Флоренс Уэлч
от до
А
Б
В
Г
Д
Ж
Е
фото:
Getty Images, ТАСС, архивы пресс-служб
З
И
К
Л
М
Н
О
13 мая Флоренс Уэлч наконец-то выпустила пятый студийный альбом Dance Fever. Икона стиля, художница, поэтесса, супергероиня и немного ведьма, кажется, она не могла выбрать другую дату для премьеры. Маша Бессмертная и Настя Сотник отвечают, почему так, в исчерпывающем разборе жизни и творчества Флоренс от А до Я.
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
А
«Сегодня я отмечаю семь лет трезвости. Я посылаю любовь и поддержку всем, кто борется [с зависимостью]. Если вы чувствуете себя неуверенно из-за проблем с наркотиками или алкоголем, я полностью вас понимаю. Желание развязаться очень сильно. Но, пожалуйста, не сдавайтесь. Мы будем ждать вас на другой стороне». Такое сообщение Флоренс Уэлч опубликовала в феврале 2021-го в своих соцсетях. Это не было ее первое публичное признание о борьбе с алкоголизмом — в каждом интервью о музыке или моде разговор так или иначе заходил о зависимостях и раньше. По признанию певицы, в определенный момент алкоголь стал частью ее персональной идентичности, а зависимость — чертой характера. «Мама как-то обнаружила меня в своей ночной рубашке, с бокалом апельсинового сока в руках», — вспоминала Уэлч, как бокал в руке стал прочно ассоциироваться у нее с лекарством от грусти и боли, просто с годами сок в нем заменило что покрепче. И вот она уже не выходила на сцену не выпив, поскольку не могла справиться с волнением. И путала рехабы со спа-центрами, не отдавая себе отчет в том, что происходит вокруг. Так продолжалось до 2014 года, когда Уэлч решила, что устала от повторяющегося цикла похмелья и депрессии, в которую ее погрузили наркотики и пьянство.
Модные инфлюенсеры могут сколько угодно соревноваться в умении носить бахрому, платья кроше и казаки, но мы-то знаем, что настоящая икона бохо — Флоренс Уэлч, будто родившаяся на «Вудстоке». Бахрома, брюки клеш, воздушные рубашки, макси-платья — сложно представить кого-либо из звезд, кто чувствует себя так же органично в этом стиле. Кстати, Флоренс такой была далеко не всегда: очевидно, увлечение бохо-стилем усугубила ее дружба с Алессандро Микеле.
Если бы Флоренс Уэлч не стала певицей, уверены, она могла бы открыть сверхуспешный бутик винтажа. То, с какой ловкостью ей удается находить уникальные украшения, идеальные блузы с воланами, макси-платья и неповторимые сумки-ридикюли в разных лавках, заслуживает отдельного восхищения. У этого увлечения, впрочем, есть и недостатки: «Кажется, кто-то однажды сказал, что я пахну старой церковью, потому что люблю древесные, ладанные и сандаловые запахи. Хочется надеяться, что я правда пахну теплом, но, наверное, все-таки от меня идет душок винтажной одежды», — заявляла она. Неудивительно, что для показа-фестиваля Gucci Fest итальянский бренд позвал любимую подругу исполнить главную роль именно в серию, посвященную сюжетам из винтажного магазина.
Вы удивитесь, но дружба Флоренс Уэлч с Gucci началась задолго до Алессандро Микеле. Первой на тогда еще восходящую звезду обратила внимание креативный директор бренда Фрида Джаннини в 2010-м. Сначала певица вдохновила ее на коллекцию осень—зима 2011. Потом — на костюмы для нескольких туров. Чувства певицы к дому только окрепли, когда пост креативного директора в 2015-м занял Алессандро Микеле. С первой встречи (в Нью-Йорке в том же году) Уэлч почувствовала, что у них много общего, начиная от фанатичной любви к кольцам и заканчивая взглядами на жизнь. «Меня всегда интересовала женственность, в которой скрывается тьма; ничто не может быть слишком красивым, — говорила она. — Когда я начала выступать, мне было около 20, я носила на сцене чулки. Думаю, я выглядела довольно наивной, будто рисованной девчонкой, при этом исполняя песни о гробах и насилии. В дизайне Алессандро есть все эти змеи и тигры, кровоточащие сердца, эдакая барочная чувственность. Он как будто хочет подарить людям весь свой мир, со всем его светом и темнотой».
