Blueprint
T

Таймлайн: показы Chanel в Гран-Пале

ТЕКСТ: ВАРЯ БАРКАЛОВА

За оформление Met Gala — от ковровой дорожки до декораций внутри Метрополитен-музея — уже 17 лет как отвечает ивент-дизайнер Рауль Авила. Он внимательно изучает тему выставки, обсуждает ее с главным куратором Эндрю Болтоном и распорядительницей бала Анной Винтур и накидывает идеи (хотя всегда останавливается на той, которая пришла в голову первой). В этом году Рауль Авила, вероятно, вдохновлялся сет-дизайном грандиозных шоу Chanel в Гран-Пале. Вспоминаем хитроумные декорации, которые Карл Лагерфельд придумывал в разные годы.

Гран-Пале — Большой дворец изящных искусств— построили в Париже к Всемирной выставке 1900 года. Начиная с 1920 года дворец служил самым разным целям: тут регулярно проводились выставки, например, Салона независимых — художников, не признанных официальным искусством, — а во время Второй мировой войны расположился госпиталь. Сейчас же Гран-Пале снова оправдывает свое полное название, объединяя несколько галерей и пространство для выставок, показов и презентаций.


Chanel присвоили Гран-Пале как локацию в 2005 году. Зрители каждый раз ждут необыкновенного шоу: сет-дизайн очередного показа всегда превосходит предыдущий. Чего только не было под стеклянным куполом павильона за эти 13 лет — и сады, и каскады настоящих водопадов, и собственная Эйфелева башня — большую часть инсталляций создают умельцы из Atelier Devineau.

20

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":827,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":1382,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":3145,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":4226,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":0,"y":6457,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":8860,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":14,"properties":{"x":0,"y":11720,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":16,"properties":{"x":0,"y":14509,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":17112,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":20,"properties":{"x":0,"y":19611,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":22,"properties":{"x":0,"y":21705,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":24,"properties":{"x":1,"y":24440,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":863,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}},{"id":5,"properties":{"duration":723,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}},{"id":7,"properties":{"duration":1831,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}},{"id":9,"properties":{"duration":840,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}},{"id":11,"properties":{"duration":2231,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":13,"properties":{"duration":2394,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}},{"id":15,"properties":{"duration":2860,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":17,"properties":{"duration":2789,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":19,"properties":{"duration":2603,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":21,"properties":{"duration":2499,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":23,"properties":{"duration":2094,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":25,"properties":{"duration":2735,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

05–2006

Лагерфельд еще не делает сложных декораций для своих шоу. Минималистичное оформление — ничего необычного, что могло бы отвлечь зрителей от коллекций.



Осень-зима 2007

На подиуме воссоздают каток (впрочем, кажется, не скользкий — модели не на коньках), а ряды зрителей отделяют от него сугробами. Над площадкой — белые искусственные облака. Все еще минималистично, но уже масштабно.




07

08

Весна-лето 2008

В центре площадки показа появился огромный синий бант. В оттенках глубокого синего была выдержана не только инсталляция, но и подиум, зрительные ряды и проходы между ними.




Haute couture весна-лето 2008

Карл Лагерфельд воспевает знаменитый твидовый жакет Chanel в инсталляции: гигантская (это не преувеличение — высота монумента составила полтора десятка метров) скульптура в виде этого предмета гардероба стоит в центре пространства.




Осень-зима 2008

Центральная инсталляция в этот раз меньше, но затейливее — на подиуме появилась белая двухъярусная карусель. Вместо лошадок на ней были огромные сумки, туфли, шляпки и украшения Chanel. В финале модели заняли свои места на карусели, и она пришла в движение.






Haute couture осень-зима 2008

Cтальные трубы высотой 50 футов (около 15 метров) символизировали гигантский орган. В звуковом сопровождении к показу, конечно, орган тоже звучал.






09

Весна-лето 2009 

В начале подиума стоял фасад здания — точная копия ателье Chanel на Rue Cambon. Модели выходили из его дверей на длинную «улицу».









Haute couture осень-зима 2009 

Гигантский белый жакет уже был год назад, а теперь Карл Лагерфельд работает с другими знаковыми вещами дома. Так возникает инсталляция в виде квартета флаконов Chanel № 5 — эту форму ни с чем на спутаешь, несмотря на полное отсутствие логотипов.






Осень-зима 2009

Подиум разграничивают перегородки — минималистичная анфилада полукомнат: белые стены, черные дверные проемы и надпись Chanel над каждым. Модели ходят по сложному маршруту, проходя через каждую дверь. Коллекция тоже полностью черно-белая: одежда, обувь и даже макияж, сет-дизайн поддерживает ее монохромность.








