специальный проект
Вот билет — на балет!
5 фактов о балеткоре, которые вы могли (не) знать
реклама · ооо «В Контакте»
Эдгар Дега часами просиживал в танцевальных классах и написал больше полутора тысяч картин с балеринами, имя Анны Павловой носит тот самый десерт, а Даррен Аронофски снял культовый триллер о приме-балерине. Недавно мода на все балетное превратилась в масштабный тренд — balletcore. На подиумах все чаще появляются пачки, балетки и вязаные гетры, а в соцсетях инфлюенсеры встраивают эти предметы гардероба балерин в свои образы. Вместе с «ВКонтакте» на примере пяти фактов мы разберемся в феномене балеткора и узнаем, почему балет и мода — больше, чем просто культурный союз.
иллюстрации: мария власенко ТЕКСТ: КСЕНИЯ ПУЗИКОВА редактор: арина крайних
Балет создан для того, чтобы дарить красоту, поэтому стиль одежды, вдохновленный балетом, я считаю прекрасным. Например, популярнейшие во всем мире балетки даже называются как наша балетная обувь. Летящие воздушные платья, такие как юбки-шопенки, использующиеся у нас в спектаклях, мне кажутся очень женственными и красивыми. Особенно балеткор актуален сейчас, в преддверии Нового года — такие воздушные образы прекрасны.
Прима-балерина Большого театра Элеонора Севенард — о моде на балет:
позиция 1
Факт 1: Артисты балета становились образцом для подражания и раньше
До XX века балет был уделом аристократов, а балерины — небожителями. Рядовая женщина ни в России, ни на Западе не пыталась себя с ними ассоциировать. Но прошлое столетие изменило всё.
Сначала мир буквально помешался на Анне Павловой — русская прима-балерина стала частью поп-культуры, а ее имя — брендом. Ее воздушные наряды вдохновили шеф-кондитеров Новой Зеландии и Австралии на создание того самого десерта-безе, в Голландии ее именем назвали сорт тюльпанов, в США — мороженое, в парфюмерных магазинах Парижа продавали мыло и духи «Павлова», а французские кутюрье даже стиль придумали A la Pavlova — и одевали парижских модниц в соболя и обожаемые балериной мантильские шали с нежными шелковыми кистями.
Другой яркий пример из XX столетия — Айседора Дункан. Тунику, например, ввела в моду именно она. Дункан совершила революцию в танце и перепридумала балетный костюм — отказалась от сковывающих движения нарядов и танцевала в хитоне, босая, без пуант. Вслед за ней «разделись» и парижанки — они стали носить легкие полупрозрачные балахоны.
позиция 2
Затрудняюсь назвать историю какого-то одного балетного костюма, который бы меня вдохновлял, но я могу отметить историю создания костюмов для дягилевских сезонов, поскольку в то время в создании участвовали и художники, и модельеры, например, Лев Бакст, Коко Шанель. Интересно, как со сцены эти костюмы уходили в жизнь и повседневную моду. После премьеры очередного спектакля начинался ажиотаж, и девушки просили, чтобы им шили похожие костюмы. Я считаю, что это уникальный случай, когда сценический костюм начинал задавать моду, что не может не вдохновлять.
Прима-балерина Большого театра
Алена Ковалева — про костюмы
для «Русских сезонов»:
Факт 2: Балет попал на подиумы благодаря «Русским сезонам» Дягилева
Танцы будоражили беспокойные умы кутюрье с начала XX века, когда импресарио Сергей Дягилев стал привозить в Европу русские балеты. Антрепренер привлекал к гастролям не только легендарных танцовщиков, хореографов и музыкантов, но и художников. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн блистали на сцене в костюмах от Бакста, Рериха, Ларионова, Париж захватила русская лихорадка, балет стал явлением авангардным, обсуждаемым — и начал диктовать моду. А кутюрье принялись выпускать коллекции a la russe.
В любви к Дягилеву признавались многие парижские дизайнеры. Коко Шанель создала костюмы для его балета «Голубой экспресс», а потом выпустила несколько коллекций, вдохновленных русским луком: ввела в Париже моду на блузы и показала культовые нити жемчуга. А Ив Сен-Лоран в 1976 году выпустил легендарную «русскую» коллекцию Opéras — Ballets russes — круглые шапки-боярки, пышные «цыганские» юбки, подбитые мехом жилеты, килограммы бижутерии, блестящие шали с бахромой и замысловатые тюрбаны.
позиция 3
В эстетике балетной одежды мне прежде всего нравится разнообразие, ее вариативность. Репетиционная балетная одежда может быть как облегающей (купальник, трико, какая-нибудь легкая юбка), в то же время это может быть объемная широкая кофта, такие же свободные разогревочные штаны, куртка, сохраняющая тепло, или жилетка. А еще мне нравится, что ты можешь подбирать образ под каждую партию, создавать себе настроение с помощью разных купальников и цветов, находясь в поиске чего-то, что будет вдохновлять именно тебя.
Прима-балерина Большого театра Алена Ковалева — про балетную одежду:
Факт 3: Современные балетки появились в 1940-х
В 1730-х годах танцовщица Парижской оперы Мари Камарго первой сняла каблуки с балетных туфель. Так началось развитие балетной обуви, и со временем появились мягкие атласные балетки, а потом и пуанты. Но тогда никто и не думал носить их вне сцены.
