Кому нужны школы стилистов?
По запросу «школа стилистов» Google выдает больше 11 миллионов страниц, а Instagram по тому же тегу показывает почти 30 тысяч публикаций. Там же полно рекламы курсов и школ моды. Одни обещают научить за пару месяцев определять цветотипы и типы фигур, другие — разбираться в типах личности и основах продвижения в Instagram за полгода. Комбинации могут быть разными, но почти все обещают: даже человек, который еще вчера не отличал кутюр от прет-а-порте, сможет за рекордные сроки стать подкованным и востребованным стилистом. Учиться можно без специальной подготовки, в любом возрасте и даже заочно: у многих школ есть онлайн-программы. Стоит такое обучение, в зависимости от длительности и статуса школы, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен тысяч.
Главные игроки
Стилистка Анастасия Димитрова окончила онлайн-курс школы персонального стайлинга Татьяны Никейцевой, известной в индустрии стилистки и продюсера, основательницы проекта Personal Styling. На своем официальном сайте она утверждает, что за 2,5 года преподавания в школе Self Made Studio, где она тоже ведет занятия, обучила более 100 профессионалов.
До этого Настя несколько лет работала бизнес-аналитиком, но модой интересовалась с детства и в какой-то момент решила — пора изменить жизнь. «На прежнем месте я помогала сотрудникам компаний-клиентов адаптироваться в период активных изменений в их организациях, — говорит она. — И в итоге я подумала, что могу быть тем же change-management-агентом. Только уже для тех, кто хочет изменить свой стиль».
Анна Чигиринских и студенты Art & Image
Стилистка Анастасия Димитрова
Свой курс Настя выбрала не случайно — хотела учиться именно у Никейцевой, с которой она до этого познакомилась на одном из мероприятий для инсайдеров модной индустрии. За несколько недель дистанционного обучения Анастасия заплатила около 30 тысяч рублей. «Каждую неделю мне на почту приходили два видеозанятия по два часа каждое, — описывает она учебный процесс. — Плюс присылали домашнее задание, которое нужно было выполнить в течение недели. Например, составить пять луков для разных жизненных обстоятельств или в разных стилях. Один-два дня я тратила на прослушивание материала, а в остальные готовила и оформляла «домашку». По окончании курса студенты должны были пройти экзамен — стилизовать модель. Как признается Димитрова, практических занятий ей было не вполне достаточно — в программе был некоторый — впрочем, несущественный — перекос в сторону теории. Это, по ее словам, был едва ли не единственный недостаток: «Обучение помогло лучше понять себя — найти свой стиль, начать осознанно подбирать вещи. И конечно, знания я теперь использую в работе с клиентами. Я узнала, как и где их искать, как с ними общаться, как позиционировать себя в соцсетях. Буквально через несколько занятий у меня появились клиенты для разбора гардероба и шопинг-сопровождения».
Пройденным обучением довольна и Ольга, выпускница школы Art & Image. На дне открытых дверей школы, куда сходил The Blueprint, она признавалась, что совмещать личную жизнь и работу с обучением было непросто, но оно того стоило. «Благодаря учебе здесь я поняла, что работа стилиста — это мое. И что я действительно хочу быть в профессии, хочу быть серьезным специалистом. У меня уже появились первые клиенты. Правда, пока только среди знакомых — но все впереди. Могу сказать, что учиться здесь сложно, нужно быть готовыми, что называется, пахать», — рассказывала Ольга.
Art & Image — одна из старейших школ стайлинга и имиджмейкинга в России. Существует она с 1996 года, то есть открылась задолго до бума школ моды и мастер-классов Instagram-стилистов. У заведения есть государственная аккредитация, а очное обучение на одном из основных факультетов здесь обойдется вам в 240 тысяч руб. Онлайн-курсы стоят несколько дешевле. Сама школа называет себя Институтом репутационных технологий и помимо стилистов выпускает имиджмейкеров (специальность, которая подразумевает работу не только с гардеробом клиента), а с недавних пор еще и мерчандайзеров и специалистов по оформлению витрин. На базе этого учебного заведения есть и курсы по этикету, и занятия по ораторскому мастерству. В числе преподавателей Art & Image — дипломированные психологи и маркетолога, а также люди из индустрии, например, известный парикмахер Игорь Кимяшов, официальный амбассадор Wella в России.
