилиндр начал вращаться, и внутри оказался певец Себастьен Телье с оркестром.
![](/upload/6819/vms/79cb17045a40f9cd00e65383de1655c8_small.jpg)
Осень–зима 2014
Один из самых знаменитых сет-дизайнов Лагерфельда — на подиуме возник супермаркет. Модели ходили между полками с настоящими товарами, которые можно встретить в «Ашане», только брендированными логотипом Chanel: хлопья Coco Pops, консервированный тунец Délice de Gabrielle, камамбер Cambonay. После шоу гостям разрешили забрать продукты с собой.
![](/upload/6819/vms/a54d9632654116628af2c4f264080eba.jpg)
![](/upload/6819/vms/9d36a8e479f8a079f96fc0fd8157a364_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/33c3b9d17e4acbd18c9cb088fe33eadf_small.jpg)
Haute couture осень–зима 2014
На этот раз оформление сравнительно простое, чтобы не отвлекать от одежды: декорации имитируют белую террасу с камином с искусственным огнем в начале подиума. Модели выходят по бокам от него, а на полу — золотой вензель: он перекликается с элементами нарядов.
![](/upload/6819/vms/601b4b9af50eed7881038f1ea2df918e.jpg)
![](/upload/6819/vms/cfccadbdeedac13f3736b370faf1bfdb_small.jpg)
Весна-лето 2015
Вдоль прохода в павильоне Гран-Пале вырастает улица – Rue du Chanel, бульвар Шанель. Искусственные фасады даже объемные – с выступающими балконами и декоративными элементами.
15
![](/upload/6819/vms/b479fa5204d3221085dad5281df56387_small.jpg)
Haute couture весна–лето 2015
Площадку украсили огромные механические цветы, как будто сделанные из бумаги. На создание 300 объектов для шоу ушло полгода. Каждый цветок приводился в движение собственным мотором. Показ начался с того, что садовник «полил» искусственный сад — отчего инсталляция пришла в движение.
![](/upload/6819/vms/f0a771f06d929545ed3c21d88599b7a0_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/7534f78cad6dacdf5832c3a55deab0be_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/13871e9c0703b178d8b84eb09018202a_small.jpg)
Осень–зима 2015
Карл строит в Гран-Пале брассерию. За полукруглой стойкой Brasserie Gabrielle официанты протирают бокалы, модели проходят вдоль рядов гостей и садятся за столики, им приносят кофе, который они пьют в ожидании остальных.
![](/upload/6819/vms/c18a43f5226646500577038a4c636b59_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/c81481ea0ccf0ffd2cebb78f707758cd_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/0007e4c7316161e69af81e05d6bf4b4e.jpg)
Haute couture осень–зима 2015
Так, супермаркет был, ресторан был, ночной клуб тоже был — какого же общественного пространства не было? Правильно, казино. Именно его и возводят для шоу. Гости — нет, не зрители показа, а именно гости казино — проходят к обтянутым зеленым сукном столам, небрежно рассаживаются за ними, крупье готовят все к игре. Когда стартуют партии в рулетку и блек-джек, модели начинают проходить мимо «одноруких бандитов», зрителей показа и «публики» казино. Игра за столами не прекращается.
![](/upload/6819/vms/3a8ab92e5bdb9ab0b0a6e77e24f4f229.jpg)
![](/upload/6819/vms/bff670ec05410b01bb2ef7f8dece233d_small.jpg)
Весна–лето 2016
Еще одно общественное пространство в копилку Лагерфельда — аэропорт. Зрителям предложили разместиться в зале ожидания, за стойками регистрации стояли администраторы в фирменной форме Chanel Airlines, некоторые модели выходили с багажом.
![](/upload/6819/vms/dfa42ac662a312d6b78f96906fa3d654_small.jpg)
16
![](/upload/6819/vms/56f496792d4e12a459fbf56fde8674f2.jpg)
Haute couture весна–лето 2016
Площадка показа превращается в дзен-сад с деревянным домом в лучших традициях японского минимализма. Вместо подиума — выложенные деревянными блоками дорожки, через щели пробивается живая трава: узкие полоски вырезали вручную из газонного полотна.
