Blueprint
T

Венеция + кино + Cartier

Пока модные дома, от Armani до Gucci, бьются за первенство на красной дорожке, с победителем в ювелирной гонке Венецианского кинофестиваля 2022 все уже ясно: дом Cartier второй год подряд официальный партнер смотра фильмов. Но с кино и Венецией его связывают не только формальные отношения. Об этом ювелирный дом подробно рассказывает на выставке «Cartier и кино», которая открыта в венецианском бутике бренда до 11 сентября.



Высокие ремесла

Венеция давно вдохновляет многие модные дома. Самые яркие примеры — роман Габриэль Шанель с городом на воде, вдохновение, которое черпают в нем Dolce&Gabbana, и то место, которое он занимает в ДНК и позиционировании Bottega Veneta. Ювелирный дом Cartier не исключение. Венеция славится артизанальными ремеслами, которые передаются из поколения в поколение — Cartier следуют этому принципу, вдохновляясь городом как культурным центром. С 2010 года мастер Филипп Николя внедряет технологии глиптики, редкого искусства гравировки и резьбы по камню, развивает данное ремесло, секреты которого передаются ученикам внутри компании. В 2018 и 2020 году благодаря этому Cartier даже участвовал в международной выставке ремесел Homo Faber в Венеции, чего удостаиваются далеко не все.




В этом году Cartier сотрудничает с легендарной венецианской мозаичной мастерской Orsoni Venezia 1888, планирует вместе с ее специалистами создать центр La Scola, где будут обучать уникальной технике работы со смальтой и производству мозаики из 24-каратного золота. Логично будет предположить, что наработки Orsoni найдут отражение в коллекциях высокого ювелирного искусства Cartier.


Да, и еще важный момент в истории любви к Венеции — в этом году Cartier дал деньги на реставрацию Театро Верде и Венецианской консерватории имени Бенедетто Марчелло. Кроме того, ювелирный дом второй год подряд поддерживает Венецианский кинофестиваль.


Главная роль
в Венеции

На практике функции Cartier как главного партнера Венецианского кинофестиваля выглядят следующим образом. Ряд деятелей получат специальную награду Cartier Glory to the Filmmaker Award. В этом году она достанется американскому режиссеру Уолтеру Хиллу за его оригинальный вклад в современную индустрию кино. Дом продолжает серию мастер-классов Cartier Art Dialogues с ведущими композиторами и музыкантами, которые работают с кино. Кстати, первые Cartier Art Dialogues были в 2021 году в Генеральном Штабе Государственного Эрмитажа, в рамках выставки «Cartier: продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier». Тогда будущее культуры обсуждали ныне покойный дизайнер Альбер Эльбаз, главный куратор музея «Гараж» Екатерина Иноземцева, хранитель наследия Cartier Пьер Райнеро.



Награда Cartier Glory to the Filmmaker Award

И конечно, на красных дорожках очень много Cartier: в украшениях выходят друзья и амбассадоры дома. Президент жюри Джулианна Мур сменила уже несколько заметных изделий: браслет и кольца с мотивом «Пантера» она выбрала для церемонии открытия, а серьги и колье из платины и бриллиантов из коллекции высокого ювелирного искусства — для выхода на премьеру «Вечной дочери». Изабель Юппер пришла на премьеру фильма «Легкая добыча» в серьгах Panthère de Cartier, подвеске и кольце из коллекции Juste Un Clou и в кольце из розового золота с бриллиантами Love. Молодые амбассадоры дома тоже стараются: Тимоти Шаламе приколол к черному смокингу Alexander McQueen черную брошь-пантеру, а в другой день выгулял классические часы Tank (модель 2002 года) и кольца из белого золота с бриллиантами (2012 и 2006 год). А Эмма Чемберлен продвинулась в работе с архивами дальше — платье Valentino осень—зима 2007 она дополнила украшениями на 10 лет старше: золотыми клипсами, колье и браслетом 1997 года.


Выставка про долгий роман с кино

За день до старта фестиваля, 30 августа, в бутике Cartier в Венеции открылась выставка «Cartier и кино», на которую привезли 10 драгоценностей, каждое из которых является символом долгих и крепких уз дома с кинематографом. Выставка проработает на день дольше киносмотра, до 11 сентября.



Экспозиция «Cartier и кино» в Венеции

Одно из первых появлений Cartier в кадре датировано 1926 годом, когда Рудольф Валентино, исполнитель главной роли в «Сыне шейха», убедил режиссера Джорджа Фицмориса, что герой должен ходить с часами Tank. Занятно, что на афише, повторяющей один из кадров фильма, часы заменены на золотой браслет, — видимо, практики продакт-плейсмента тогда еще не были отработаны до совершенства. К середине XX века режиссеры уже сами уговаривали Cartier поработать с ними. Например, Жан Кокто обратился к ювелирам, когда в 1946-м снимал «Красавицу и чудовище» с Жозетт Дэй. В 1953-м Мэрилин Монро упоминает Cartier в песне Diamonds Are A Girl’s Best Friend из «Джентльмены предпочитают блондинок», перечисляя бренды, с которыми хотела бы подружиться поближе. А в 1959-м ее героиня «В джазе только девушки» получает в подарок заветный красный пакет Cartier.