10

Весна-лето 2010 

В Гран-Пале появляется амбар. В деревянной конструкции на сваях действительно хранится сено — в верхней части, в то время как модели ходят по утоптанному газону внизу. А под небольшим навесом рядом выступает кантри-группа: живая музыка заменяет саундтрек.









Осень-зима 2010

Айсберги! Под куполом Гран-Пале взгромоздились ледяные торосы, а пол стал темно-синим антарктическим льдом. Модели выходили из арки в одном из айсбергов и гуляли между глыбами искусственного льда.









Haute couture осень-зима 2010 

Еще одно посвящение наследию Габриэль Шанель — в центре круглой сцены возвышается десятиметровый бронзовый лев. Это копия небольшой скульптуры, которая стояла в парижской квартире мадемуазель Шанель, — она очень любила львов, и статуэтки в изобилии населяли ее кабинет. Льва в Гран-Пале собрали, как Троянского коня, из частей на каркасе — конечно, бронзовой была лишь краска.









Весна-лето 2011

Первая фантазия Карла Лагерфельда на тему французского регулярного парка. Позади рядов зрителей стоят ажурные решетки, пол усыпан белым мелким щебнем. В центре фигурных клумб бьют фонтаны. Клумбы, впрочем, вовсе не цветочные — замысловатый узор выложен камнем и засыпан гравием.









11

Осень-зима 2011

Своды Гран-Пале превращаются в ночной лес. На стенах пейзаж показывает стволы, через которые пробивается лунный свет, пол усыпан черным лавовым туфом, а модели ходят по деревянному настилу, вокруг которого клубится туман.











Кутюр осень-зима 2011

Первое посягательство Лагерфельда на Париж! Внутри павильона он воссоздает ночную Вандомскую площадь: ее ограждают светящиеся контуры зданий, а в центре, конечно, — Вандомская колонна и трехглавые фонари.










Весна-лето 2012 

Подиум становится дном океана — камни, ракушки высотой в человеческий рост, ветвистые кораллы — все белого цвета. К потолку подвешены такие же белые рыбы и огромный скат-орляк.










12

Haute couture весна–лето 2012

Внутри Гран-пале строится корпус самолета. Сам показ проходит внутри него — в полностью обставленном салоне авиалайнера, гости сидят в креслах, а модели ходят по проходу, который ненамного шире настоящего.









Осень–зима 2012

Пол Гран-Пале усеивают грандиозные друзы кристаллов. Острые каменные щетки тут и там вырастают из длинного прохода, часть из них прозрачные, часть мутные — очень точно имитируют пещерные выходы кварца и аметиста, только многократно увеличенные.










Весна–лето 2013

Карл Лагерфельд размышляет об экологии и новых источниках энергии — декорациями к шоу становятся ветрогенераторы, а подиум вымощен солнечными батареями.












13

Haute couture весна–лето 2013

В Гран-Пале вырос настоящий лес. Вернее, его туда привезли — поштучно поставили срубленные деревья и кусты, оформили почвой и мхом. Гости разместились в дощатом амфитеатре, построенном вокруг лесной поляны — на нее из чащи выходили модели. Кстати, именно этот кутюрный показ закрыли две невесты — один из первых актов поддержки ЛГБТ-сообщества задолго до последней коллекции Кристофера Бейли для Burberry.













Осень–зима 2013

Карл мыслит глобально. Буквально: центр круглой площадки занимает глобус. На континентах множество светящихся точек-городов, а мегаполисы, в которых есть бутик Chanel, помечены более крупными лампочками.












Haute couture осень–зима 2013

Нутро стеклянного павильона преобразуется в здание театра, только не новое и пышущее лоском, а полуразрушенное. Бетонные перила в грязных потеках местами осыпаются, часть фанерных кресел (именно на них сидят гости) повалена. Но занавес открывается, и модели спускаются со сцены в пыльные проходы вдоль рядов.













Весна–лето 2014

Гран-Пале наконец стал тем, чем и должен быть — выставочным пространством. На белых стенах висели картины, рядом стояли скульптуры — все 75 объектов искусства придумал сам Карл Лагерфельд. Для полного сходства с выставкой-аукционом рядом с названиями некоторых объектов стояли красные точки: так помечают произведения, которые уже проданы.












14

Haute couture весна–лето 2014

«Ледяной дворец, инопланетный ночной клуб» — так назвал сет-дизайн Карл Лагерфельд. Подиум обрамляли белые глянцевые и зеркальные панели, в центре образуя цилиндр. Во время шоу цилиндр начал вращаться, и внутри оказался певец Себастьен Телье с оркестром.












Осень–зима 2014

Один из самых знаменитых сет-дизайнов Лагерфельда — на подиуме возник супермаркет. Модели ходили между полками с настоящими товарами, которые можно встретить в «Ашане», только брендированными логотипом Chanel: хлопья Coco Pops, консервированный тунец Délice de Gabrielle, камамбер Cambonay. После шоу гостям разрешили забрать продукты с собой.












