Хороший пример:
Грейс Уэльс Боннер
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Британка Грейс Уэльс Боннер стала креативным директором мужской линии Hermès — до нее этот пост 37 лет принадлежал Вероник Нишанян. Саму Грейс называют одним из главных популяризаторов черной культуры в моде и борцов с гендерными стереотипами. В ее портфолио выставка в нью-йоркском MoMA про стиль африканской диаспоры, сотрудничество с adidas по части разработки формы для команд Федерации футбола Ямайки, а еще место в организационном комитете Met Gala 2025, посвященного черному дендизму. В ожидании дебютной коллекции Грейс (премьера назначена на январь 2027 года) изучаем достижения одной из самых ярких звезд британской моды.
В числе событий, которые определили ее жизнь, Грейс Уэльс Боннер называет долгие поездки на лондонских автобусах. В детстве она жила с матерью-англичанкой в Далвиче, а отца (уроженца Ямайки) навещала в Стоквелле. «У меня была возможность наблюдать из окна за людьми и их стилем одежды, — говорит Грейс. — Помню, как мы проезжали Стретем и останавливались возле мечети. Там сходило и заходило множество людей: одни в тренировочных костюмах, другие — в традиционных национальных одеждах. Все это очень повлияло на мое восприятие моды и стиля». Сперва Боннер не знала, кем стать: то ли историком, то ли художницей. Но, видимо, привычка разглядывать прохожих сделала свое дело — в итоге она выбрала дизайн одежды. Впрочем, иногда кажется, что эта 35-летняя британка сумела свести воедино все три ипостаси.
съемка для the gentlewoman
Окончив школу, Грейс сделала первый шаг — вполне логичный для начинающего модного дизайнера, особенно если он родился и живет в Лондоне, — стала студенткой Central Saint Martins. Сама героиня, правда, утверждает, что решение было спонтанным и поступила она буквально в последнюю минуту. Но ни разу об этом не пожалела: «Там я открыла для себя моду по-настоящему, — говорит она. — У меня всегда хорошо получалось углубляться в историю, досконально изучать какой-то предмет, эпоху. А мода — хороший способ выразить те идеи, которые зарождаются при этом в голове. То, что я делаю в моде, можно рассматривать как иллюстрации к моему мыслительному процессу».

Ее выпускная коллекция с лаконичным названием Afrique была замечена критиками и получила престижную награду — L’Oréal Professionnel Talent Award. Как и последующие коллекции Грейс, она была среди прочего посвящена африканским мотивам: например, дизайнер использовала ракушки каури, популярные в Западной Африке, — их в разное время использовали и как валюту, и в религиозных ритуалах, и как товар. Тогда же Уэльс Боннер показала, что умеет виртуозно работать с денимом — в коллекции, например, были джинсовые жакеты с фигурными карманами — и соединять европейскую эстетику с «американой» и отсылками к африканской культуре (к той же коллекции Грейс написала сопроводительную диссертацию «Черное на черном», в которой рассматривала работы Жан-Мишеля Баскии и Чарли Паркера). Тогда же она заявила о себе как в первую очередь о дизайнере мужской одежды. Хотя большинство созданных ею вещей не имеет четкой гендерной привязки, а сделать своих моделей «классически» мужественными Грейс никогда не стремилась: они, к примеру, носят массивные колье и брюки на талии с широкими поясами. В 2015 году дебютная коллекция Уэльс Боннер стала частью выставки Fashion in Motion в Музее Виктории и Альберта.
коллекция WALES BONNER на выставке FASHION IN MOTION в Музее Виктории и Альберта
На размышления о том, в чем состоит именно африканская мужская идентичность, Боннер вдохновило опять же погружение в историю — на этот раз собственной семьи. Ее мать — белая, а отец — чернокожий. Дизайнер признается, что в детстве чувствовала себя и «недостаточно черной, и недостаточно белой». «Не то чтобы это как-то задевало меня, — вспоминает Грейс. — Но это было занятно. Мне постоянно приходилось вести с окружающими споры о своей этнической принадлежности». Благодаря отцу, большому любителю книг, Уэльс Боннер увлеклась литературой, в частности стихами Бена Окри, британского поэта нигерийского происхождения и лауреата Букеровской премии 1991-го. Впоследствии, примерно с 2019-го, когда со своей маркой Wales Bonner она стала постоянной участницей Лондонской недели моды, на ее показах гостям стали раздавать списки книг, которые рекомендуется прочесть для того, чтобы лучше понять суть и смысл коллекции, — до Грейс такого еще не было.
WALES BONNER весна-лето 2017
Участие в модной неделе подогрело и без того теплые чувства критиков к Уэльс Боннер и ее творчеству. Тем более что последнее со временем становилось все более увлекательным, достойным внимания и провокативным — не зря в 2015 году она стала лауреатом British Fashion Awards, а в 2016 году получила награду LVMH, обойдя в числе прочих таких финалистов, как Брендон Максвелл и Y/Project. В сезоне весна—лето 2017 Грейс одела мужчин в платья — наряду с кейпами и белыми гольфами. Сезон спустя у нее появились объемные мужские головные уборы, похожие не то на восточные чалмы, не то на африканские тюрбаны. И это не отменяет того, что одежда Wales Bonner остается абсолютно практичной и носибельной: четко скроенные пиджаки, классические брюки, блузы — все это тоже легко можно найти в линейке бренда. Vogue.com даже назвал Грейс «повелительницей белого костюма».
