La Travillata
Уильям Травия (он же Травилла) — незаслуженно забытая легенда Голливуда. А меж тем он одних из главных художников по костюмам прошлого века. В 24 года Уильям Травия стал самым молодым дизайнером, заключившим контракт с Warner Bros. В 30 получил «Оскар». В 31 начал работать с Мэрилин Монро — и вскоре стал автором ее самых любимых нарядов. В день рождения Уильяма Травия рассказываем, что еще нужно про него знать.
«Вообще-то, сэр, моя фамилия — Травия. Она итальянская, «л» не читается», — скромно замечает Уильям Травия в эфире популярной американской телепередачи You Bet Your Life. На дворе 24 марта 1960-го. Два дня назад Уильяму (или Билли, как его звали приятели) Травии стукнуло 40 лет. Он работает на 20th Century Fox, дает модные советы американским телезрительницам («Если вы хотите казаться выше, не носите темную обувь — туфли должны быть такого же цвета, что и одежда») и получает за одно платье в среднем от $200 до $1200. У него на счету один «Оскар» — за костюмы в приключенческой драме «Похождения Дон Жуана» — и две номинации. А еще звание человека, ответственного за наряды главных секс-символов Голливуда: Джейн Рассел, Бетти Грейбл, Энн-Маргрет, но в первую очередь, конечно, Мэрилин Монро.
С самой узнаваемой актрисой в истории кино Травия познакомился в начале 1950-х, на примерке в киностудии 20th Century Fox (их первым совместным фильмом был нуар «Можно входить без стука» 1952 года) — и быстро нашел с ней общий язык. Им даже приписывали роман. Как бы то ни было, с начала 1950-х Мэрилин обращалась к Травии всякий раз, когда хотела принарядиться: будь то кинопремьера в Loew’s State Theatre на Таймс-сквер или свадьба (замуж за бейсболиста Джо Ди Маджо она выходила в черном комплекте авторства Травии). «Когда Мэрилин нужно было выйти в свет, она отправлялась к своему другу в костюмерную 20th Century Fox, — вспоминала приятельница актрисы Эми Грин. — Брала что-нибудь взаймы, а наутро приносила обратно, вложив в чехол для одежды $50». Всего Уильям Травия создал костюмы для 11 фильмов с участием Мэрилин Монро. Среди них — хиты «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Зуд седьмого года».
«Джентльмены предпочитают блондинок», 1953
«По задумке продюсеров 20th Century, музыкальный номер Diamonds Are a Girl’s Best Friend должен был войти в историю кино как самый яркий и откровенный. Предполагалось, что Мэрилин споет эту песню практически обнаженной, — вспоминал Травия. — Я придумал усыпанный бриллиантами полупрозрачный костюм с открытой спиной. Но прямо накануне съемок этого номера — Господи, вечно все идет не по плану! — вышел календарь с голой Мэрилин Монро. Студия была в ярости. Мне позвонили и сказали все срочно переделать. Так что я пошел от обратного и создал длинное розовое платье с большим бантом».
«Джентльмены предпочитают блондинок», 1953
«Это обычное плиссированное платье из жоржета, — рассказывал Травия. — Мне показалось, что оно будет отлично смотреться на контрасте с ужасно грязным Нью-Йорком». В 1955-м за съемками этой сцены из «Зуда седьмого года» на углу 52-й улицы и Лексингтон-авеню наблюдало несколько тысяч фанатов, фотографов и случайных зевак.
Мэрилин Монро не станет в 1962 году. Травия будет тяжело переживать утрату, рассказывать, что близкая дружба с актрисой стала одним из лучших подарков в его жизни, и по-своему формулировать секрет ее обаяния: «В Мэрилин уживались две личности: наивный ребенок и осознанная, взрослая женщина. Вот чем она всех покоряла». Уильям Травия будет совмещать работу в кино (в общей сложности она принесет ему пять номинаций на «Оскар» и семь «Эмми») с развитием собственного бренда. Впрочем, Travilla, запущенный в конце 1950-х, успеха так и не принесет: бизнес, который художник по костюмам создал вместе со своим близким другом и партнером Биллом Саррисом, закроется в 1970-м.
«Зуд седьмого года», 1955
Мэрилин Монро и Джейн Расселл в платьях, созданных Уильямом Травией для фильма «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953
Мэрилин Монро в платье-мешке, которое, вероятно, тоже создал Уильям Травия, 1951
«Одежда, которую я создавал, была никому не нужна», — сокрушался Травия в интервью Times. Юбки в стиле New Look и вечерние платья Travilla популярностью не пользовались, а подстраиваться под тренды художник по костюмам не привык («Съемки занимают около полугода. Другие полгода фильм монтируют, рекламируют и выпускают. А потом еще долго показывают в прокате. Я сразу понял, что моя одежда должна быть «на века»). «Когда в моду вошли джинсы, продажи нарядной одежды сошли на нет», — резюмировал бизнес-партнер Travilla Билл Саррис. К популяризации денима среди американок, кстати, приложила руку и Мэрилин Монро — когда в 1961 году примерила синие джинсы с завышенной талией и куртку Storm Rider бренда Lee. После закрытия бренда Травия возьмет перерыв на шесть лет, укатит в Испанию, а потом вернется в Америку и продолжит работать на съемках, правда, уже телевизионных. Он одевал Фэй Данауэй для телефильма «Эвита Перон» и Жаклин Смит для драмы про Джеки Кеннеди «Первая леди», но больше всего работал над легендарной мыльной оперой «Даллас». В 1986 году карьеру легендарного мастера прервет болезнь, а 2 ноября 1990 года в возрасте 70 лет Травия умрет от рака.