«Когда я решил получить дополнительное образование, то понял, что это единственное заведение в Москве, куда я могу пойти учиться, — говорит он. — Хотя, конечно, полноценный курс занимает много времени, и если вы работающий человек, будет сложно». С ним сложно не согласиться — график тут и правда довольно насыщенный. Студенты-имиджмейкеры, выбравшие очную форму обучения, например, должны ходить на трехчасовые лекции три раза в неделю и несколько раз в месяц посещать выездные практические занятия.
Основательница школы Анна Чигиринских называет себя «первым профессиональным имиджмейкером России» и «психологом-колористом» (упоминания этой специальности онлайн есть только в связи с Анной Чигиринских). В 2012–2014 годах она вела реалити-шоу «Гардероб навылет» на «Домашнем». «Мой подход к созданию гардероба — это в первую очередь соотношение особенностей, характера, вкуса и темперамента со стилем клиента, — объясняет Чигиринских на своем сайте. — Считаю, что если человек одет плохо и безвкусно, то это лишь указывает на его установки и внутренние конфликты с самим собой, которые можно решить при условии правильно просчитанного гардероба».
Art & Image утверждает, что выпускает в среднем по 200 дипломированных специалистов в год. Интерес к ней у абитуриентов более-менее высок — так, на дне открытых дверей в конце очередного учебного года зал, рассчитанный примерно на пятьдесят человек, был заполнен практически полностью. Средний возраст пришедших — 25–35 лет, подавляющее большинство из них женщины. У многих за плечами карьера в другой области: есть юристы, PR-специалисты и маркетологи. По словам преподавателей, люди помоложе приходят к ним редко — и это даже хорошо: «Сразу после школы поступать к нам все-таки нежелательно. Имиджмейкер и стилист — профессии взрослых людей», — говорит Анна Чигиринских.
После серии вопросов и ответов (большинство — о программе и стоимости обучения) трех выпускниц школы «переодели» на глазах у публики. Одну из девушек — «под Джеки Кеннеди»: твидовый жакет, белая блузка, трапециевидная сумка на локте, при этом еще и джинсы, мюли, берет. «Если копируете стиль человека из прошлого, ни в коем случае не составляйте его из ретродеталей, иначе будете выглядеть так, будто собрались на костюмированную вечеринку, — прокомментировала преподавательница школы. — Здесь мы, например, замиксовали: жакет „ретровый“, а берет, брюки и мюли на ногах выглядят вполне современно». Две другие, теперь уже бывшие студентки ненадолго превратились в Линду Родин и Дину Абдулазиз. В ход пошли большие темные очки, брюки на талии и oversize-рубашки в первом случае и черная туника, босоножки на каблуке и прическа «гладкий пучок» — во втором. «Кради как художник» — как написано в известной книге, — напутствовала ментор. — Сегментируйте визуальную информацию, ищите похожее, а лучше — родственное. Хороший стилист должен быть гибким".
Образ в стиле Джеки Кеннеди, созданный преподавателями Art & Image
Образ в стиле Линды Родин
Образ в стиле Дины Абдулазис
Несколько иной — хотя и во многом схожий — подход к работе заявляет основательница еще одной школы стайлинга — Style Hunter — Лина Дембикова. Кроме школы она в числе прочего запустила проект по аренде люксовой одежды Dress Up Bar, бренд одежды New Normal и beauty-бар Call Me, Baby! Кроме того, Дембикова была соведущей программы «Перезагрузка» на ТНТ и членом жюри проекта «Подиум» на канале «Пятница». «Я основала школу, прежде всего чтобы изменить уровень кадров в индустрии. Потому что даже для собственных проектов мне было просто негде взять профессионалов, — говорит Дембикова. — Мы обучаем по системе, которая совмещает в себе привычный русскому человеку основательный теоретический фундамент и западный взгляд на саморазвитие и образование в целом». Сама она училась в Лондоне и главной ценностью западного подхода считает то, что «тебя не учат, а учат учиться». «Никто не ставит тебе рамки, не говорит, как правильно, а как нет, — объясняет стилистка. — Тебя учат не ждать готовых ответов, а искать их самому. Развитие креативного мышления — это такая же практика и система, и этому почти не обучают в России».
