Blueprint
T

Меньше — лучше?

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Новый год буквально на пороге, а вы все еще не купили себе блестящую юбку и кейп в пайетках? Не спешите бежать к врачу: ваша тяга к импульсивным покупкам всего сверкающего никуда не делась, просто вам перестали предлагать все, что блестит. По крайней мере, так показалось Алене Важениной, внимательно изучившей актуальные праздничные коллекции и кампании модных брендов. Резонный вопрос: а что случилось?

Каждый год в декабре мы с друзьями, во-первых, паримся из-за горящих по всем фронтам дедлайнов, а во-вторых, соревнуемся в количестве пернатых, мерцающих и пернато-мерцающих вещей, сложенных в корзину в припадке предновогодней шопинг-одержимости. Корзины эти пополняются с ноября, ведь именно в это время модные бренды от мала до велика начинают прогревать нас своими праздничными кампейнами. Пара недель такой арт-подготовки — и перед микроюбкой с тридцатью бантами, тонной пайеток и камней капитулируют даже адепты всего темного, закрытого и оверсайзного.


Но вот на исходе 2023-й, а ни у меня, ни у моих друзей в закладках не притаилось ни одной блестящей вещи. Зато знатно обновился ящик с трикотажем; в платяном шкафу ждет своего часа черное платье-водолазка в пол. Благо, прежде чем счесть себя нетрудоспособной, я еще раз просмотрела актуальные предложения по нарядам. И поняла, что предложение у дизайнеров ко мне ровно одно: давайте хоть раз обойдемся без пайеток.


Miu Miu Holiday 23/24

Взгляните на съемки брендов с приставкой Holiday и убедитесь в этом сами. Скользнув взглядом мимо Майи Хоук, позирующей в простой белой водолазке Prada, вы увидите Эмму Корин, одетую в серые трусы Miu Miu, — вопиющее отсутствие на них камней, стразов или хотя бы пайеток бросается в глаза. Перейдите на страничку к Жакмюсу и вспомните его новогодний кампейн с Кендалл Дженнер в шубе-халате, лаконичном белье и свитерах. Или к Loewe и Burberry, где к Рождеству нас готовят мягкой стопкой шарфов. Да что там — даже вечно пышущий праздником Versace показывает черно-белые снимки с Little Nothing Dresses и спокойными кашемировыми пальто (вместо традиционно золотых вензелей — землистые) в главных ролях. Столь же неожиданно выступают и Louis Vuitton: вместо «светоотражающих» шпилек предлагают нам замшевые сапожки на плоском ходу, а вместо вечерних платьев — скромные жакеты и черные флиски.

Jacquemus Holiday 23/24

Loewe Holiday 23/24

Burberry Holiday 23/24

Louis Vuitton Holiday 23/24

Versace Holiday 23/24

В точности то же самое происходит и на российском модном рынке. И крупные игроки, и более нишевые отечественные марки придерживаются курса less is more не первый год, но в этом сезоне пайетки в их праздничных коллекциях блистают отсутствием особенно выразительно. Sorelle, помимо традиционных для себя высокосексуальных корсетов, показывают, например, «шипованные» прозрачные боди, темные кейпы-накидки, как из Средневековья, и тревожно-багровые юбки в пол. Представители бренда рассказывают, что, работая над коллекцией, здесь думали о декадентстве, а также переосмысляли работы Эгона Шиле, часто изображавшего красивых женщин со сложной судьбой. Похожие настроения считываются и в лукбуке The Vow, который предлагает на Новый год черные свитеры с абстрактными принтами, платья-сарафаны с ненавязчивым блеском и чисто белые топы с воланами. Основательница бренда Екатерина Миллер представляет его так: «Наша новогодняя девушка — это такая мрачная русалка в тонких струящихся тканях, с мокрой укладкой и готическими аксессуарами в шипах и розах».