Отдельный период в отношениях Cartier и кино — 1970-е. В 1973-м дом пробует себя в жанре хоррор. На экраны выходит «Изгоняющий дьявола» с Эллен Берстин, которая в кадре почти не снимает браслет Love и кулон Hamsa: это своего рода талисманы, которые ограждают ее от темных сил. В 1974-м состоялась премьера «Великого Гэтсби» с Мией Фэрроу. Она и другие актрисы сменили в фильме более 50 уникальных украшений Cartier. Это, например, брошь с рубинами, бриллиантами и ониксом «Влюбленные птицы», созданная в 1928 году. Или часы с бриллиантами, в которых Дэйзи Бьюкенен появляется на вечеринке Гэтсби — изящный жест в сторону автора «Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: когда-то он купил бриллиантовые часы Cartier на деньги, полученные от продаж «По эту сторону Рая», и подарил их супруге Зельде. Другое эффектнейшее украшение Cartier в «Великом Гэтсби» 1974-го — колье с жемчужной кисточкой и резными изумрудами, самый крупный из которых весит 86,71 карата. Его носит героиня Лоис Чайлз — Джордан Бейкер. Эти и другие украшения из фильма Cartier показал через два года после премьеры на грандиозной выставке изделий в стиле ар-деко «Ретроспектива Луи Картье» в Нью-Йорке.


«Великий Гэтсби», 1974

С кинодивами Cartier всегда выстраивал отдельные, приватные линии отношений. В первую очередь с Грейс Келли. В 1956 году ее жизнь изменилась, когда она стала принцессой Монако, выйдя замуж за князя Ренье III. В тот же год состоялась премьера «Высшего общества», где Келли играет светскую львицу в разводе. Ее стиль — это в том числе украшения: особое внимание привлекает кольцо Cartier с бриллиантом изумрудной огранки (10,47 карата) в платиновой оправе. Кольцо, кстати, — собственность актрисы, это подарок Ренье. А вообще у нее в коллекции было много выдающихся произведений Cartier: это и помолвочное кольцо с 10,5-каратным бриллиантом, и кольцо Trinity, и тиара с рубинами, и знаменитое бриллиантовое ожерелье. Некоторые из них дом воссоздал для фильма «Принцесса Монако» 2014 года с Николь Кидман в главной роли.


Грейс Келли

«Принцесса Монако», 2014

В современном кино украшения Cartier тоже снимаются, много и с блеском. В 2007 году дом выступил официальным спонсором фильма Энга Ли «Вожделение», премьера которого, кстати, состоялась тоже в Венеции. Ювелиры тогда создали кольцо по специальным указаниям режиссера — украшение появляется в поворотный момент сюжета. Кольцо с розовым бриллиантом весом 6,1 карата сделали максимально соответствующим моде 1930-х, времени действия фильма. Сейчас оно хранится в собрании Cartier Collection.




«Вожделение», 2007

«Персональный покупатель», 2016

В 2016-м за украшениями Cartier охотится героиня Кристен Стюарт в фильме «Персональный покупатель». По сюжету ее клиентка хочет все самое новое и лучшее — как удачно, что ювелирный дом как раз презентовал будущий хит Cactus de Cartier. Браслету с лазуритом и бриллиантами, а также колье из той же коллекции достались несколько минут крупным планом.


Экспозиция «Cartier и кино» в Венеции


Двумя годами позже Cartier выступил спонсором «Восьми подруг Оушена». Банда героинь там охотится за колье Toussaint. Украшение, названное в честь ювелира Жанны Туссен, креативного директора дома с 1933 по 1970 год, создано по мотивам шедевра 1931 года. За основу взяли колье с бриллиантом «Королева Голландии» весом 136,25 карата, придуманное Жаком Картье для махараджи Наванагара. К сожалению, до наших дней дошли лишь эскизы оригинального изделия и фотографии бриллианта — по ним мастера Cartier сделали для фильма версию из белого золота с использованием оксида циркония.


Toussaint — один из самых ярких экспонатов выставки «Cartier и кино» в Венеции. В экспозиции, разработанной сценографом Сильвеном Рока, куратор Жан-Пьер Лавуаньян показывает украшения Cartier, появившиеся в фильмах разных эпох. Среди них есть браслет 1930 года из коллекции голливудской дивы Глории Суонсон, с бриллиантами и 47 полудисками из горного хрусталя. Суонсон носила его и в обычной жизни, и в кадре — украшение можно разглядеть в «Идеальном взаимопонимании» и «Бульваре Сансет».



Браслет Cartier, принадлежавший Глории Суонсон, 1930, бриллианты, хрусталь

Помолвочное кольцо и колье Грейс Келли на выставке тоже есть, это главные хиты. Еще один потрясающий экспонат — символ отношений Cartier с мексиканской дивой Марией Феликс, ставшей звездой у себя на родине и во Франции в 1960-х. В 1975 году Cartier по спецзаказу создал для нее колье «Крокодил» с 1060 изумрудами (общим весом 66,86 карата), 1023 желтыми бриллиантами (60,02 карата) и двумя изумрудными кабошонами. Колье состоит из двух крокодилов, которых можно разъединить и носить как броши. В 2006 году в нем на красную дорожку Каннского кинофестиваля вышла Моника Беллуччи. Мы уверены, что на Венецианском кинофестивале 2022 года мы еще увидим выходы в изделиях Cartier музейного уровня — интересно, какой из экспонатов выставки ждет такой поворот сюжета?


Моника Беллуччи на Каннском кинофестивале-2006 в колье Crocodile, созданном в 1975 году по заказу Марии Феликс

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}