Как устроены
выпускные коллекции
и как разглядеть
в них талант
Выпускные коллекции часто сложны, избыточны и непригодны для жизни. Между тем именно из такого безумия потом вырастают Маккуины и Маккартни. Как же смотреть выпускные коллекции, что в них искать и что изменилось за последние несколько лет? Мы задали эти вопросы преподавателям, дизайнерам и фэшн-журналистам.
Текст:
Александра Тумаркина
1
Укороченный кокон, словно собранный из взбитых сливок. Хрупкая шерстяная паутина, опоясанная жестким альпинистскими канатом. Огромный топ, напоминающий тюлевый цветок, обрызганный неоновой краской и присыпанный блестками. Рабочая одежда, в которой невозможно не то что работать, а даже и передвигаться — например, рыбацкие резиновые сапоги с короткими шортами из тончайшего винила. И непременно металлик, ботфорты, прозрачное, свободное, гендерно флюидное или прикрывающее строго переднюю часть тела. Примерно так выглядели коллекции выпускников Британской высшей школы дизайна на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекции других выпускников могут выглядеть не менее сложно и странно. Что же пытаются показать студенты?
2
3
БРИТАНСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА
4
5
1—HABIZHEN (Lala Shatalo)
2—Ульяна Некрасова
3—Злата Белокобыльская
4—Secret Garden
5—FOU, White Willow
6—Юлия Иванов
7—Лина Буксдорф
8—Эмилия Токарева
6
6
7
8
КОЛЛЕКЦИЯ КАК СТАРТ КАРЬЕРЫ
Последние несколько лет в индустрии много говорят о перенасыщенности рынка брендами и переизбытке выпускников с фэшн-образованием. Но если жалобы успешных дизайнеров можно свести к тревогам по поводу конкуренции, то статистика и свидетельства самих бывших студентов дают более объективную картину: сегодня все больше молодых людей выбирают образование в моде, однако индустрия не в состоянии обеспечить их рабочими местами, а вузы — грамотно подготовить к борьбе за успех. Из всех выпускников дизайнерами с собственными брендами становятся лишь единицы. «Плохая выпускная коллекция может оказаться разрушительной для карьеры. Если раньше она была про эксперименты и веселье перед тем как начать карьеру в индустрии, то сегодня, с ростом популярности соцсетей и конкуренции, дизайнерам практически не позволены наивные ошибки молодости», — сокрушается Ольга Курищук, выпускница колледжа Сент-Мартинс и основательница журнала и сайта 1 Granary, созданного студентами CSM в 2013 году. Именно поэтому студенты с самого начала обучения активно осваивают коммерческую сторону профессии, изучают, как адаптировать коллекции для широкого потребителя, как наладить производство, как продвигать собственный бренд. В результате выпускная коллекция становится не просто итогом обучения и концептуальным высказыванием, но и первым шансом протестировать свои профессиональные навыки и коммерческий потенциал вещей. Соруководитель программы «Дизайн одежды. Базовый курс» в Британской высшей школе дизайна Анна Черных подчеркивает важность этого аспекта: «Мы выпускаем марки. Не наемных сотрудников, а специалистов, владеющих обширным спектром знаний, способных руководить собственным брендом одежды».
С ней согласна Клэр Лоупман, куратор бакалаврской программы Британки BA (Hons) Fashion: «Даже самые безумные и неносибельные коллекции могут быть переосмыслены как коммерческие. От наших студентов-бакалавров мы всегда требуем помимо коллекции для показа предоставить иллюстрированный план коммерческой линейки для того, чтобы с ним могли ознакомиться потенциальные работодатели».
Однако излишний фокус на том, чтобы заявить о себе уже с первой коллекции, создает огромное давление на молодых дизайнеров. Ольга Курищук рассказывает: «На этапе бакалавриата самое главное — тренироваться и изучать практическую сторону: как скроить, сшить и собрать вместе восемь образов. Именно поэтому так опасна излишняя шумиха вокруг выпускных коллекций: на этом этапе задача студента не продемонстрировать свой гений миру, а просто научиться конструировать свою первую коллекцию».
