Мусор —
это новый шик
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Йерский фестиваль моды и фотографии назвал победителей этого года, — и лидером по количеству наград в категории «Мода» стал 26-летний бельгиец Ромен Бишо: его отметили призами и центр ремесел Chanel Le19m, и поставщики экоматериалов дома L’Atelier des Matières. Выпускник школы La Cambre-Mode[s], Ромен год проработал ассистентом в кутюрном ателье Balenciaga, прежде чем стать этим летом младшим дизайнером кутюрной и Ready-to-wear линий бренда. Алена Важенина созвонилась с молодым талантом, чтобы выяснить, почему его вдохновляет уличный мусор и чем ему не угодил
Карл Лагерфельд.
Коллекция, которую ты показал в Йере, называется «Позвони мне, если потеряешься». Как часто люди
звонят тебе с просьбой найти их?
О, если ты о номере, который я оставил
на [анонсирующей показ] карточке в Instagram...
Точно. Это твой настоящий номер?
Да! Я подумал, раз уж я пошел на это [оформить приглашение в стиле визитки. — Прим. ред.], было бы неправильно оставлять выдуманный. И первое время у меня, кажется, накапливалось по 15 пропущенных звонков в день. О боже! И были какие-то голосовые сообщения. Но теперь мне никто не звонит.
Что было в этих голосовых?
Ничего. Просто какие-то невнятные звуки, шум, что-то в этом роде.
Я тоже хотела тебе позвонить, но для начала выбрала электронную почту.
Это мило!
А сам ты любишь где-нибудь затеряться?
Да, и в этом смысл моей коллекции. Она посвящена тому ощущению, которое испытываешь, когда бродишь по улицам, буквально растворяясь в уличных предметах. Притом мне нравится теряться именно в городе — думаю, если бы я заблудился в сельской местности, было бы страшно.
Впрочем, так можно сказать и о каком-нибудь округе Парижа. Ты же сейчас здесь живешь?
Да, сейчас я живу в Париже, но коллекция вдохновлена, скорее, Брюсселем, где я жил раньше. Но мне нравятся и парижские улицы: их дизайн и лексика.
На какой улице ты рос?
На самом деле не думаю, что именно она мой источник вдохновения, потому что я вырос на довольно милой улице. Она красивая, там растут деревья и чисто.
А тебя вдохновили дорожные работы и уличный мусор, так?
Да. На самом деле я придумал коллекцию после того, как действительно заблудился после вечеринки. Было около четырех утра. И, мне кажется, мы все знаем это чувство, когда ты идешь по улице один. Идешь в наушниках, но музыка не играет. А в животе все сжимается, потому что ты боишься, что может оказаться позади. И вот моя одежда — это ответ на вопрос, как можно в этот момент исчезнуть. Слиться с предметами, которые тебя окружают.
Например, в красном платье — если его можно так назвать, — которое сделано из матраса. Ты нашел его на мусорке, верно?
Именно.
Как ты его проветривал? Уверена, он сомнительно пах.
О нет, конечно, это не тот самый матрас. Это было бы ужасно! У меня просто была фотография матраса, который я нашел, и я его воссоздал. При этом первое платье-матрас, которое я сделал, было черным — я работал над ним вместе с ателье Lesage. Снаружи я сделал его из пластика — так, чтобы оно напоминало еще и мусорный мешок или пленку, которую используют при переезде. Также мне помогали Lemarié, которые делают камелии Chanel. Я хотел соединить [уличный] матрас с [кутюрными] цветами. А внутри — пена, мусс, или как это называется? В общем, такая белая штука в матрасах.
Как случилась твоя коллаборация с Lesage?
