Zero waist
Фото: IMAXtree.com, Getty Images, архивы пресс-служб
Во всех коллекциях весна—лето 2022 гремят нулевые, а вместе с ними и главные атрибуты эпохи — микроюбки, низкая посадка, укороченные топы, то есть все, что гарантирует максимальное оголение. Будто отчаявшись после отчета ООН о климатических изменениях, мода сменила пластинку с zero waste на zero waist. Это плохая новость для Насти Сотник — и не только для нее.
«Качаем пресс, девочки», «Ну что, на какую диету садимся?» — после минувших недель моды редакторы и инфлюенсеры упражнялись не только в модной критике, но и в остротах. Юмор, как мы знаем, часто защитная реакция. В данном случае — в ответ на ультимативный вывод по следам fashion month: ко всем модным вещам весенне-летнего сезона в следующем году придется добавить пару аксессуаров, которые нельзя купить в магазине, — плоский живот и стройные ноги. Почему траектория так резко изменилась после всего, чему нас научил тренд diversity?
Во-первых, дело в 2000-х. В прошлом сезоне они прошли дождем из стразов, джинсов и брюк на заниженной талии — эти тренды вполне можно было перенести с подиумов в жизнь и без дополнительных тренировок. На этот раз все серьезнее: следующим летом дизайнеры представляют своих клиенток во всем с приставкой «микро», от шорт и юбок до топов и рубашек, и тут, хочешь не хочешь, придется придерживаться стандартов красоты, заданных дивами нулевых — Пэрис Хилтон, Бритни Спирс, Гвен Стефани. Желающих следовать их примеру уже достаточно: по данным онлайн-платформы Lyst, после показов число поисковых запросов на мини-юбки увеличилось на 76% по сравнению с предыдущим кварталом, на джинсы с низкой посадкой — на 91%, а на топы без рукавов — на 79%. «В сезоне весна—лето 2022 дизайнеры, что называется, взяли эпоху нулевых в оборот, демонстрируя и милые костюмы с юбками в стиле „Бестолковых“, и джинсы с заниженной талией, и мини-юбки, и укороченные топы, и „детские“ футболки», — говорит Эмили Гордон-Смит, директор по потребительским привычкам в аналитической компании Stylus.
Blumarine, весна-лето 2022
Blumarine, весна-лето 2022
В том, что такие вещи все же создаются в расчете на девушек XS, а не на M и дальше, я убедилась лично буквально на прошлой неделе, во время ужина по случаю перезапуска Blumarine в КМ20. Невозможно было оторвать взгляд от бесконечно стройных ног стилиста Лотты Волковой, отплясывавшей на вечеринке, собственно, в тотал-луке Blumarine. Когда видишь и Лотту, и хозяйку вечера Ольгу Карпуть в мини-юбке и асимметричном топе, а еще блогера и телеведущую Марию Миногарову в облегающем платье с глубоким вырезом, все кампании последних лет по бодипозитиву и разнообразию фигур просто стираются из памяти. И хочется одного: перестать есть (а тут некстати десерт приносят).
Креативный директор Blumarine Николо Броньяно, как и его PR-представитель Микеле Леони из агентства Beside, в один голос, будто по пресс-релизу, заявляют, что «на самом деле все эти вещи будут красиво смотреться не только на моделях, но и на девушках других форм». Вторит им и хозяйка вечера, основательница КМ20 Ольга Карпуть: «Не думаю, что тренды, которые мы видим сейчас на подиуме, как-то спорят с бодипозитивом и diversity. Мы общались на эту тему с Николо Броньяно, который приезжал к нам в гости. Мини-юбки, кроп-топы и обтягивающие платья — это не про „идеальную“ фигуру, а про настроение и стиль нулевых. Эта одежда смотрится классно на разных фигурах. Например, красное микроплатье с розочками невероятно идет Рианне. Наши клиенты разных возрастов и размеров находят в коллекции что-то, что подходит именно им». И все же мне, девушке других форм, остается складывать понравившиеся луки с показов в вишлист на смутное «когда похудею» и присматриваться разве что к сумкам и ремням. Что ж, мода, спасибо, я снова научусь копить.