![](/upload/6819/vms/72667f23d6c46ac7e68371f86cf88117_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/6bee1b93b350569a149d1ec6e511fc99_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/3d743b586453678b61298f88d6388f90_small.jpg)
Haute couture осень–зима 2016
Фасад ателье Chanel уже был, а теперь ателье показали изнутри. Интерьер воссоздали в точности, со всеми мелочами: столы, манекены, образцы одежды, утюги и рулоны тканей — все это привезли с Rue Cambon. Сотрудники ателье, которые трудились над кутюрной коллекцией, также участвовали в шоу — они продолжали свою работу на глазах у зрителей.
![](/upload/6819/vms/abcbf34c063a06877c0414acde2465c3_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/e129eea573105c633539c57e6088126b_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/8bbc4dc576c763b33ab1798357b3a0b4_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/10d60e57288298ff13d7b2fef3a08261_small.jpg)
17
Весна-лето 2017
Внутри Гран-Пале появляется дата-центр, ряды коммуникационных стоек занимают серверы и маршрутизаторы.
![](/upload/6819/vms/bee5f2bf7805376a45a0957dc0c7271b.jpg)
Haute couture весна–лето 2017
Студия Atelier Devineau называет этот сет-дизайн «Белой комнатой», но на самом деле комната зеркальная. Пол выложен квадратами зеркал, в центре круглой площадки стоят граненые зеркальные колонны и зеркальные же постаменты с букетами белых калл в пузатых вазах.
![](/upload/6819/vms/1e2c56afbefe6524da144b1c050432c0_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/12d795330fa402d636e6019cb572db0c_small.jpg)
Осень–зима 2017
Пожалуй, самое эффектное решение в оформлении показов: посреди Гран-Пале стояла ракета в натуральную величину. Гости в течение всего шоу гадали, запустят ли ее в космос. Запустили. Не в космос, правда, а всего на несколько метров вверх (ракету поднимал специальный механизм в ее основании), но со всеми причитающимися случаю эффектами — светом, звуком и клубами дыма из сопел.
![](/upload/6819/vms/35ed23f29f9380691545eeb73ddb2f29.jpg)
![](/upload/6819/vms/e222d0d110c920a7cf21b4a53e8b5ebc_small.jpg)
Haute couture осень–зима 2017
Карл хочет показать, что Chanel — фактически синоним Парижа, и возводит собственную Эйфелеву башню в качестве декорации к показу. Не целиком — даже под куполом Гран-Пале она бы не поместилась, — но конструкция основания все равно узнается моментально. Оформители не забывают про небольшие деревца и характерные парковые стулья, чтобы довести сходство с подножием главной парижской достопримечательности до максимума.
![](/upload/6819/vms/f2803756215321dceffc789975dcc5e1_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/590f9ee5719ee13fcab1c304b8015bc6_small.jpg)
![](/upload/6819/vms/b3bd43767d92d5c6d5b9fb85bc34d91f.jpg)
Весна–лето 2018
Каждый раз Chanel приходится затмевать по масштабу свои собственные предыдущие показы. Поэтому для весенне-летнего шоу возводят скалы, с которых обрушиваются многочисленные водопады. Для моделей организованы деревянные помосты над водоемом — возможно, их даже окатывает брызгами.
18
![](/upload/6819/vms/b1ad652c140851c3cf764f868ac6f8f0.jpg)
![](/upload/6819/vms/51284f346be76e4e4f0367d9050de3e5.jpg)
![](/upload/6819/vms/de34c6585315ce5cd9b8432f34caf217.jpg)
Haute couture весна–лето 2018
На этот раз площадка показа преобразуется во французский парк с гравийными дорожками, газонами, фонтаном и анфиладными беседками. Сетчатая конструкция беседок во многом повторяет форму перекрытий крыши самого павильона, в котором проходит шоу. Кажется, Карлу Лагерфельду теперь остается только построить Гран-Пале в Гран-Пале.
![](/upload/6819/vms/df50239246fabce05ae94b75e3ba6a1a.jpg)