Без пункта про астрологию в материале про Флоренс Уэлч, знатока дисциплины, не обойтись. Флоренс — Дева, и, как утверждают другие ценители жанра, — вполне характерная. Если переводить описание знака Уэлч на более нейтральный язык психотерапии, то генеральная линия ее и ее лирической героини — это борьба хаоса и порядка, чему посвящена, например Free с последнего альбома. В клипе на этот трек Билл Найи сыграл ее «тревожность».
Флоренс — безусловно достойный продолжатель традиций английского национального спорта, а именно — чемпионата по эксцентрике. Страна, одна из немногих в мире строившая свою культурную идентичность при помощи, что называется, фриков, нашла в лице Уэлч (наполовину американки) еще одного достойного союзника. Самоирония — одно из ключевых качеств творчества Уэлч, благодаря которому она вот уже много лет не превращается в городскую сумасшедшую (всей душой, конечно, туда стремясь).
До периода Gucci в модной эволюции Флоренс Уэлч был важный этап Givenchy Риккардо Тиши. В кутюрных платьях бренда она появлялась на мероприятиях разного уровня дресс-кода, от Met Gala до MTV Video Music Awards. Ее появление на последнем в 2010-м многие даже сочли уж слишком нарядным, что, впрочем, для королевы эксцентрики Флоренс стало лишь комплиментом. «Послушайте, если Givenchy дают вам платье [куда бы то ни было], отказываться нет смысла. Я бы надела это платье, даже просто чтобы выйти и купить пакет молока», — говорила она. Особенно дружба с брендом укрепилась благодаря стилистке Алден Джонсон, модному редактору британского Vice.
Флоренс Уэлч с детства страдает легкой формой дислексии и диспраксией: она испытывает трудности в оценке пространственных параметров. Если первое, как доказывает ее жизнь и карьера, никаких особых проблем не доставляет, то со вторым бывают конфузы. Участники группы сильно нервничают, когда она начинает особенно активно скакать по сцене, не говоря уже о том, что она регулярно не видит стеклянных дверей в студиях.
Уэлч — автор-мультиинструменталист. Она не только пишет музыку, но и выпускает поэтические сборники, пишет картины и рисует иллюстрации. Искусство, по ее словам, — это «лучшая терапия, и каким конкретно его видом ты занимаешься — вопрос второстепенный». Если говорить о детских увлечениях, то книги просто спасали ее от одиночества, а первое, в подростковом возрасте, знакомство с творчеством Фриды Кало (одной из любимых художниц Уэлч) стало, по ее словам, первым кислотным трипом в жизни.
Интересный факт, без которого вы могли бы прожить: одна из лучших подруг Флоренс Уэлч — Блейк Лайвли. На свадьбе актрисы Florence + The Machine даже исполнили несколько треков. Полагаем, дружба завязалась на съемочной площадке сериала «Сплетница», где Лайвли исполнила роль королевы Верхнего Ист-Сайда Сирены ван дер Вудсен, а Флоренс появилась в камео, спев собственный хит Cosmic Love на одной из светских вечеринок. Уэлч вообще не стесняется выходить на сцену или входить в кадр. Одним из самых внезапных было появление певицы в иммерсивной театральной постановке «Утонувший человек». А из несбывшихся — появление в «Докторе Кто», о котором в 2011-м мечтал тогдашний «доктор» Мэтт Смит.
