Blueprint
T

Under the sea

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Силуэт «русалка» — вариация платья с юбкой годе, плотно обнимающей бедра и расходящейся книзу наподобие рыбьего хвоста. Сложно сказать, предполагала ли андерсеновская Русалочка, что земные женщины готовы отказаться от свободы передвижений ради экстремально узких платьев? Тем не менее платья-русалки — фавориты дизайнеров и стилистов: прошедшие кутюрные показы (например, Schiaparelli) и церемония вручения премии «Золотой глобус» тому доказательство. Учитывая, что awards season в самом разгаре, уверены, в ближайшее время нам предстоит увидеть целый парад модных русалок — самое время вспомнить главные «хвостатые» платья в истории моды и попробовать установить первоисточник.

От «колокола» до «рыбьего хвоста» один шаг

Камилла Клиффорд

По мере того как XIX век подходил к концу, западный мир снимал оковы викторианской морали. Застраивались города, в жилые дома протягивали электричество, женщины все активнее выходили на рынок труда, спорт и езда на велосипеде стали популярными хобби, отчего турнюр и кринолин вышли из моды. К началу нового тысячелетия юбки обрели форму колокола, плавно облегающего бедра.


Идеалом наступившей Эдвардианской эпохи стали так называемые Gibson girls — женщины с иллюстраций американского художника Чарльза Даны Гибсона. Все они — представительницы высшей прослойки среднего класса, одетые и причесанные по последней моде. Среди «девушек Гибсона» выделялась Камилла Клиффорд, одна из самых популярных моделей с открыток того времени, — на фотографиях она позировала, подобно танцовщице Мате Хари, в длинной юбке, плотно обернутой вокруг ее ног.


Gibson girls

Gibson girls

Камилла Клиффорд

По мере того как приближались 1910-е, юбки становились все уже в бедрах и шире в подоле. Появился силуэт «рыбий хвост» — длинное обтягивающее платье со шлейфом, прообраз сексапильного платья-русалки. В киномюзикле «Моя прекрасная леди» (1964), снятом по пьесе Бернарда Шоу (1913), актриса Одри Хепберн носит подобное, в эдвардианском стиле, которое придумал Сесил Битон, не только классик фотографии, но и великий английский художник по костюмам и декорациям. Битон, рожденный в 1904 году, застал самый конец Эдвардианской эпохи — не удивительно, что мода того периода наложила отпечаток на вкус будущего дизайнера.

Одри Хепберн

«Моя прекрасная леди», 1964

Мэй Уэст

Хвост трубой!

Восстанавливаясь после Первой мировой войны — и до самой Великой депрессии, — западный мир был преисполнен оптимизма. В моду вошел свинг, а с ним — короткие платья, красиво развевающиеся при движении. Возвращение к длинным подолам некоторые историки моды связывают с крахом фондового рынка в октябре 1929 года. Кэлли Блэкмен, преподаватель истории моды в Central Saint Martins, пишет в книге «100 лет моды»: «К началу 1930-х годов основой модного силуэта был стройный, удлиненный торс». До «русалки» популярным нарядам, правда, было еще далеко — скроенные по косой, юбки лишь слегка расширялись у лодыжек. Но свои «русалки» уже потихоньку появлялись. Облегающие платья с пышными подолами в эдвардианском духе носила, например, звезда 1930-х Мэй Уэст — не только актриса, но и создательница скандальных пьес «Секс» (за нее Уэст была арестована на 10 дней) и «Помеха», посвященной гомосексуальности (запрещена на Бродвее). Ее любимые «хвостатые» наряды стали воплощением кэмпа 1930-х. А потом началась война.

Мэй Уэст

Мэй Уэст

Вслед за new look

Утонченная женственность сменилась утилитарностью 1940-х: одежда и мужчин, и женщин все больше напоминала униформу. Однако, пережив Вторую мировую, мода 1950-х (естественно, вслед за обществом) снова потребовала четкого гендерного разделения: пока мужчины копировали образы Джеймса Дина, девушки мечтали о пышных юбках Кристиана Диора. New look становится определяющим силуэтом эпохи, но тогда же появляется одно из самых знаменитых платьев XX столетия — mermaid dress Марселя Роша. В кутюрной съемке Ирвина Пенна для Vogue платье с плиссированным «хвостом» демонстрирует знаменитая модель Лиза Фонсагривс, ставшая супругой Пенна через несколько недель после фотосессии.