ШКОЛА ДИЗАЙНА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
1
2
3
1—Анастасия Боброва
2—Варвара Койфман
3—Маргарита Волкотруб
4—Татьяна Крылова
4
Коллекция как исследование
Коллекция выпускника — это не только первый этап карьеры, но и завершающий этап исследования выбранной дизайнером темы. Дипломная работа может так и остаться единственным законченным исследовательским опытом, а может положить начало академической карьере. В таком случае коллекция — лишь один из способов выражения авторского видения, а форма, цвет и крой — формат коммуникации. Каждый дизайнер должен уметь проводить research, но отнюдь не каждый исследователь моды обязан состояться как дизайнер. При этом сами аналитические навыки, полученные в ходе образования, коммерческому дизайнеру необходимы. «Крайне важно, чтобы студенты использовали свой опыт исследования визуальной культуры для формирования собственной продуманной и разнообразной дизайн-эстетики», — соглашается Клэр Лопман. Студент должен понимать, откуда взялись образы, тенденции, стиль его коллекции, и не только чтобы потом его не обвинили в копировании, а чтобы лучше сформулировать и выразить через дизайн одежды собственную точку зрения. Сегодня, когда мода становится все более политизированной, а обвинения дизайнеров в культурной апроприации стали общим местом, умение ориентироваться в референсах и актуальной повестке становится для дизайнера ключевым. С этим согласен Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Уровень подготовки для меня сводится к тому, насколько человек настроен на восприятие современной культуры. Важно говорить об окружающем мире, и коллекция — это не просто ряд интересных вещей, это демонстрация возможностей своего видения, цельное и проработанное высказывание».
LONDON COLLEGE OF FASHION
1
2
1—Melanie WeiAi Mao
2—Ingrid Kraftchenko
3—Chorong Lim
4—Feben Vemmenby
5—Will Morgan
3
4
5
Коллекция как ТВОРЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Коллекция — это еще и возможность чистого творческого эксперимента, не ограниченного законами рынка и флуктуациями трендов. Лишь немногие успешные дизайнеры сегодня могут позволить себе продолжать эксперименты, не идя на поводу у потребителя. Именно поэтому для молодого дизайнера так важно воплощать свои фантазии на этапе образования. Коммерческий и утилитарный потенциал вещей часто отступает на второй план: «Я тогда еще не думала ни о какой карьере. Моя выпускная коллекция была что-то типа Martin Margiela meets Comme des Garçons — абсолютно другой стиль. Это был чистый арт, платья были очень сложной конструкции и в ретейле стоили бы по £5000», — рассказывает выпускница BA (Hons) Fashion и основательница успешного streetwear-бренда ZDDZ Даша Сельянова. Создательница бренда Alisa Kuzembaeva и тоже выпускница Клэр Лоупман Алиса Кузембаева (ее футуристичные платья и цветные шубы можно найти в «Цветном» и Au Pont Rouge в Петербурге) делится похожим опытом: «Выпускная коллекция — это прежде всего для твоего эго. Сегодня я очень далека от нее, что нравилось мне тогда — сейчас для меня мертво». Понимают ценность этой творческой свободы и сегодняшние выпускники, например, дизайнер Теймина Погосян, в этом году окончившая в БВШД курс BA (Hons) Fashion: «С начала выпускного года мы исследуем направления, которые нам интересны, наиболее близкие нам техники и свободно, без ограничений раскрываем себя».
ВЫПУСКНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ДАШИ СЕЛЬЯНОВОЙ
CENTRAL SAINT MARTINS
1
2
3
4
1—Goom Heo
2—Goom Heo
3—Alex Wolfe
4—Chao Wu
Эксперименты, кстати, не помешали Теймине привлечь внимание критиков: она первая выпускница БВШД, получившая возможность участвовать в престижной Graduatе Fashion Week в Лондоне — главном международном шоу-кейсе студенческих коллекций. Важно и то, что глубоко концептуальным вещам часто тоже находится практическое применение: «Такие вещи могут пригодиться в рамках продвижения бренда — съемках, видео и других рекламных форматах, а также в смежных сферах — в мире искусства, кино, театре», — рассказывает Владимир Тилинин, соруководитель программы «Дизайн одежды. Базовый курс» в БВШД. О силе влияния, казалось бы, не применимых к жизни дизайн-решений говорит и Клэр Лоупман: «Не стоит недооценивать так называемый эффект просачивания: даже самый экстремальный и провокативный дизайн имеет воздействие на коммерческую моду».
ROYAL COLLEGE OF ART
Как и кому следует оценивать выпускные коллекции?
Подход к оценке коллекции преподавателями во многом зависит от направления, принятого в определенном вузе, и задач конкретного курса. «Parsons — всегда на грани технологичности и коммерции, каждая коллекция — заявка на коммерческий продукт. В Антверпенской школе показывается именно уровень мастерства и концептуальность — там есть не только выпускные коллекции, но и годовые отчеты — каждый год происходит серьезный отсев. То, что представляют студенты БВШД, — это микс коммерческой продукции и концептуальных эскизов», — рассказывает Владимир Тилинин.