Чаще всего Флоренс сравнивают именно с этой картиной лидера прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти. И действительно — Уэлч — это современное воплощение женского идеала английского художественного движения, которое в XIX веке, презрев ханжеские и буржуазные нормы викторианской Англии, призвало вернуться в «идеальный мир» искреннего и простого искусства до Рафаэля. «Прекрасная дама» прерафаэлитов — это, с одной стороны, героиня классических рыцарских романов, романтическая девушка, которую надо добиваться, а с другой — вполне эмансипированная свободная женщина, которая работает и кутит наравне с мужчинами. Всем этим противоречащим друг другу параметрам Уэлч, конечно, соответствует на все сто.
Было бы странно, если бы вошебную Флоренс не увлекала мистика и магия. Так что дома у нее, кроме коллекции крестов, набор самых разных кристаллов и минералов. С ними певица медитирует, успокаивается и настраивается на выступления. Еще у нее есть коллекция карт таро — самыми редкими и красивыми она периодически делится с подписчиками в соцсетях. О своем возвращении с новым альбомом Florence + The Machine тоже заявили с помощью таро: фанаты получили розовые конверты с надписью «Florence + The Machine: глава 1» и картой, на которой была изображена Флоренс в обличье «короля». Старшего аркана или младшего — не важно, главное, что к добру. К какому именно, долго гадать не пришлось — вскоре певица выпустила первый сингл King, который и вошел в ее новый альбом Dance Fever.
Главная ведьма американской рок-музыки, лицо и голос Fleetwood Mac — это одна из самых важных ролевых моделей Флоренс. Любовь к шляпам, балахонам и магическому реализму досталась Флоренс, конечно, от Никс. Среди других обязательных имен в каноне Уэлч — это The Rolling Stones (их Уэлч слушала в детстве и тогда же решила, что идея о том, чтобы стать музыкантом, возможно, не так уж и плоха), Лу Рид, Кейт Буш, Тори Амос и Бьорк.
Еще один классический образ в истории искусства, с которым часто работает Уэлч и который за все годы ее карьеры стал для нее одним из смыслообразующих. Офелия и Шекспира, и прерафаэлитов (одна из главных картин движения — это «Офелия» Джона Эверетта Милле) по Уэлч — это современная «женщина на грани нервного срыва», не пассивная жертва, как ее часто представляли мужчины, а активная героиня. При этом, разумеется, переодевается в Офелию Уэлч регулярно. В одном из интервью она как-то сказала: «Мой образ на сцене — это что-то среднее между леди Шарлоттой из романов про короля Артура, Офелией и готической леди, похожей на летучую мышь. В реальной жизни я, конечно, более чопорная и часто возвращаюсь в стадию „старушки“».
Казалось бы, где Уэлч с ее средневековой романтической эстетикой, а где современная политика. Однако ни одна современная звезда сейчас не может себе позволить оставаться в стороне от общественной повестки. Тем более когда премьер-министр твоей страны — это Борис Джонсон. Уэлч регулярно высказывается по самым острым вопросам, в том числе — и по поводу конфликта в Украине. Ее последний клип — на песню Free, тот самый, где играл Билл Найи, был снят в Украине и с украинской командой (две танцовщицы сейчас находятся в убежищах) и, разумеется, посвящен всем пострадавшим в конфликте.
Поверить сложно, но это не ее натуральный цвет: юная Флоренс начала закрашивать родной шоколадный еще в школе. Может, она и ведьма не настоящая? А это уже вне всяких сомнений — вопрос веры. Так или иначе апофеозом «рыжести» Уэлч стал показ Mulberry весна 2011, на after-party которого певица выступала. Уэлч, сидевшая в первом ряду, оказалась не единственной Флоренс тем вечером: дизайнер бренда Эмма Хилл устроила целый парад двойников Уэлч на подиуме — спасибо рыжим парикам. «Моя подруга, сидевшая рядом со мной, заливалась смехом во время показа, — вспоминала певица. — Она говорила: „Ты тоже должна выйти на подиум. Иди присоединись к своим подругам из страны рыжих“».