WALES BONNER осень-зима 2018
WALES BONNER весна-лето 2018
При этом Уэльс Боннер, которую в западных СМИ называют в основном menswear designer, как и в самом начале карьеры, ни в коем случае не отмежевывается от женской моды: «Женщины все равно покупают мою одежду. Мне для этого не нужно во всеуслышание называть свой бренд женским», — сказала она в ответ на упрек в том, что в показе сезона осень—зима 2018/2019 участвовала только одна модель женского пола. Стоит добавить, что главные ретейлеры Wales Bonner, такие как Dover Street Market и MatchesFashion.com, вполне успешно продают бренд в категории Womenswear. Но в конце января 2019 года дизайнер объявила, что все-таки выпустит капсульную коллекцию из двенадцати исключительно женских вещей, — она стала как бы тематическим продолжением мужской осенне-зимней коллекции 2018/2019. «Я всегда много думала о своих клиентках-женщинах, — сказала Уэльс Боннер. — Мои мужские коллекции очень легко интерпретировать по-своему, за рамками гендера, так что от женщин я всегда получала очень теплый отклик, и новая капсульная коллекция для меня логичное продолжение того, что я делаю». Сама Грейс своими любимыми дизайнерами называет опять же женщин: она признается, что ее вдохновляют Фиби Файло и Миучча Прада. Вещи Celine периода Файло она, приверженка комфортного и лаконичного минимализма, с удовольствием носит в повседневной жизни. При этом к 2025-му Уэльс Боннер удалось нащупать баланс — последние несколько сезонов в ее коллекциях женских образов стало заметно больше, хотя мужские по-прежнему доминируют.
Возвращаясь в 2019-й — тогда дизайнер начала осваивать еще одну относительно новую для себя сферу деятельности: в январе в лондонской галерее Serpentine Sackler открылась выставка под названием A Time for New Dreams, где Грейс выступила одновременно и как участница, и как куратор. Под одной крышей она собрала инсталляции и работы, посвященные так называемой Черной Атлантике — термин принадлежит английскому социологу и культурологу Полу Гилрою и описывает культуру, вобравшую в себя элементы африканской, американской, британской и карибской культур. Можно было найти предметы, отсылающие к религиозным ритуалам, музыкальные инструменты, старинные предметы интерьера. Любимый поэт Уэльс Боннер Бен Окри расписал стены галереи строчками из своих новых стихов, а музыкант Ларааджи провел в рамках выставки мастер-классы по медитации.
adidas Originals by Wales Bonner 2020
Christian Dior Resort 2020
Завершилось все в феврале — кульминацией стал показ коллекции Wales Bonner осень—зима 2019/2020 под названием Mumbo Jumbo. «Когда я готовила выставку, то представляла себе этакого художника-шамана, который ходит по рынкам и собирает старые вещи, — комментировала Грейс. — Такие люди всегда в ладу с собой. Сегодня он может купить старый шарф и носить его, а завтра — примерить что-то еще. Например, что-нибудь очень женственное». Приобретенный выставочный опыт, кстати, пригодился Грейс и в 2023-м, когда она стала куратором выставки Spirit Movers нью-йоркского MoMA, посвященной в том числе стилю африканской диаспоры.
Spirit Movers, MoMA 2023, @walesbonner
Spirit Movers, MoMA 2023
В 2020-м же Уэльс Боннер взяла новую высоту и в модной индустрии — посотрудничала с Dior в рамках круизной коллекции бренда. Мария Грация Кьюри предложила дизайнеру сделать свою версию жакета Bar: Грейс пошила его из плотной черной шерсти, с карманами и рукавами, декорированными каемками и цветочками, связанным вручную из разноцветной рафии. «Мне было действительно интересно то, как гармонично в жакете сочетаются элементы кроя», — рассказывала дизайнер, которая черпала вдохновение из архивных фотографий афро-кубинской одежды 1940-х и 1950-х. Вообще, коллаборировать Грейс, видимо, понравилось: ведь в том же 2020-м она объединилась еще и с adidas — не только переосмыслила культовые кеды бренда (в том числе модели Samba и Superstar, которые сделала из будто слегка выцветших материалов — и с акцентными строчками), но и поучаствовала в разработке официальной формы для команд Федерации футбола Ямайки. И хотя до Футбольной ассоциации Англии руки Грейс не дошли, в 2022-м ее наградили орденом Британской империи — за заслуги перед модой.
Форма для команд федерации футбола ямайки
Книга Superfine Tailoring Black Style, Моника Л. Миллер
@walesbonner, 2025
Почтила заслуги Уэльс Боннер, кстати, и Анна Винтур — в 2025-м назначила ее членом организационного комитета Met Gala, бала, посвященного черному дендизму. Воспользовавшись случаем, дизайнер нарядила в образы Wales Bonner целый отряд приглашенных — например, FKA Twigs, фотографа Тайлера Митчелла, актера Джеффа Голдблюма и, главное, гонщика Льюиса Хэмилтона: его фрак кремового цвета с россыпью мелких ракушек попал, кажется, в каждый список best dressed. А несколько образов из архивов Wales Bonner проникли и в саму экспозицию Superfine: Tailoring Black Style в Метрополитен-музее — черный костюм с приталенным пиджаком и брюками с поясом из рафии даже появился на обложке выставочного каталога, снятой как раз Митчеллом. Хотя, безусловно, в 2025-м в карьере Уэльс Боннер случилось событие куда более значимое, чем Met Gala и все к нему прилагающееся, — Грейс стала креативным директором мужской линии Hermès, сменив на этом посту Вероник Нишанян, которая проработала в бренде ни много ни мало 37 лет. Свою дебютную коллекцию Уэльс Боннер, на которую в бренде возлагают большие надежды, покажет в январе 2027 года — с ресурсами Hermès, чьи доходы, кажется, единственные постоянно показывают рост, торопиться действительно некуда.