Йерский фестиваль уже давно сотрудничает с Chanel, а в этом году Lesage [ателье — часть проекта Chanel Métiers d’art ] еще и отмечает 100-летнюю годовщину. Так что все финалисты могли посотрудничать с домом: пятеро должны были работать с вышивкой, другие пятеро — с текстилем. Я был в числе последних, и это было самое интересное сотрудничество в моей жизни. У Lesage такая богатая история, так много архивов, там столько информации. Например, вы знаете, как появился твид? Его делали из старых полотенец для уборки. И я подумал: хорошо, если история твида началась с тряпок, тогда моей отправной точкой будет мусорный мешок. И мы [с ателье] думали, как мы можем превратить эту супердешевую вещь в действительно шикарную. И сделали такое trompe l’oeil — мусорный мешок из шелка.
Почему тебя вообще интересует тема мусора?
Меня интересуют разные обычные вещи, я всегда начинаю с них. Но мне нравится их возвышать. Возьмем самый первый образ [с показа в Йере] — черные рубашка и юбка. Они опять же вдохновлены мусорным мешком и матрасом соответственно. Но я работал с кутюрными техниками, которые предполагают как можно меньше выкроек в изделии. Поэтому, сшивая эту рубашку, я сделал узлы, которые «съели» воротник, «съели» манжеты. На рубашке также есть огромный желтый логотип — это, кстати, жаккардовая аппликация, а не вышивка — его цвет в точности повторяет цвет «зебры» на дороге [из моего мудборда]. В третьем образе можно увидеть блестящие розы, вышитые вручную, — они навеяны светоотражающей дорожной разметкой.
А что насчет обуви — ты тоже делал ее сам?
Я работал с ребятами из Италии, которые экспериментируют
с 3D-печатью.
Кажется, она не слишком подходит для того, чтобы потеряться в городе. Я имею в виду, в ней далеко не уйдешь: модели на шоу немного хромали.
Да, я знаю, это немного раздражало, но у меня было немного денег, да и эти люди делали обувь впервые, обычно они работают только над аксессуарами и украшениями. Технически сделать обувь [таким способом] очень сложно. В мыске она гибкая, но это все еще пластик, да. В общем, это не кожа, так что...
Твой подход — делать кутюр из простых вещей — очень созвучен с подходом Демны. Неудивительно, что вы в итоге друг друга нашли.
Точно, и я действительно счастлив работать в Balenciaga. Мое видение полностью совпадает с видением Демны — сами методы работы, референсы. Я понимаю бренд и чувствую, что он понимает меня, это очень приятно. Я не могу представить, что работаю на другую марку.
Чему ты научился у Демны и его команды за этот год?
Знаете, когда я учился в школе [La Cambre-Mode[s]], я был суперпридирчив к себе, постоянно сомневался, когда что-то делал, и, производя одну вещь, мог провести целый день, разглядывая ее и придумывая, что с ней может быть не так. Но Balenciaga позволил мне быть спонтанным. Сейчас у меня как будто гораздо больше свободы, и даже если что-то идет не так, я знаю, что всегда могу начать заново. И главное, понимаю, что это нормально, потому что мы находимся в непрерывном исследовательском потоке.
Balenciaga Haute Couture, осень-зима 2024/25
Какими вещами Balenciaga, к которым ты приложил руку, гордишься больше всего?
Вы видели кутюрное шоу в этом году [сезона осень-зима 2024/2025]? Как минимум двумя вещами из этой коллекции я действительно горжусь. Это красно-розовое платье из футболок — в плане техники это самое сложное, что я делал. И второе — черное платье-бюстье, которое на самом деле перекрученная парка.
Вообще, я горжусь всем, что делал здесь, работать в кутюрном ателье — это своего рода магия. Особенно в Balenciaga. Демна такой умный, и то, как он выстраивает отношения в коллективе... Он знает имена всех и со всеми разговаривает на примерках. Обычно в домах только один представитель студии ходит на примерки. Но в Balenciaga это не так: идут все, вплоть до ассистентов. Это как будто общее семейное дело.
Чем ты занимаешься, когда выходишь из ателье?
Я люблю гулять в парках, когда хорошая погода. Ходить на выставки и концерты. Я люблю оперу и классическую музыку и хожу на все, что могу. Но из-за фестиваля в Йере, коллекции Balenciaga и прочих дел я не был на концертах, может быть, месяца три или около того, так что даже не могу вспомнить последний. Но я также люблю танец — и недавно смотрел спектакль из репертуара Пины Бауш.