В 2020-е Флоренс сложно представить в чем-то, кроме макси-платьев разной нарядности. В 2010-е ее нельзя было представить без накидки или кейпа. Белоснежная (тогда еще Yves) Saint Laurent с перьями, в которой мы видели ее на Met Gala 2011 под руку со Стефано Пилати. Мрачный Givenchy с кожаной бахромой там же, только в 2013-м. Valentino с цветочным принтом непередаваемых оттенков, опять же на Met Gala годом позже. И конечно, бесконечно красивые кейпы Gucci в сценических костюмах эпохи и Джанини, и Алессандро Микеле. В какой-то момент таблоиды пытались уличить певицу в том, что при выборе нарядов она вдохновляется «Бэтменом», но, зная Флоренс, уверены, это ее нисколько не обижало и даже наоборот. В конце концов, если ее и сравнивают с супергероями, пусть так: этому миру давно не хватало именно такой супергероини.
Флоренс, любительница устроить из своих концертов полноценные древнегреческие мистерии, всегда танцует, что называется, как в последний раз. Делает она это под руководством своего друга и соавтора хореографа Райана Хеффингтона, который в том числе ставил хореографию для Sia и FKA Twigs. Впервые вместе они работали в 2015-м над клипом на песню What Kind of Man с альбома How Big, How Blue, How Beautiful и с тех пор не расставались. Хеффингтон, надо сказать, параллельно успевает работать и в кино — он ставил все танцевальные номера в режиссерском дебюте Лина-Мануэля Миранды «Тик-так, бум!».
Фотограф и режиссер — одна из главных соратниц Уэлч, которая сняла для нее уже три клипа и, очевидно, снимет еще. Дочь важного американского фотографа Джерри де Уайлда, одного из главных хроникеров рок-угара 60-х
и, в частности, похождений Джими Хендрикса, роднит с Флоренс довольно причудливый, но при этом вполне определенный вкус. Отем, которая недавно сняла свой полнометражный дебют «Эмму» по Джейн Остин, в своих работах перекраивает женский романтический канон, но делает это при этом не радикально (то есть отменяя его), а изнутри — тихо, но уверенно пересобирая и присваивая его. То же самое делает и Флоренс, которая на протяжении всей карьеры работает с традиционными «женскими» образами.
Сказать, что Флоренс любят фанаты, — это не сказать ничего. Она, с одной стороны, одна из самых «доступных» звезд современности, а с другой — умудряется все еще сохранять ореол таинственности. В пользу первого говорит и тот факт, что Уэлч в 2012 году организовала со своими поклонниками настоящий книжный клуб (идею Уэлч подсказала ее фанатка, которая написала ей в соцсетях). С тех пор клуб обзавелся расписанием, сайтом и регулярными звездными гостями: литературу с Уэлч и ее фанатами обсуждают среди прочих Салли Руни, Грета Гервиг и Фиона Эппл.
История создания Dog Days Are Over c дебютного альбома Florence + The Machine Lungs, первого по-настоящему народного хита группы, — это идеальная иллюстрация того, как Уэлч придумывает музыку, и какую действительно бесконечно важную роль играют в ее случае визуальные образы. Песню она придумала под впечатлением от одноименной работы швейцарского художника Уго Рондиноне над входом в галерею Hayward, мимо которой на велосипеде каждый день ездила на работу в бар. Дальше друзья бесплатно пустили в студию размером «с туалет», остальное — история.