Звеном, которое вывело балетки из танцевального мира в мир моды, стал обувщик Сальваторе Капецио. Он приехал из Италии и открыл мастерскую прямо через дорогу от Метрополитен-оперы: чинил пуанты, а потом придумал свою версию обуви с плоской подошвой и особым кроем.
Балетки Капецио так полюбились балеринам, что даже Анна Павлова купила по паре каждому члену своей труппы. Впоследствии Капецио получил предложение от известной дизайнерки Клэр Маккарделл — она решила включить в новую коллекцию 1941 года классическую балетную обувь. Капецио просто добавил к ней жесткую подошву — и так появились балетки в уже привычном нам виде. Производство новой обуви начали крупные розничные компании, а в 1949 году пара балеток Капецио попала на обложку Vogue.
Во Франции балетки ждала своя волна популярности. Здесь все началось в Париже с Роуз Репетто, которая в 1947 году сшила пару балеток для своего сына, известного танцовщика Ролана Пети. После этого она открыла собственный магазин-мастерскую Repetto и продолжила заниматься любимым делом — созданием балеток.
позиция 4
Факт 4: Каждое десятилетие съедало у балетной пачки по несколько сантиметров длины
В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальони — в 1832 году она сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-опера. Вместо громоздкого кринолина балерина надела многослойную юбку, закрепленную на корсаже. Все были в шоке: та хоть и прикрывала колени, первое время ее считали до неприличия короткой.
На самом деле пачка не была революцией в балете, скорее — эволюцией, а костюм менялся вслед за развитием танца. Все эти пируэты и фуэте просто невозможно было выполнить в тяжеловесных, сковывающих любое движение нарядах. Из года в год фасон пачки менялся вслед за развитием хореографии и моды, а каждое десятилетие съедало по несколько сантиметров длины. Но дело было не только в крое, но и в материале. Раньше пачки делали из натурального тюля. Это дорого, к тому же их приходилось подкрахмаливать перед каждым выступлением. А в середине прошлого века изобрели и начали массово использовать синтетические волокна, и пачки стали делать из привычного нам фатина — легкой, но достаточно жесткой и хорошо держащей форму вуали. Необходимость в крахмале отпала, удешевилась стоимость производства и родились новые дизайнерские решения.
Для кого-то балет — это несбывшаяся мечта детства, которую не получилось воплотить, но это не значит, что ты должен отказаться от возможности танцевать, пусть и непрофессионально, но для себя. Мне, как балерине, приятен интерес к моей профессии, и я не имею ничего против балеткора. Иногда бывает забавно видеть, как части балетной эстетики вдруг проявляются в моде, переходят в обычную одежду и начинают использоваться ежедневно, но я считаю, что это приятный интерес.
позиция 5
Прима-балерина Большого театра Алена Ковалева — про тренд на балеткор:
Факт 5: Современного балеткора не было бы без главных его амбассадоров — актрис
Все началось в середине 1950-х: Брижит Бардо снималась в фильме «И Бог создал женщину» и сказала, что для роли ей нужны красные балетки от Repetto. Та самая Роуз Репетто сшила для нее модель «Золушка», которая считается самой классической версией балеток — овальный вырез, закругленный нос и крошечный бантик.
Вторым амбассадором балеток стала Одри Хепберн, которая много лет профессионально занималась классическим танцем и мечтала о карьере балерины. «Звездный обувщик» Сальваторе Феррагамо придумал для нее знаменитые черные лоферы — в них Одри появилась в фильме «Забавная мордашка». А потом посвятил актрисе целую модель — балетки Audrey на маленьком каблучке с ремешком. Их выпускают до сих пор.
Ну а массовую моду на фатиновую юбку-полупачку ввела главная героиня «Секса в большом городе». Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер первые шесть сезонов мелькала на заставке в кремовой тюлевой юбке, которую за пять долларов купила в секонд-хенде дизайнер по костюмам Патриция Филд. И все же до 2010-х соприкосновения между балетом и модой были скорее разовыми акциями, а сценический костюм лишь отчасти имел отношение к повседневности. Ситуация резко изменилась с выходом фильма «Черный лебедь» в 2010-м. Тюлевые юбки, созданные для картины дизайнерами Rodarte, вскоре были на всех подиумах, а затем появились и в уличной моде.
К Всемирному дню балета ВКонтакте запустил масштабный спецпроект. Его главная часть — серия интервью со звездами Большого театра «Большой говорит. Балет», в которых артисты отвечают не только на вопросы о любимом стиле в одежде, но и о своих хобби. Интервью можно посмотреть в сообществе «Культура ВКонтакте». К празднику присоединились артисты ведущих балетных кампаний России, музеи, арт-пространства, образовательные порталы и искусствоведы — они подготовили видео для подборки в «VK Клипах». Там можно найти серию роликов «Глупые вопросы про балет» с балетным критиком Ольгой Федорченко — их снял Музей театрального и музыкального искусства. Приморская сцена Мариинского театра развенчивает в клипах мифы о балете. А Театральный музей им. Бахрушина проводит онлайн-экскурсию по музею-квартире Майи Плисецкой. Больше балетных историй можно узнать тут.
22 декабря 2023
22 ДЕКАБРЯ 2023
0