Haute couture осень–зима 2014

На этот раз оформление сравнительно простое, чтобы не отвлекать от одежды: декорации имитируют белую террасу с камином с искусственным огнем в начале подиума. Модели выходят по бокам от него, а на полу — золотой вензель: он перекликается с элементами нарядов.













Весна-лето 2015

Вдоль прохода в павильоне Гран-Пале вырастает улица – Rue du Chanel, бульвар Шанель. Искусственные фасады даже объемные – с выступающими балконами и декоративными элементами.














15

Haute couture весна–лето 2015

Площадку украсили огромные механические цветы, как будто сделанные из бумаги. На создание 300 объектов для шоу ушло полгода. Каждый цветок приводился в движение собственным мотором. Показ начался с того, что садовник «полил» искусственный сад — отчего инсталляция пришла в движение.

Осень–зима 2015

Карл строит в Гран-Пале брассерию. За полукруглой стойкой Brasserie Gabrielle официанты протирают бокалы, модели проходят вдоль рядов гостей и садятся за столики, им приносят кофе, который они пьют в ожидании остальных.













Haute couture осень–зима 2015

Так, супермаркет был, ресторан был, ночной клуб тоже был — какого же общественного пространства не было? Правильно, казино. Именно его и возводят для шоу. Гости — нет, не зрители показа, а именно гости казино — проходят к обтянутым зеленым сукном столам, небрежно рассаживаются за ними, крупье готовят все к игре. Когда стартуют партии в рулетку и блек-джек, модели начинают проходить мимо «одноруких бандитов», зрителей показа и «публики» казино. Игра за столами не прекращается.














Весна–лето 2016

Еще одно общественное пространство в копилку Лагерфельда — аэропорт. Зрителям предложили разместиться в зале ожидания, за стойками регистрации стояли администраторы в фирменной форме Chanel Airlines, некоторые модели выходили с багажом.














16

Haute couture весна–лето 2016

Площадка показа превращается в дзен-сад с деревянным домом в лучших традициях японского минимализма. Вместо подиума — выложенные деревянными блоками дорожки, через щели пробивается живая трава: узкие полоски вырезали вручную из газонного полотна.














Haute couture осень–зима 2016

Фасад ателье Chanel уже был, а теперь ателье показали изнутри. Интерьер воссоздали в точности, со всеми мелочами: столы, манекены, образцы одежды, утюги и рулоны тканей — все это привезли с Rue Cambon. Сотрудники ателье, которые трудились над кутюрной коллекцией, также участвовали в шоу — они продолжали свою работу на глазах у зрителей.















17

Весна-лето 2017

Внутри Гран-Пале появляется дата-центр, ряды коммуникационных стоек занимают серверы и маршрутизаторы.
















Haute couture весна–лето 2017

Студия Atelier Devineau называет этот сет-дизайн «Белой комнатой», но на самом деле комната зеркальная. Пол выложен квадратами зеркал, в центре круглой площадки стоят граненые зеркальные колонны и зеркальные же постаменты с букетами белых калл в пузатых вазах.















Осень–зима 2017

Пожалуй, самое эффектное решение в оформлении показов: посреди Гран-Пале стояла ракета в натуральную величину. Гости в течение всего шоу гадали, запустят ли ее в космос. Запустили. Не в космос, правда, а всего на несколько метров вверх (ракету поднимал специальный механизм в ее основании), но со всеми причитающимися случаю эффектами — светом, звуком и клубами дыма из сопел.















Haute couture осень–зима 2017

Карл хочет показать, что Chanel — фактически синоним Парижа, и возводит собственную Эйфелеву башню в качестве декорации к показу. Не целиком — даже под куполом Гран-Пале она бы не поместилась, — но конструкция основания все равно узнается моментально. Оформители не забывают про небольшие деревца и характерные парковые стулья, чтобы довести сходство с подножием главной парижской достопримечательности до максимума.
















Весна–лето 2018

Каждый раз Chanel приходится затмевать по масштабу свои собственные предыдущие показы. Поэтому для весенне-летнего шоу возводят скалы, с которых обрушиваются многочисленные водопады. Для моделей организованы деревянные помосты над водоемом — возможно, их даже окатывает брызгами.
















18

Haute couture весна–лето 2018

На этот раз площадка показа преобразуется во французский парк с гравийными дорожками, газонами, фонтаном и анфиладными беседками. Сетчатая конструкция беседок во многом повторяет форму перекрытий крыши самого павильона, в котором проходит шоу. Кажется, Карлу Лагерфельду теперь остается только построить Гран-Пале в Гран-Пале.















{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true