Впрочем, программа курса «Имиджеолог» на сайте школы не сулит ничего радикально нового: здесь расскажут про типы фигур и стили в одежде; объяснят, «из чего складывается ухоженность человека», научат продвигать свой аккаунт в Instagram и «увеличивать средний чек». При этом обещают много практики — регулярные выездные сессии в больших торговых центрах. За обучение придется заплатить от 50 000 до 150 000 рублей в зависимости от модуля. Самый дорогой из них включает «вступление в закрытый клуб Лины Дембиковой» и шесть индивидуальных полуторачасовых сессий с основательницей.
Instagram школы Style Hunter
«Не стилизовать, а работать»
По иному пути решил пойти основатель школы Inside Игорь Андреев, в прошлом директор моды SNC и главный редактор Numéro (оба журнала уже закрылись). В отличие от большинства школ коммерческих персональных стилистов, Inside подойдет тем, кто хотел бы обзавестись связями, войти в закрытую модную среду и работать для глянца. «Если вы хотите научиться персональному стайлингу и базовому гардеробу, то вам точно не в Inside, — говорит Андреев. — В большинстве школ вам расскажут про цветотипы и базу гардероба — причем рассказывать будут люди, которые даже не практикуют сами как стилисты».
Instagram школы Inside
По словам Андреева, главная особенность его школы в том, что здесь «не учат стилизовать, а рассказывают, как нужно работать». «Большая часть обучения рассчитана на то, чтобы человек начал шире смотреть на вещи и использовать это как в жизни, так и в работе». В программе школы есть, например, курс «Как работает глянец», в который входит «месяц лекций и съемок, совместных походов в кино и музеи, встреч с профессионалами индустрии и, конечно, формирование собственного портфолио». На двухдневном интенсиве школы Fashion Stylist научат работать с шоурумами, делать сториборды и раскадровку съемок. Здесь подскажут, как составить style book и как, собственно, должен выглядеть сам стилист. А в качестве дипломного проекта студентам предлагают самим «под ключ» сделать съемку, которую затем можно добавить в собственное портфолио.
Стоимость курсов разнится — от 4500 рублей за базовый удаленный курс Fashion Styling Online, где вам просто дадут доступ к уже записанным лекциям без практических заданий, до 50 000 рублей за «Как работает глянец». «К нам приходят люди самого разного возраста, — продолжает Андреев. — Наверное, от 18 до 45 лет. И мамы в декрете, и фотографы, и начинающие стилисты, и личные шоперы со стажем». На сайте сообщается, что выпускники школы «уже работали на съемках для журналов Harper’s Bazaar, Esquire, Glamour, Flacon, Numéro, Elle».
«Там» и «здесь»
В Европе и США главными площадками для обучения будущих стилистов считаются специализированные колледжи искусств и моды. Например, миланский Istituto Marangoni предлагает будущим стилистам как краткосрочные курсы, так и полноценные двух- трехлетние образовательные программы. Двухлетний курс Fashion Styling в числе прочего подразумевает обучение базовым основам графического дизайна, умению находить связи между трендами в искусстве, моде и дизайне, навыкам стилизации и продюсирования модных съемок для медиа и основам fashion-маркетинга. При этом здесь же есть короткий трехнедельный курс для тех, кому нужны чисто прикладные навыки: студентов Fashion Image & Styling учат практически тому же, чему обучают большинство российских гуру, — как правильно подобрать одежду по фигуре и разработать индивидуальный стиль для конкретного клиента. Эти две обучающие программы рассчитаны на совершенно разных людей с разными целями и представлениями о карьере в индустрии.
