Blueprint
T

Как делают ароматы Frederic Malle

В сентябре на прилавках появилась долгожданная новинка в линейке Editions de Parfums Frederic Malle, аромат Rose & Cuir («Роза и кожа»), который для бренда создал давний контрибьютор, один из самых известных парфюмеров мира Жан-Клод Эллена. Как создавался новый аромат и при чем здесь парфюмерия 1940-х годов?

Rose & Cuir стал тридцать четвертым ароматом в линейке Editions de Parfums Frederic Malle и пятым совместным проектом основателя бренда Фредерика Маля и Жан-Клода Эллена — человека, которого без преувеличения можно назвать легендой. Для современной парфюмерии его работы значат примерно то же что, что коллекции Ральфа Лорена или Джанни Версаче для моды. В числе работ Эллена бестселлеры вроде Dia, Amouage, Bois Farine, L’Artisan Parfumeur, и First, Van Cleef & Arpels. Кроме того, Эллена — автор самых известных ароматов Hermès — например, Kelly Caleche и почти всей линейки Un Jardin — много лет он был штатным «носом» дома, пока в 2016 году его не сменила Кристин Нажель.


Жан-Клод — один из тех парфюмеров, чей фирменный почерк легко узнаваем: ему прекрасно удаются ароматы легкие по звучанию, но самобытные, c четким внутренним стержнем; вроде бы свежие, но в то же время сложные. Он охотно работает с нотами цитрусовых, которые, например, смело миксует со специями и морскими аккордами, как в Epice Marine из нишевой линейки Hermès Hermessence. Или с нотами белых цветов и экзотических фруктов — как в Le Jardin de Monsieur Li того же бренда. «Аромат должен быть как нежная ласка, — говорит сам парфюмер, который любит изъясняться изысканно и метафорично. — Ничто в нем не должно шокировать, ничто не должно кричать».


Фредерик Маль — парфюмер, который в случае с собственной маркой, скорее, играет роль импресарио или издателя (название так и переводится на русский язык — «Парфюмерное издательство Frederic Malle»), предоставляя другим творцам возможность реализовать самые нестандартные идеи. Он хвалит Эллена за способность четко видеть намеченный результат, что серьезно упрощает совместную работу: «С ним вы с самого начала понимаете, куда направляетесь. А то, что легко понять, легко и выразить».


ЖАН-КЛОД ЭЛЛЕНа и Фредерик Маль

«Наши глаза встретились...»


Один из любимых ингредиентов Эллена — роза. Казалось бы, кого этим удивишь? С розой так или иначе работают все в индустрии. Собственно, сам наш герой говорит, что «для парфюмеров она то же, что любовь для поэтов-песенников». В случае с Эллена разница в том, что и розу он умеет подать так, что аромат на ее основе не будет звучать банально. Например, один из его хитов, Kelly Caleche, Hermès, построен на аккордах самого популярного в парфюмерии цветка и нот замши — все вместе пахнет как нутро замшевой сумки, в которой разлили розовые духи. Новый Rose & Cuir, созданный для бренда давнего друга и партнера Фредерика Маля, как понятно из названия (с французского оно так и переводится — «Роза и кожа»), стал новым экспериментом Эллена из этой серии. Впрочем, забегая вперед, скажем: между собой эти два аромата совершенно не похожи.


«Наши глаза встретились, мы поняли друг друга без слов, — рассказывает сам парфюмер о начале работы над Rose & Cuir. — Мы только что ощутили аромат Rose de Rochas, духов, которые Эдмон Рудницка [знаменитый парфюмер, в числе прочего автор Diorissimo, Dior, друг и кумир Фредерика Маля и Жан-Клода Эллена. — Прим. The Blueprint] создал для кутюрье Марселя Роша в конце 1940-х годов. Этот аромат был вдохновлен запахом „звезды Голландии“, прекрасной пурпурно-красной розы из сада самого господина Рудницка. Так Фредерик [Маль] и я сошлись в желании работать над темой розы». Этот эпизод как раз великолепно иллюстрирует слова Маля о работе с Эллена: оба моментально поняли, на что следует ориентироваться и в каком направлении двигаться. Впрочем, Маль и Эллена в один голос уточняют, что ни в коем случае не пытались скопировать уже существовавший продукт — ни полностью, ни частично.