Лиза Фонсагривс-Пенн

Ирвин Пенн | MERMAID DRESS (ROCHAS), Лиза Фонсагривс-Пенн, 1950

Balenciaga

В 1950-е «хвостатые» модели захватывают подиумы. Они появляются в коллекциях Жака Фата, Жанны Пакен и Кристобаля Баленсиаги (оммаж его знаменитому платью 1951 года из черного бархата с белым подъюбником покажет в 2005 году Александр Маккуин). Выгодно подчеркивающая фигуру, «русалка» становится любимым фасоном голливудских актрис 1950-х: Риты Хейворт, Дороти Дэндридж и главного секс-символа десятилетия, Мэрилин Монро.

Барбара Гоален в бархатном и тюлевом платье «русалка» от Balenciaga, 1951 год

Alexander McQueen, осень-зима 2006 

Дороти Дэндридж
Рита Хейворт
Мэрилин Монро

Дороти Дэндридж

Мэрилин Монро

Рита Хейворт

Мэрилин Монро

В гардеробе Мэрилин

В гардеробе Монро было несколько платьев-русалок и «рыбьих хвостов», многие из которых создал американский художник по костюмам Уильям Травилла. Хотя самым запоминающимся нарядом, придуманным им для фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), стало платье из розового сатина, другое культовое платье — оранжевая «русалка» — ничуть не меньше впечатлило зрителей. А когда творение Травиллы оказалось на обложке журнала Ebony — в нем была запечатлена афроамериканская джазовая певица Эбби Линкольн, — фанаты Монро пришли в возмущение. Возможно, поэтому в 1993 году, давая интервью Associated Press, Линкольн раскритиковала тот свой образ, назвав платье эксплуататорским за слишком подчеркнутую сексуальность, и заявила, что для читателей оно «было куда важнее меня». И, возможно, по той же причине и вовсе «сожгла его в мусоросжигателе, чтобы больше никогда не носить», в чем признавалась в интервью The New York Times.

Мэрилин Монро для фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953). Набросок Уильяма Травилла

Мэрилин Монро
Мэрилин Монро

Мэрилин Монро в платье из красного бархата для церемонии вручения премии «Генриетта»

Мэрилин Монро в платье оранжевая «русалка»

Еще одно выдающееся платье — из красного бархата — Мэрилин надела на церемонию вручения премии «Генриетта» (сейчас — «Золотой глобус»), оно также знакомо нам по многим ее съемкам. Наряд изначально был создан для Джин Тирни ее мужем Олегом Кассини — в нем актриса снималась в нуаре 1950 года «Там, где кончается тротуар». По легенде Монро приобрела наряд в салоне Кассини: «Как только я могла позволить себе вечернее платье, я купила самое яркое, которое нашла. Мой выход [на церемонии вручения „Генриетты“] вывел из себя половину гостей», — вспоминала Монро в интервью журналу Australian Women’s Weekly.


В 1954 году над фильмом «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес» Монро снова работает с Травиллой. Дизайнер создает очередное платье-русалку, расшитое бисером и с эффектным драпированным объемным подолом. А на премьеру фильма «Принц и танцовщица» в 1957 году Монро пришла в кремовом платье-русалке из атласа. На этот раз актриса была в новой роли продюсера: фильм стал первой постановкой ее собственной компании Marilyn Monroe Productions.


Мэрилин Монро
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро

Мэрилин Монро на премьере фильма «Принц и танцовщица», 1957

С красных дорожек — в кутюр

С тех пор «русалка» становится частой гостьей премьер и церемоний, а к 1980-м превращается и в клише свадебной моды. Вариации вечерних платьев с пышным тюлевым подолом или расклешенной юбкой показывают Патрик Келли, Эмануэль Унгаро, Луи Феро, Рифат Озбек и даже минималист Кэлвин Кляйн.