В других заведениях к обучению стайлингу подходят чуть менее основательно — и акцент, как и в случае с Миланом, делают не на прикладных навыках (никакой теории цветотипов!), а на умении творчески мыслить, понимать связь между искусствами и сотрудничать с коллегами из разных областей. St. Martens, например, предлагает десятинедельные курсы Fashion Styling for Beginners, где обещают научить работать с фотографом и моделями и самостоятельно конструировать образы. Для этого студентов просят запастись ножницами, клеем и несколькими бумажными журналами.
Преподают на курсе люди с хорошим послужным списком (хоть и не первые лица индустрии). Например, Кристин Килти, в прошлом сотрудница домов Alexander McQueen и Vivienne Westwood, и Эйми Макуильямс, получившая в 2007 году награду как лучший дизайнер Шотландии. Главным профессиональным навыком стилиста Килти считает умение вливаться в креативную среду и активно сотрудничать с другими творческими людьми — этому она и обещает в числе прочего научить студентов: «Сотрудничайте с как можно большим числом креативных людей, даже если они принадлежат совсем другим дисциплинам, — напутствует она. — Бросая себе вызов и работая в разных направлениях, вы научитесь не стоять на месте».
В Сен-Мартенсе есть и более продвинутый курс — Conceptual Fashion Styling, где обещают научить опять же создавать мудборды, продумывать луки, режиссировать съемки и работать с командой. Преподает здесь Метзгер, основательница бренда EINE, в прошлом сотрудница Haider Ackermann и Hussein Chalayan.
Разница в подходе между отечественными и зарубежными преподавателями все-таки есть — несмотря на то, что многие основатели отечественных школ и курсов обещают студентам «чисто западный» подход к обучению. О разнице говорят и студенты, которым удалось поучиться и в России, и за ее пределами. Стилист, а в прошлом байер Марина Ксенофонтова, например, отучилась в нескольких отечественных школах для имиджмейкеров и стилистов — и поняла, что полученных знаний ей для работы явно недостаточно: «От объема полученной информации у меня вскипели мозги, — пишет она в своем блоге. — Я изучила технологии работы с частным клиентом, но вопрос, как работать со стилем, по-прежнему оставался открытым. Почитайте программы обучения fashion-стилистов в российских школах: цветотипы, типы фигуры, съемка, психология общения с клиентом, стиль драма, фолк, романтика и так далее — все это никакого отношения к fashion-стайлингу не имеет. Студентов пичкают плохо структурированной информацией, различными концепциями, учат фантазировать на пустом месте, но не обучают ремеслу».
За недостающими навыками Марина в свое время отправилась в Италию — училась в числе прочего в Istituto Marangoni, а вернувшись в Россию, запустила авторский онлайн-курс, в котором акцент делает на истории, философии моды и понимании внутренних механизмов, по которым работает индустрия. При этом она преподает и основы композиции, но без изучения типов фигур и набившей оскомину теории цветотипов: «Я создала курс, дающий системные знания, позволяющий изучить современные технологии стайлинга», — убеждена Ксенофонтова. Впрочем, пока курс нельзя назвать одним из самых популярных — у его Instagram меньше 4000 подписчиков.
Instagram стилистки Марины Ксенофонтовой
?
?
?
?
Кому это нужно?
?
?
Многие профессионалы индустрии моды в России относятся к выпускникам курсов и школ стайлинга — как и к самим заведениям — с изрядной долей скепсиса. Стилист Ирина Дубина, в портфолио которой съемка для онлайн-версии итальянского Vogue, признается: «Как-то раз ко мне за консультацией обратилась выпускница одних очень известных курсов стилистов. Девушка пожаловалась: „Мне там сказали, что в офисе я всегда успею поработать, почему бы не попробовать себя в качестве стилиста? Но уже несколько месяцев прошло, а клиентов до сих пор нет. А мне жить не на что“. Суть в том, что так это не работает. Чтобы стать успешным востребованным стилистом, предстоит пройти долгий путь, и к этому нужно быть готовым. Курсы дают теоретическую базу, которая может служить неплохим информационным подспорьем, но не гарантирует, что из человека непременно получится успешный профессионал».
