T

Бьюти-блогеры пишут книги.  Стоит ли их читать? Некоторые — да


Текст:
Анна мурадова

Они рассказывали о любимой помаде и новых покупках, а сейчас пишут любовные романы, сборники рецептов и философские эссе. Зачем бьюти-блогеры пишут книги и нужны ли они нам, выясняет лондонский автор The Blueprint Анна Мурадова. Спойлер: далеко не все из них настолько же удачны, как уже переведенная на русский «Краски. История макияжа» Лизы Элдридж и «Бьюти-мифы» Яны Зубцовой и Тийны Орасмяэ-Медер​.


1.

The F Word: 

A Personal Exploration of Modern Female Friendships

ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

8 МАРТА 2018

АВТОР

Полки крупнейшего лондонского книжного магазина Waterstones ломятся от стопок бестселлеров. Лучше всего пока разбирают романы Андре Асимана, Гейл Ханиман и первую книгу бьюти-блогера Лили Пебблс — в горячей зоне у лифтов остался всего один экземпляр. Лили известна своим блогом в Instagram (400 тысяч подписчиков) и каналом на YouTube (460 тысяч подписчиков), где она два раза в неделю рассказывает про свою любимую косметику, еду и одежду.

Ее литературный дебют — книга The F Word: A Personal Exploration of Modern Female Friendships — имеет мало отношения к этим трем темам. По словам самой Пебблс, она хотела исследовать женскую дружбу во всех ее проявлениях. Старт продаж The F Word был намечен на Международный женский день, Лили обещала монументальный философский труд на тему психологии женской дружбы, но что получилось в итоге? На мой взгляд, довольно поверхностная, но легкая в чтении книга.

Первое, за что цепляется взгляд, — огромный шрифт и полуторный интервал между строками, который напоминает о студентах, пытающихся растянуть курсовую большим шрифтом, чтобы выполнить норматив. Текст можно поделить на две части: биографическую и поучительную. В первой Лили рассказывает про своих подруг, показывает сканы и рисунки из старых дневников, а во второй делит друзей на несколько типов и описывает каждый.

Треть книги составляют советы и запреты, написанные настолько категорично, что даже начинаешь сомневаться, а умеет ли автор вообще дружить. «Никогда, повторяю, никогда не просите сделать селфи на вашем первом дружеском бранче!»; «Для встреч выбирайте классный поп-ап-маркет еды с коктейлями». Книге можно было бы простить многое, если бы не интернет-стиль письма: словосочетания вроде «переписка в ЛС» встречаются через страницу.

В чем секрет популярности The F Word и почему спустя неделю продаж книга оказалась в списке бестселлеров The Sunday Times? В первую очередь в огромном промо, которое с легкостью может себе устроить блогер с аудиторией почти в полмиллиона человек. Лили анонсировала книгу за четыре месяца до старта продаж и регулярно записывала видео про создание обложки и печать в типографии. Плюс рассылка знакомым блогерам с не менее широкой аудиторией. Это и есть большая часть рецепта успеха.

2.

Girl Online

ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

30 АВГУСТА 2016

АВТОР

Но Лили не первый бьюти-блогер, написавший книгу. В продажах с ней соревнуются с десяток ее коллег. Из них самая успешная, пожалуй, Зои Сагг (Zoella). Ее дебютный роман Girl Online про пятнадцатилетнюю девочку Пенни и ее бойфренда-музыканта Ноя оказался слаще крема на капкейках, но в первую же неделю побил рекорды продаж Дэна Брауна — почти 80 тысяч книг за семь дней. И ни признания в гострайтинге (с книгой «помогала» писательница Шивон Карэм), ни наивный сюжет не остановили двенадцатимиллионную аудиторию Зои. Сиквелы Girl Online: On Tour и Girl Online: Going Solo распродавались так же хорошо. Сейчас у блогера в планах новая книга — четвертая за последние четыре года. Помесь автобиографии и кулинарного сборника под названием Cordially Invited выйдет в октябре 2018-го, и фанаты оформляют предзаказы уже сейчас.

3.

Love, Tanya

ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

29 ЯНВАРЯ 2015

АВТОР

По популярности с Зои может сравниться разве что еще один британский бьюти-блогер — Таня Бёрр. Ее первую книгу-автобиографию Love, Tanya более взрослые подписчики встретили с прохладцей и обвинили в слащавости. Но основная аудитория подписчиков в возрасте от 13 до 23 лет (а их у Бёрр больше трех с половиной миллионов) за считаные дни раскупила мемуары, полные историй из детства и семейных фотографий. Следующие две книги — сборник рецептов выпечки и сладостей Tanya Bakes и рождественский гид Tanya’s Christmas: Make, Bake and Celebrate завоевали сердца и более взрослой аудитории. И хотя Бёрр обвиняют в неточных рецептах и чрезмерном количестве сахара в них, книги раскупали еще на стадии предзаказа. Возможно, сказывается то, что они хорошо смотрятся в Instagram.