Луи Феро
Рифат Озбек
Патрик Келли

Луи Феро

Рифат Озбек

Патрик Келли

ALAÏA, модель 1994

В 1990-е казалось, что придумать что-то новое с русалочьим силуэтом невозможно. Тем не менее по-настоящему инновационную вариацию на тему самого подчеркнуто женственного платья создает Аззедин Алайя. Модель 1994 года была не сшита, но связана из материала Choupette, который ощущается на коже как лебяжий пух. Вдохновение для необычной фактуры Алайя черпает в платье La Sirène (также известном как платье-лобстер) Чарльза Джеймса — американский дизайнер создал его в 1941 году, сдрапировав один-единственный отрез материи. Версия Алайи нежно обхватывала женское тело и не стесняла движений.


Куда меньше о комфорте и больше об эффекте думал Тьерри Мюглер. Центральным нарядом его кутюрной коллекции La Chimère (осень—зима 1997/1998) и, возможно, одним из самых сложных творений дизайнера стало корсетное платье из переливающейся цветами радуги чешуи. Созданное совместно с художником Жан-Жаком Уркуном и мастером по изготовлению корсетов Mr. Pearl, оно символизировало женщину-амфибию. Правда, классического русалочьего хвоста у «химеры» не оказалось: его подол обрамляли кисти из конского волоса.


Thierry Mugler,

Thierry Mugler, осень-зима 1997

Хвост или чешуя?

После таких экспериментов встает вопрос: что же считать по-настоящему русалочьим платьем? С одной стороны, «русалка» подразумевает отрезной подол с пришивным воланом или шлейфом; с другой — дизайнеры порой переходят к буквализму, и спорить с ними сложно. На 80-й церемонии вручения премии «Оскар» в 2008 году Марион Котийяр появилась в наряде Жан-Поля Готье, покрытом сотнями жемчужных чешуек. Критики моды описывали его не иначе как mermaid dress, назвав одним из лучших нарядов «Оскара» всех времен.

Марион Котийяр
Кайли Дженнер
Кендалл Дженнер

Марион Котийяр

Кендалл Дженнер

Кайли Дженнер

В 2023 году архивное платье Gaultier идентичного фасона надела на вечеринку Vanity Fair Кендалл Дженнер. Журнал Vogue описал образ как party mermaid disco style. В этом году аквариум уже успел пополниться новыми блестящими «русалками». Платье Schiaparelli, расшитое лепестками перламутра, которое представляет собой отсылку Дэниела Роузберри к платью с перламутровой «чешуей» из коллекции VOSS, называют не иначе как «русалка». Кайли Дженнер, отправившаяся на тот самый показ Maison Margiela Artisanal в полупрозрачном серебристом прямом платье с пайетками, именует себя Margiela mermaid. Меж тем вроде бы необходимого по определению «рыбьего хвоста» в этих примерах нет.

Марго Робби

Стоит заметить, что русалочьими в истории моды не раз назывались платья, чей силуэт был далек от сексапильных песочных часов, например, знаменитые mermaids американского дизайнера Нормана Норелла — в этих минималистичных, вполне типичных для моды 1960-х нарядах от «русалки» осталась лишь метафора: они переливались сотнями блестящих чешуек. Своей внезапной популярностью, будто на мгновение вспыхнувшей в соцсетях, стиль mermaid core обязан как раз незатейливости подобных метафор: покрытая чешуей, ракушками и с тонированными волосами, Русалочка есть Русалочка, с «рыбьим хвостом» или без него.


Так что же с классической хвостатой «русалкой»? Силуэт до сих пор привлекает знаменитостей, правда, с его несколько архаичной, кэмповой стилистикой непросто работать. Ответ нашелся у стилиста Эндрю Мукамала: к задаче нужно подходить с юмором. На премьеру фильма «Барби» исполнительница главной роли Марго Робби пришла в платье... куклы Барби. Черный наряд «Соло в центре внимания» в стиле знаменитой куклы 1960 года был создан под руководством Дэниела Роузберри, креативного директора Schiaparelli. Не забыта оказалась и брошь в виде красной розы, и даже шифоновый платок. Пачка из черного тюля по подолу завершила круг стилистических трансформаций, вернувшись туда, где ей место, — под свет софитов.


Марго Робби

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}