То, что научусь и я, и другие девушки за пределами XS и S, впрочем, бренды, кажется, не пугает. Посмотрим на другие коллекции: у Prada во главе угла мини-юбки со шлейфами, у Balmain — разные предметы с вырезами, главной музой Fendace стала образец худобы и выверенных стандартов красоты нулевых Донателла Версаче. Впору пошутить про то, что дизайнеры решили, будто модными в следующем сезоне будут только худые — те, кто сэкономит на еде в пользу одежды, или те, кто сможет позволить себе набор из отличного тренера, нутрициолога и диетолога.
Что ж, если верить исследованиям, в развитых странах худые — это еще и богатые. Как еще в 2018-м отмечали в журнале The Economist, дети из состоятельных и богатых семей с годами становятся лишь стройнее. В конце концов, когда у тебя достаточно денег, есть больше возможностей делать «здоровый выбор» и во всех смыслах следить за собой — с этим утверждением The Observer также трудно поспорить. В общем, неудивительно, что, выходя из кризиса, модная индустрия нацелилась именно на свою стройную аудиторию.
Ольге Карпуть, правда, все равно, каких размеров покупательницы КМ20, — она уверена, что среди них найдется много поклонниц нулевых, несмотря на жесткие требования к параметрам. «Судя по продажам того же Blumarine, у покупателей проснулась ностальгия по двухтысячным. Очень хорошо работают кроп-кардиганы с искусственным мехом и такие же пушистые сумочки. А тем, кто в брюках на низкой посадке себя не видит, бренд предлагает платья с драпировкой и рюшами. Этот тренд можно интерпретировать по-разному, отталкиваясь от того, насколько и как вам комфортно обнажать свое тело», — говорит она.
Fendace, весна-лето 2022
Balmain, весна-лето 2022
saint laurent, весна-лето 2022
А обнажать тело в сезоне весна—лето 2022 придется, ведь дело не только в тренде на нулевые. Дизайнеры в принципе призывают максимально оголять тело — с помощью вырезов спереди, сзади или по бокам. Причем если в прошлом сезоне бренды подчеркивали сексуальность девушек разных размеров, то в этом они возвращаются к экстремально стройным фигурам. На 92 самых востребованных новых лиц среди моделей, по данным Tagwalk, — всего одна plus-size-модель, Гвин Мур. «С одной стороны, в этом сезоне и правда мало девочек размера обычных моделей. С другой, я вижу, как индустрия гораздо спокойнее реагирует на бедра от 91 до 95 см — нельзя их назвать плюс-сайз или curvy. Клиенты и агенты больше не говорят тебе, что, если твои бедра не 85 сантиметров, ты не подходишь для нашей коллекции. Прошли те дикие времена, — говорит кастинг-директор Илья Вершинин. — При этом для меня главной проблемой остается то, что разнообразие форм нормой не стало, это всегда отдельная задача со звездочкой, которая стоит перед кастинг-директором. „Вот у нас такой прекрасный мир победившего дайверсити“ — ничего подобного! У нас все то же самое, просто правила игры периодически меняются».
С Ильей соглашается и букер агентства GENOM, автор телеграм-канала Fabb model’s life Александра Сергеева, которая консультировала бренды по подбору моделей в этом сезоне. «Все всё равно хотят коммерческие типажи. Хотя отовсюду и доносятся слова, что в модели сегодня важна не столько фигура, сколько личность, в реальности работают только коммерческие девчонки и мальчишки», — подчеркивает она.