Новогодняя коллекция Sorelle →

Новогодняя
коллекция
The Vow

Глядя на все это, можно решить, что таким образом Sorelle, The Vow и все вышеперечисленные модные дома, красноречиво выражают чувства, с которыми мы прожили и провожаем этот год. Но, как говорит Миллер: «Тезис про неуместность яркого праздника в текущей мировой обстановке спорный: история помнит, что в темные времена люди хотят беззаботности, веселья и красоты». Основательница Sorelle Вера Холмова, в свою очередь, рассказывает, что отсутствие пайеток в новогодней коллекции — итог лично их работы за 2023-й. «Наша праздничная линейка — это всегда некая кульминация, закрытие темы, с которой мы работали накануне, — говорит Вера. — Сейчас это естественный переход от нашей соседней witchcraft-коллекции. Достойные пайетки, которые бы точно подходили под наш концепт, мы найти не смогли. В них нет ничего плохого, тем более что мы всегда показываем, как можно внедрять сложные вещи в повседневный гардероб: например, сочетать с мохеровым свитером и ботинками. Но мы также заметили, что стало больше людей, которые перенасытились, скажем так, однотипными праздничными коллекциями. Да и мы всегда старались следовать своему вектору и не делать то, что принято на рынке, не гнаться за коммерческими показателями».

Новогодняя коллекция The Vow

Givenchy Holiday 23/24

Новогодняя коллекция Sorelle

Но гнуть свою линию и придерживаться антипраздничной эстетики, несмотря на декабрь, — может быть и вполне коммерчески успешной стратегией. По крайней мере, об этом говорит опыт минималистов Gate31, которые из года в год показывают лаконичные коллекции преимущественного черного цвета. «Наша новогодняя капсула стабильно sold out, — заверяет основатель бренда Денис Шевченко. В этом году его марка предлагает костюмы-тройки, очаровывающие скромностью платья из черного бархата и впервые мужскую коллекцию — в том же минималистичном ключе. — Я связываю это с тем, что потребитель выбирает неброские и сдержанные модели, которые он наденет не один и не два раза. В нашем атласном пижамном костюме, например, можно встретить новогоднюю ночь, а после — надеть маску для сна и носить каждый день, не покидая порог своего дома. Так что сделать капсулу актуальной в том числе для ежедневного использования — решение осознанное и намеренное».

Новогодняя коллекция Gate31

Похожую мысль высказывает и основательница The Vow — прямо сейчас Екатерина ощущает всеобщую усталость от одноразовых вещей: «Массмаркет приучил нас к импульсивным покупкам на один выход, а сейчас все больше людей интегрирует в гардероб сбалансированные „умные“ вещи, которые по закону slow-fashion-жанра не могут слишком громко кричать». Итог озвучивает дизайнер Мария Теблоева, чей бренд Mellow представил новогоднюю капсулу — платья-кимоно, атласные юбки прямого кроя и черные укороченные топы — в белоснежной фотостудии с техникой на фоне. «Дизайнеры сознательно стремятся расслабить коллекции и сами вещи, уйти от театральности и излишней нарядности».

Room513

Новогодняя коллекция Mellow

Хэйли Бибер, Calvin Klein Holiday 2023

Однако есть еще одна, менее очевидная причина возникновения тренда на антипайетки. Екатерина Миллер формулирует ее просто: «творчество». «Традиционные тренды традиционно успешны, то есть хорошо продаются, — говорит она. — Но дизайнеру не может быть интересно работать с коммерческими мотивами из года в год. Поэтому его запрос как раз очень понятен: взять другую форму, иной материал и сказать что-то на другом языке». В конце концов, как замечает основательница The Vow, пайетки — это лишь одно из возможных настроений: искрящееся, яркое. «Но можно иметь и совсем другой запрос — на спокойную элегантность, интеллектуальные силуэты, гранжевый шик, архитектурную строгость или на „голое“ платье, наконец! Многие бренды прекрасно с пайеточно-перьевой задачей справились, и мы решили поработать с другими настроениями».


Так что, если вдруг ваше настроение не искрит, а на душе декаданс, вы знаете, куда обращаться.


JW Anderson Holiday 23/24

Bimba y Lola Holiday 23/24

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}