Рудницка умер в 1996 году, но не перестает так или иначе присутствовать в жизни Фредерика Маля и всех, кто с ним работает. Лаборатории и цех Editions de Parfums Frederic Malle находятся на вилле Рудницка неподалеку от Грасса — в доме, который легендарный парфюмер назвал в честь собственной матери «Поместьем Сент-Бланш». Маль гордится, что основная часть процесса протекает именно здесь. Тут же маленькая команда работала и над новинкой. Уникальность этой «домашней» фабрики в том, что она расположена поблизости от мест, где выращиваются многие натуральные ингредиенты — например, роза, жасмин или цитрусовые. Производство частично автоматизировано: в главном помещении цеха стоят автоматы, в которые загружают жидкое сырье — например, выжимки и эссенции — и получают основу для готового продукта — финализируют сам продукт уже вручную. Когда аромат готов, его разливают по фирменным минималистичным флаконам, отличительному знаку Editions de Parfums Frederic Malle, — но происходит это уже не в Грассе, а в Париже.























ИНГРЕДИЕНТЫ В ЛАБОРАТОРИИ ЖАН-КЛОДА ЭЛЛЕНА

БАССЕЙН В ПОМЕСТЬЕ ЭДМОНА РУДНИЦКА СДЕЛАН В ФОРМЕ БУКВЫ «Т» В ЧЕСТЬ ЖЕНЫ ТЕРЕЗЫ

Роза почти без розы


Разработка формулы нового аромата под рабочим названием Rose Rebelle («Непокорная роза») длилась почти 10 месяцев — с конца января по октябрь 2018 года. В ходе теста многочисленных промежуточных образцов Эллена — а также Малю, который принимал довольно активное участие в процессе, одобряя или не одобряя новые варианты и подавая идеи, — пришло в голову уравновесить аккорды более «жесткими» нотами — сами они называли это попыткой «усилить темную сторону» цветка. В процессе поисков такого «антагониста» для основной темы они отмели Iso E Super (эта, казалось бы, весьма популярная и вроде бы современно звучащая молекула делала запах на удивление старомодным) и остановились на молекуле под названием «изобутил хинолин». В парфюмерии этот ингредиент, обладающий весьма натурально звучащим запахом кожи, активно использовали в середине ХХ века (как раз когда был создан Rose de Rochas) — он, например, лежит в основе такого хита эпохи, как Bandit, Robert Piguet, любимого аромата Майи Плисецкой. В наше время о хинолине позабыли, но Эллена и Маль решили воскресить его для публики — особенно когда поняли, что в сочетании с розой звучит он куда современнее некоторых других ингредиентов.


Кроме хинолина было решено добавить в формулу изрядную дозу бурбонской герани от одного из любимых поставщиков Эллена с острова Реюньон, а также ноты черного перца из Непала, вытяжка из семян которого используется в индустрии впервые. Идея оттенить аромат аккордами непальского перца пришла в голову Эллена, когда он впервые почувствовал аромат семян на кухне у своего друга, шеф-повара Оливье Роллинже. «Я был заинтригован схожестью запаха с ароматом грейпфрута, розы и маракуйи и немедленно попросил сделать для меня эссенцию», — рассказывает парфюмер. Примечательно, что собственно роза играет в этом аромате далеко не первую скрипку — за ноту пышного, чуть перезрелого розового бутона здесь отвечают, скорее, герань и черная смородина.


Теперь к списку ароматов, которые производятся вблизи от жилища и лаборатории знаменитого Рудницка, прибавился и Rose & Cuir, парфюм, который, возможно, никогда не увидел бы свет, если бы не другой аромат, созданный полвека назад самим месье Эдмоном. Впрочем, как в один голос утверждают Маль и Эллена, их задачей ни в коем случае не было скопировать уже существовавший продукт — ни полностью, ни частично. «С розой парфюмеры работают уже не первый век, — говорит Маль. — Публике ее аромат кажется чем-то натуральным — и чем-то романтичным. Для меня дать Жан-Клоду возможность сделать для нас аромат, посвященный розе, было все равно что попросить современного профессионала переработать в новом ключе классическое произведение».

Жан-Клод Эллена

фредерик маль

ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА СЕН-ПОЛЬ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ ВИЛЛА РУДНИЦКА И ЛАБОРАТОРИЯ ЭЛЛЕНА

{"width":1200,"column_width":131,"columns_n":8,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}