Ты говорил, на твое увлечение модой повлиял театр.
Да, именно так. Я сам играл в театре, и мои отношения с одеждой завязались именно тогда. Я говорил себе: если надену вот это, я буду таким-то человеком. Я осознал, что благодаря одежде могу стать кем захочу. Это было увлекательно. И думаю, именно тогда я понял, как одежда может влиять на тело и разум. И до сих пор мода для меня — это игра, социальная маскировка.
Какие роли ты играл в театре? И, кстати, что это был за театр, школьный?
Нет, это были занятия после школы, и я уделял этому, наверное, часов пять в неделю. Меня туда водили родители. И это не был большой театр, какие мы обычно себе представляем, — это были маленькие комнаты, где занималось по 10 человек. Мы никогда не ставили настоящие пьесы, это всегда были импровизации. Нам задавали темы, и мы просто отыгрывали их в течение пары часов. Но я также изучал историю театра.
Balenciaga Haute Couture, осень-зима 2024/25
Тебя, кажется, увлекает еще и кино.
Я думаю, весь мой интерес к одежде на самом деле к нему и восходит. Ребенком я был одержим старыми черно-белыми фильмами, где все такие супершикарные и видно портновское мастерство. Мне нравился Хичкок, например, ну и все остальные.
Мне очень нравится твоя фраза «Мусор — это новый шик. Меньше Карлов Лагерфельдов, больше Гарри Брэдшоу». Редко встретишь человека из мира моды, для которого Карл не является иконой.
Я ничего не имею против Карла, но мне несимпатична эта идея — знаете, когда кого-то ставят на пъедестал, и все должны ходить под ним, слушать одного этого человека. Вот почему мне классно в Balenciaga — как я уже говорил, Демна работает в очень тесной связке со всеми нами. Я слышал, как в некоторых других модных домах креативные директора даже не разговаривают с сотрудниками, если это, например, ассистенты, не знают ничьих имен и так далее. Так индустрия моды становится чем-то суперсложным и серьезным. Я за то, чтобы добавить в нее немного легкости. Все-таки важно помнить, что мы делаем рубашки, юбки и брюки — и иногда относиться к этому проще.
Не отходя далеко от Карла. Кто, по-твоему, должен стать следующим креативным директором Chanel?
У! А! О! Я не знаю! Я слышал много теорий, но не знаю, что из этого может оказаться правдой. Ходят слухи, например, что могут назначить более одного креативного директора. Чтобы сохранять типа аутентичность каждого [ремесленного] отдела Chanel.
А как тебе кандидатура Жакмюса?
*Непередаваемая выразительная мимика*. На самом деле я бы не стал недооценивать его работы, он отлично справляется со своим брендом. Он очень хорош в том, что делает в своем бренде. Но с точки зрения наследия, мастерства, большого дома и всего такого — я его там не вижу. Но, возможно, это было бы неплохо — у него может быть свежее видение. Это же здорово — позвать кого-то молодого, кто привнесет в Chanel немного свежести.
Кто тебе вообще симпатичен среди дизайнеров, кроме Демны?
Мне нравятся многие бренды, но опять же у меня нет кумиров. Но я начал любить моду благодаря таким людям, как Джон Гальяно — из-за его театральности — и Маржела: ну это просто умно сделанные вещи.
Ты как-то сказал, что твоя профессиональная мечта — это плавать на лодке с крокодиловыми сиденьями, держа между пальцев ног бокал шампанского, и набрасывать эскизы новой коллекции на салфетке. Но если серьезно, каким ты видишь пик своей карьеры?
У меня так много мыслей в голове. Но прежде всего я хочу делать то, что я люблю, с людьми, которых я люблю. Иметь бренд, иметь возможность работать на себя и производить что-то. Это моя мечта. Но я также думаю, что живу настоящим моментом, и мне сложно представить себя даже через два года. И мне нравится то, что я делаю прямо сейчас.