Сейчас индустрия, похоже, решила отойти от бодипозитива. Даже на показах Etam Live Show и Savage x Fenty Рианны — «шоу Victoria’s Secret здорового человека», как их окрестили модные редакторы, — большую часть кастинга составляют конвенционально стройные модели. Помните, что лицом Savage x Fenty в прошлом сезоне была Lizzo? Сегодня с Рианной ее связывает только прозрачное платье, в котором певица будто скосплеила знаменитый выход Ри-Ри за статуэткой «Иконы стиля». При этом пользователи того же Tagwalk, отвечая на вопрос «Считаете ли вы кастинг весна—лето 2022 достаточно инклюзивным?», разделились почти ровно пополам: 52% — да, 48% — нет. И хотя перевес всего в 4%, я все же чувствую себя в меньшинстве. Где возмущение феминисток? Где весь бодипозитив, за который мы так боролись? Неужели победили токсичные комментаторы, которые любят писать под постами той же Lizzo, что лишний вес — это нездорово?
Писательница Стефани Йебоа считает, что, несмотря на все тренды, мы не вернемся к моде на нулевой размер. «За последние 10 лет движение за позитивное отношение к телу и его принятие достигли такого большого прогресса, что мне трудно поверить, будто мы вернемся к культуре нулевого размера», — говорит она. Но факты остаются фактами: бренды незаметно для всех переключили тумблер модной повестки с zero waste на zero waist. По данным того же Tagwalk, в семерке моделей, отходивших больше всех показов, diversed-манекенщиц нет вообще. «Наверное, индустрия и правда пытается нам на что-то намекнуть. Возможно, дизайнеры устали прикидывать, что сделать, чтобы угодить всем и попасть во все глобальные тренды, и просто показывают то, что им по-честному нравится. В конце концов, люкс — это идеальный мир, сказка, которую пытается создать дизайнер. Если мы говорим о нулевых, вспомним Александра Маккуина и его моделей: на показах мы видели апофеоз того, насколько изможденно выглядели девушки, но к нему претензий не возникает, потому что всем нравится сказка, которую он создавал. То была страшная сказка, но это уже другая история», — говорит Илья Вершинин.
Alexander McQueen, весна-лето 2002
Но даже самой страшной сказке, придуманной для подиума, рано или поздно (а точнее, через полгода) придется стать правдой — перейти в бутики, а потом и в жизнь. И тут, по мнению стилиста Ибрагима Гатциева, могут возникнуть разночтения. «Как стилисту съемок мне, конечно, нравится вся эта одежда в стиле нулевых: низкая посадка, сапоги с острыми носами, микромини, как на показе Miu Miu. Но как человек, который одевает клиентов, я считаю, что это абсолютно провальная история и голый номер. Происходит диссонанс между образами, которые ты видишь на показе и которые примеряешь на своей клиентке немодельных параметров — роста 165–170, ну максимум 175 сантиметров, у которой есть свои пропорции, объемы, нестандартный по модельным меркам размер груди. Увы, можно сколько угодно смотреть на картинки с показов и представлять себя в этой одежде, но в жизни все это будет выглядеть гораздо вульгарнее, чем на картинке», — подчеркивает он.
Miu Miu, весна-лето 2022
Никто не исключает, что ты можешь влезать в нулевые физически и стилистически. Тут абсолютное бинго вновь у Лотты Волковой — она первой примерила не только Blumarine, но и микроюбку Miu Miu, которую для шоу стилизовала на модели Рианн ван Ромпей. Тут вспоминаются слова Ольги Карпуть: «Обсуждали с Лоттой Волковой, что на шоу Miu Miu кастинг был непростым: для этих микроюбок и топов нужно было найти моделей — не суперскинни, чтобы было секси-тело, пресс и животик». Если это теперь считается не суперскинни — то я к следующему сезону, пожалуй, не только подкоплю, но еще и поголодаю, чтобы и секси-тело, и пресс, и животик были при мне.
Рианн ван Ромпей на показе Miu Miu, весна-лето 2022