Еще категоричнее настроена стилист и директор моды The Blueprint Светлана Танакина. Она полагает, что большинство российских школ выпускают людей, не способных дать ничего ценного — ни индустрии в целом, ни конкретным клиентам. «Большинство образов, которые эти выпускники выкладывают в Instagram, что называется, ни о чем. В них нет ничего особенного. Большинство таких школ просто занимается выкачиванием денег из людей. Лично я самоучка — но я работаю в индустрии уже почти 15 лет и у меня довольно большой и разносторонний опыт. Я считаю, что именно опыт работы в глянце образовывает лучше любых курсов. А еще важны насмотренность, контакты, связи, репутация, понимание, как эта индустрия работает — всему этому невозможно научить за месяц. Если бы надо было инвестировать деньги в свое образование, никогда не потратила бы их на курсы или школы стайлинга».
Более лояльно к школам стилистов относится Александр Рогов, главный стилист телеканала СТС, ведущий программы «Рогов. Студия 24». Сам он периодически преподает в школах Self Made Studio и Gosh School: «Лично мне кажется, что такие школы — это классно, — говорит он. — Но главное понимать, что отучившись там, вы не станете автоматически успешным стилистом и не начнете мгновенно зарабатывать огромные деньги. Это очень прикладная профессия, в ней важно не просто учиться, а многое самому делать руками. Например, я не скажу, что на своих авторских курсах именно обучаю людей — я просто даю им возможность попробовать все: персональный стайлинг, работу на съемке, работу на площадке, работы с парикмахерами, с визажистами, моделями, продюсирование. Многие после этого понимают,что вообще не хотят быть стилистами и работают, например, продюсерами и букерами в модельных агентствах. Я бы советовал поступать на курсы, чтобы, в первую очередь, получить заряд вдохновения и понять, в каком направлении вы хотите двигаться дальше. Школа или курсы — это только первый шаг».
При этом большинство школ и курсов стилистов не особенно котируются и среди топ-менеджеров главных глянцевых изданий. Так, главреды российских Vogue и Elle Маша Федорова и Катя Мухина в один голос заявляют, что ничего не знают об этих учебных заведениях. Мухина признается, что никогда не сотрудничала ни с одним выпускником или выпускницей школы стайлинга, а Федорова утверждает, что выбирая контрибьютеров, просто никогда не принимает во внимание диплом.
Тем не менее, выпускникам таких курсов нередко удается найти клиентов и даже начать неплохо зарабатывать. Так, Анастасия Димитрова о решении стать дипломированным стилистом ни разу не пожалела; деньги, потраченные на учебу, по ее словам, удалось «отбить» за два-три месяца. С прежней работы она ушла и сейчас зарабатывает исключительно персональным стайлингом. В месяц у нее обычно три-пять клиентов, некоторых из них она «ведет» по несколько месяцев.
Основательница школы Art & Image Анна Чигиринских считает, что в профессию в итоге попадают примерно 10% выпускников факультетов для стилистов и имиджмейкеров — но нет никаких официальных данных о том, где именно и с какими клиентами работают выпускники таких школ. Судя по отзывам на сайте Art & Image, большинство, как и Анастасия Димитрова, занимается персональным шопинг-сопровождением и консультациями по имиджу.
Действительно, прикладные навыки по подбору вещей и разработке персонального стиля, которым неплохо обучают во многих отечественных школах, могут помочь начинающему стилисту завоевать доверие первых клиентов, а продвижение в соцсетях — расширить клиентскую базу. Надо лишь учитывать, что такие школы не проложат для выпускников дорогу в в авангард модной индустрии и не дадут навыков, которые ценят в передовых журналах и брендах. Те, у кого есть такие амбиции, пока что — по-прежнему — уезжают учиться на Запад.
Обновление от 16 августа: после публикации в материал были добавлены комментарии стилиста Александра Рогова, главного редактора российского Vogue Маши Федоровой и главного редактора российского Elle Кати Мухиной.