Blueprint
НОВОСТИ ИНДУСТРИЯ

15 ИЮЛЯ 2020

T

The Blueprint и V-A-C подвели итоги конкурса «СОЮЗ». В нем победила дизайнер Виктория Оганян




The Blueprint и Фонд V-A-C подвели итоги совместного конкурса на создание униформы для художественных мастерских ГЭС-2 «СОЮЗ». Победительницей стала студентка Школы Дизайна НИУ ВШЭ Виктория Оганян. Ее проект набрал наибольшее число голосов жюри, в которое вошли Гоша Рубчинский, дизайнер, основатель бренда ГОША РУБЧИНСКИЙ и проекта ГР-Униформа; Дмитрий Потемкин, специалист фонда V—A—C, куратор программы «Союз»; Виктория Михельсон, директор по стратегическому развитию фонда V—A—C; Александр Перепелкин, редакционный директор The Blueprint; Евгения Онегина, видеорежиссер; Ольга Карпуть, основательница концепт-стора «КМ20»; Людмила Алябьева, академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к.ф.н., доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»; Александр Семенов, исследователь советского дизайна, преподаватель СПГХПА им. А.Л. Штиглица, автор книги Soviet Design, и Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор «Фонда развития моды». В ближайшее время совместно с экспертами проекта Виктория займется доработкой эскизов и подготовкой к производству. Первый тираж униформы планируется выпустить в ноябре 2020 года.

Как отметили члены экспертной комиссии, Виктории Оганян удалось совместить концептуальность с высоким уровнем технической проработки, необходимым для центра художественного производства «Своды». «Я увидела информацию о конкурсе в The Blueprint, но долго не решалась отправить заявку. Создавая эскизы, я просто держала в голове вопросы: какой униформа должна быть по своему функционалу, как она может отражать VAC и при всем этом, как она может оставаться удобной и классной в носке. Хотелось максимально четко проработать все детали проекта, от эскизов до материалов и способов обработки. Упаковать идеи в условия, и в то же время сохранить во всем свою индивидуальность», — прокомментировала Виктория. Всего на конкурс пришло около ста проектов от художников из 12 городов страны: Уфы, Нижнего Новгорода, Нальчика, Красноярска, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Тамбова, Казани, Омска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Среди участников были не только студенты, но и выпускники творческих вузов. Многие из них обучались и в зарубежных вузах: Университете прикладных наук Северо-западной Швейцарии, Берлинском университете искусств, Миланском политехническом институте и других. Всего в создании творческих концепций (в том числе командных) приняли участие 126 человек.

«В проекте Виктории я бы отметил то, что, с одной стороны, ее форма подчеркивает роль, которую играет тот или иной человек в мастерских, а с другой, является визитной карточкой того места, где этот человек находится. Плюс в ней есть момент артизанальности: в ней есть придумки, которые делают вещи не просто уникальными, а рукотворными. Мне кажется, это ярко отражает саму идею мастерских, в которые люди приходят трудиться и создавать уникальные неповторимые вещи. Ее проект отражает не пространство мастерских, а их суть. Суть же не в том, в каком здании они находятся, а в том, какую миссию они несут. И Вике, на мой взгляд, удалось очень хорошо донести эту миссию», — прокомментировал победу Виктории Анзор Канкулов.

Александр Перепелкин: «Самое главное преимущество Виктории — в том, что ей удалось придумать в меру бланковую одежду. Она вполне может быть униформой, но при этом дизайнеру удалось не скатиться ни в театрализованность, ни в арт-штампы. Больше всего мне в ней понравился баланс — она будет сразу попадаться на глаза и таким образом сотрудников визуально будет легко отделить от посетителей, но, как я заметил раньше, при этом сотрудники не будут выглядеть гротескно. Признаюсь, этим грешили очень многие участники конкурса. И совершенно поразил уровень проработки проекта, хотя в этом смысле Виктория не единственная отличившаяся: по степени детализации и цельности концепции многие ребята очень приятно удивили».


«Проект Виктории идеально, как мне кажется, отвечает вводным конкурса, он отличное попадание в жанр униформы. В нем есть все, что мы ждем от униформы: функциональность, инклюзивность, проработанность деталей. С одной стороны, Виктория не ушла в арт — а ведь соблазн велик, когда ты работаешь над проектом для такого рода институции — и предложила очень крепкий, в хорошем смысле приземленный и честный, без мельтешения и лишней пестроты проект. Очевидно, что Виктория знает, как технологически реализовать задуманное, как проект будет воплощен в ткани, став идеальной экипировкой для мастеров „Сводов“. Очень хочется отдельно отметить фартук, разработанный победительницей, который представляет собой и арт, и моду в одном предмете», — комментирует Людмила Алябьева.

Приглашенный эксперт проекта Мария Смирнова, дизайнер и преподаватель в области fashion design: «Проект Виктории максимально убедительно выглядит как униформа, которая способна в этой роли существовать. Это не стилистический проект, не театрализованный проект, а именно задача, которая решена максимально качественно с точки зрения подачи, проработки каждого элемента, образа, который заложен внутри и стилизации. У этой формы нет лишнего декора, что самое главное. В ней мало украшательства и каких-то наносных лишних деталей, которые обычно в процессе разработки тиража униформы как правило отваливаются. Они только на уровне рисунка привлекают внимание, а затем в процессе просто не выдерживают каких-то первичных тестов — и уходят. У Вики всего этого нет с самого начала, зато есть много классных дизайнерских решений. Например, ее форма предполагает не много карманов — при этом они ровно такие, которые обычно и нужны в униформе. Еще есть такой момент, что люди, которые работают в униформе, часто бывают разного размера, они вовсе не модельных пропорций. И очень хорошо, когда силуэт формы адаптируется под эти фигуры. Те силуэты, которые предлагала Вика, в гармоничном смысле способны быть адаптированы к этому размерному ряду и разному росту и при этом не терять своего характера, обаяния. И, конечно, ей удалось очень хорошо интерпретировать задачи мастерских ГЭС-2. Это такой в хорошем смысле чистый лист. Это пространство, которое может что-то вмещать. Это мастерские, которые будут вмещать идеи. И это мастерские, в которых будут создаваться новые смыслы. И эта форма такая, каким будет ее обладатель. И та профессиональная категория, к которой будет относиться тот или иной мастер, тот или иной человек, который будет в этой форме работать — он будет насыщать ее теми смыслами, которыми занят».

{"width":700,"column_width":66,"columns_n":18,"gutter":0,"line":40}
true
610
700
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
true
true
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}