Цветы вдохновляют Флоренс не меньше, чем сюжеты из личной жизни. Чем, как не природой, подпитываться певице — лесной нимфе? Ее любимые цветы незабудки, но она окружает себя не только ими. Причем на каждом шагу: дома в Лондоне у Уэлч есть сад, о котором она всегда мечтала и в котором, как она признается, любит прятаться от суеты и людей. Цветами она украшает сцену, обложки альбомов, клипы и в целом свою жизнь. Венок из цветов — еще один неотъемлемый атрибут образа певицы, наделенный самыми разными смыслами. В клипе на трек My Love из нового альбома она появляется в золотом венке, созданном мастерами украинского бренда Ruslan Baginskiy, и такое высказывание сегодня невозможно воспринимать без политического подтекста.
Флоренс Уэлч не раз выступала в «Альберт-холле», но один из самых ярких ее концертов прошел в часовне Union Chapel. И пусть в этой церкви благотворительные концерты, чтобы оплатить реставрацию, проводили все, от Бьорк до Элтона Джона. Флоренс вообще любит выступать в церквях, ведь петь она начала как раз в церковном хоре. «Звук сливающихся в унисон голосов — мой первый опыт соприкосновения с чем-то извне [с помощью музыки]», — вспоминала она.
По мере роста популярности Флоренс Уэлч модные бренды все активнее обращали на нее внимание. Дизайнеры даже использовали песни как саундтреки к показам. Весной 2011-го сразу два бренда, Valentino и Dries Van Noten, показывали свои новые коллекции под голос Флоренс. Но самым запоминающимся стало выступление Florence + The Machine на показе Chanel весна 2012. Тогда по задумке Карла Лагерфельда зал Grand Palais превратился в подводный мир, наполненный огромными камнями, ракушками и водорослями, выкрашенными в белый цвет. Ближе к финалу шоу одна из раковин раскрылась и на глазах зрителей произошло второе рождение Венеры. Флоренс Уэлч исполнила свой новый трек What the Water Gave Me в потрясающей красоты белом блестящем платье с бахромой. А после еще и прошлась по подиуму, завершив шоу под руку с Кайзером моды.
Уэлч поддерживает несколько благотворительных проектов — Фонд Элтона Джона по борьбе с ВИЧ, Фонд по борьбе с раком у подростков и Save The Music Foundation, которые помогают детям из неблагополучных семей по всему миру в занятиях музыкой. Во время всемирного локдауна Уэлч регулярно устраивала благотворительные концерты в собственной гостиной — тогда все деньги, разумеется, шли на помощь медицинским работникам. Ну а в этом году весь концертный тур организован вместе с благотворительной организацией Choose Love — по одному фунту с каждого проданного билета пойдет в фонды, которые оказывают поддержку беженцам по всему миру.
Рафинированную интеллигентность и прекрасное знание истории искусства Уэлч получила по наследству: ее мать Эвелин специалист по искусству Ренессанса и один из руководителей отделения искусства и науки в престижнейшем Королевском колледже Лондона. А еще она была членом попечительского совета Музея Виктории и Альберта и одним из исторических консультантов Британской библиотеки. Так что альбомы по искусству в доме Уэлч были, что называется, предметом первой необходимости. Сама Флоренс, кстати, учиться к маме в Королевский колледж не пошла: она поступила в Камберуэллский колледж искусств, откуда ушла на год, чтобы позаниматься музыкой. И, разумеется, не вернулась.
Уэлч — яркий представитель нового типа рок-звезд. Если кумиры прошлого за свой эгоцентризм, самовлюбленность и комплекс бога почитались с еще большим усердием, то в новые экологичные времена такое поведение, мягко говоря, не слишком приветствуется (смотри случай Канье Уэста). Уэлч, которую, по ее словам, до сих пор преследует комплекс самозванца, впрочем, оказаться в рядах проклятых поэтов современности не грозит: «Не думаю, что такому сверхчувствительному человеку, как я, полезно становиться знаменитым. Я всегда говорю своему менеджеру: „Я просто не хочу становиться еще более знаменитой. ХОРОШО?“»