В Школе дизайна ВШЭ придерживаются британского подхода, в котором ставка делается на видение: «Мода — это поток работы, и оригинальность и свежесть взгляда в ней — редкость, а ищут все именно это. Смысл просмотра выпускной коллекции в том, чтобы отметить там хотя бы одного, двух, трех человек», — рассказывает Анзор Канкулов. При этом, в отличие от, например, итальянской традиции, в ВШЭ меньше фокусируются на качестве изготовления вещей: «Если вещь будет корявой, я это скорее прощу — в конце концов, ее можно отдать профессиональному портному. Я оцениваю именно идею, а не качество шва», — поясняет Анзор.
ROYAL ACADEMY ANTWERP
А как оценивать коллекции журналистам и критикам? С одной стороны, понятно, что критерии должны отличаться от тех, что используют при анализе коммерческой коллекции, с другой стороны — очень хочется попытаться разглядеть хотя бы намеки на будущий успех дизайнера. И здесь мнения расходятся. Ольга Курищук считает, что журналистам следует держать дистанцию и не оказывать излишнее давление на студентов: «Критики вообще не должны трогать выпускные коллекции. Сходить на показ, чтобы поддержать молодые таланты, — это одно, но писать отзывы, по-моему, просто жестоко». Фэшн-журналист Катя Федорова считает, что оценивать коллекции все-таки нужно, но подходить к ним следует с меньшей требовательностью, чем к коммерческим, и смотреть в первую очередь на оригинальность: «Избыточность с опытом проходит, недочеты в крое и пошиве тоже можно исправить, а вот видение — оно либо есть, либо его нет. Я готова простить молодому дарованию кривые швы и страсть к максимализму, но мне совершенно неинтересно смотреть коллекции, напоминающие попурри недавних показов знаменитых дизайнеров».
2
1
1—Nahee An
2—Soomin Kim
3—бекстейдж
4—Junjie Yang
5—Clara Huber
3
Важно отметить и то, что представленное, к примеру, на показе — зачастую лишь малая часть большой коллекции, в которой на самом деле есть множество куда более утилитарных и коммерческих вещей. Во всяком случае, именно так структурирована дипломная работа студентов «Дизайна одежды. Базовый курс» в Британке: «Если говорить про процентное соотношение внутри коллекции — коммерческих вещей больше, но их мы меньше показываем, — говорит соруководитель программы Владимир Тилинин. — То, что мы представляем на подиуме, — лишь малая часть коллекции — 15–20 %». Ну и наконец, самое главное — это то, что на самом деле карьера редко стартует сразу после выпускной коллекции: за ней следует неизбежный и часто длительный процесс доработки и того, что Владимир называет адаптацией к профессии (поиск ниши, покупателя, налаживание бизнеса и производства, иногда — продолжение обучения в магистратуре). Все это занимает еще около двух-трех лет. Поэтому первые оценки редко могут предсказать успех дизайнера — нужно время. Часто бывает так, что авторы, выстрелившие на выпускном показе и очаровавшие критиков, потом с трудом находят себя в коммерческой моде, в то время как их менее заметные однокурсники за пару лет усердной работы вырастают в полноценных дизайнеров.
4
5
ВЫПУСКНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ALEXANDER MCQUEEN
1—Выпускная коллекция Alexander McQueen «Jack the Ripper Stalks his Victims», 1992
2—Пальто из выпускной коллекции Alexander McQueen, 1992
2
1
ВЫПУСКНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ STELLA MCCARTNEY, 1995
Причины, по которым к выпускным коллекциям студентов с каждым годом все больше требований, понятны: чем более открытой становится фэшн-индустрия, чем больше она производит, тем острее конкуренция — не только среди молодых дизайнеров, но и вообще среди всех участников модного процесса. Здесь показателен пример успеха марки Jacquemus: любимец критиков и публики Симон Порт стал успешным не столько из-за мастерства (он даже не окончил фэшн-школу), сколько благодаря сочетанию навыков грамотного позиционирования (взять хотя бы его обаятельный инстаграм) со смелостью и свежестью взгляда. Его марке уже восемь лет, и коллекции до сих пор порой напоминают студенческие, просто у Жакмюса достаточно таланта, чтобы позволять себе учиться и расти прямо на глазах у публики. Такой шанс, однако, выпадает не всем, и именно поэтому студенческие годы и выпускная коллекция — лучшая и зачастую последняя возможность дать свободу своей фантазии и научиться формулировать свое собственное высказывание перед тем, как начать обживаться в недружелюбной индустрии моды.