4.

Bloom: Navigating Life and Style

ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

1 СЕНТЯБРЯ 2016

АВТОР

На эстетичности и «инстаграмабельности» выезжает и Bloom — дебютная книга блогера Эсте Лалонд. Это, кстати, единственная книга из подборки, которую приятно держать в руках, листать и в принципе иметь на кофейном столике в гостиной (желательно светлой и просторной, как на фото в книге). Но если пролистать красивые фотографии и вчитаться в текст, Эсте удивит. Неожиданно это не типичные приторные мемуары двадцатилетнего блогера, а остроумные и интересные размышления на тему вдохновения, взросления, эмиграции и депрессии. Эсте рассказывает, как случайно прошла ритуал аборигенов, где ей дали имя Танцующая Выдра На Искристой Воде, рассуждает о смене стиля с возрастом, «лечебных» кристаллах и даже дает рецепт своего любимого тоста с корицей. Удивительно, но такой разношерстный микс смотрится очень органично и читается на одном дыхании. Поэтому и продается так хорошо. Хотя, возможно, это заслуга более миллиона верных подписчиков.

5.

The Luxe Life: Everyday Luxuries for Lovers of Beauty, Fashion & Food


ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

28 ИЮЛЯ 2016

АВТОР

Менее гармоничным получился сборник советов британки Флёр де Форс The Luxe Life. Это вроде и поваренная книга (закуски, десерты и коктейли для вечеринки), и гид по вечернему макияжу (ничего нового — доминирует красная помада), и гид по стилю, но вдруг там появляется кружок «очумелые ручки». Рассказы про то, как сшить рубашку, пришить помпоны к бикини и смастерить полочку для дома в The Luxe Life ничего, кроме удивленно поднятых бровей, не вызывают. Гораздо сбалансированнее у Флёр вышла ее первая книга The Glam Guide, написанная годом ранее. В ней есть как список запретных, по ее мнению, ингредиентов косметики, так и гид по макияжу и стилю (как подобрать кисти, что такое тональная основа, в гардеробе должно быть маленькое черное платье). Но то ли полтора миллиона поклонников Флёр больше интересуют ее коллаборации с Eyelure и M.A.C, то ли такие банальные советы проще прочитать в интернете, но книги особой популярностью не пользуются.

6.

Face: Make Up, Skincare, Beauty

ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

1 ОКТЯБРЯ 2017

АВТОР

Если подумать о действительно полезной информации и огромной популярности, в голову приходят книги сестер Чапман и Найоми Смарт. Никола и Саманта Чапман, одни из самых популярных визажистов в мире, начали вести свой блог Pixiwoo в 2008 году. За десять лет они обзавелись двумя миллионами подписчиков, успешным брендом кистей Real Techniques и написали книгу Face, где поделились всем, что знают о макияже. Им удалось создать красивый информативный учебник, который можно смело ставить на полку рядом с книгами Бобби Браун и Кевина Окуана. Они рассказывают о типах тональной основы и способах маскировать герпес на губах, тонкостях использования блесток и как лучше красить глубоко посаженные глаза. И все это с прекрасными иллюстрациями и фотографиями Ник и Сэм за работой.

7.

Eat Smart: What to Eat in a Day – Every Day


ГДЕ КУПИТЬ

ДАТА ВЫХОДА

8 СЕНТЯБРЯ 2016

АВТОР

А вот бьюти- и лайфстайл-блогер Найоми Смарт написала поваренную книгу Eat Smart. Но в отличие от той же Tanya Bakes, где ни один рецепт не обходится без стакана сахара и пачки масла, книга Смарт — исключительно о «вкусной и здоровой пище». Несколько лет назад Найоми перешла на растительную диету и начала рассказывать о своем рационе двум миллионам зрителей на YouTube, после чего все-таки собрала все рецепты под одной обложкой. И хотя нескончаемый поток книг о ЗОЖ в основном вызывает у меня тоску, рецепты Найоми оказались удивительно вкусными. Например, кокосовые блинчики с манго и чили кон карне с киноа. Так считаю не одна я: Eat Smart попала на первое место в список бестселлеров и регулярно исчезает с полок.

Написание книги для бьюти-блогеров стало своего рода вехой в карьере. Первая рассылка средств на тестирование. Первый спонсорский пост. Первая сотня тысяч подписчиков и серебряная плашка в подарок от YouTube. Первая коллаборация с брендом. Собственный бренд. Первая книга. Но не всегда создание книги продиктовано желанием передать кому-то свои знания или поднять настроение читателю. В большинстве случаев это попытка оставить свой след в истории, «здесь был Вася» в мире литературы. Несложно представить, что после многомесячного промо на многомиллионную аудиторию книгу будут сметать с полок просто на волне обожания автора, но стоит ли оно того, если автору нечего сказать? А рецепт выпекания пончиков и совет про идеальное черное платье можно найти и в интернете.

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}