Blueprint

|

Женщина реализует свое право и даже выполняет своего рода долг, стараясь выглядеть волшебной и сверхъестественной; она должна изумлять, должна очаровывать; будучи кумиром, она должна позлащать себя, дабы ей поклонялись. Поэтому она должна во всех искусствах черпать средства, которые позволят ей возвыситься над природой, дабы сильнее покорить сердца и поразить умы. Не суть важно, что хитрости и уловки эти всем известны, если их успех неоспорим, а воздействие неотразимо.

Шарль Бодлер «Похвала макияжу»

|

Согласно утверждениям археологов женщины начали красить губы примерно 12 000 лет назад: тогда для этого использовали сок ягод и фруктов.

Прототипом помады принято считать кремообразную субстанцию из измельченных полудрагоценных камней и минералов, которую в Месопотамии представители аристократии обоих полов наносили на губы и веки около 5000 лет назад. 

Древние египтяне изготавливали помаду из высушенных водорослей и брома. Считалось, что она защищает нежную кожу губ от воздействия солнечных лучей и пустынных ветров. Этот своеобразный гигиенический бальзам был одним из самых популярных косметических продуктов: им пользовались и мужчины, и женщины, и дети. Впрочем, вскоре выяснилось, что смесь этих ингредиентов довольно токсична, и косметологи Древнего Египта научились получать экстракт кармина из муравьиной кислоты, который окрашивал губы в характерный красный цвет. Согласно легенде именно таким средством пользовалась Клеопатра.

Элизабет Тэйлор в фильме "Клеопатра", 1963

Бесстрашные древнеримские матроны подкрашивали губы термоядерной смесью из сурьмы и свинца. Обеспокоенный ростом смертельных заболеваний, вызванных использованием губной помады, знаменитый медик и хирург Древнего Рима Клавдий Гален даже развернул общественную кампанию против ее использования.

Первую в мире твердую помаду изобрел Альбукасис, придворный лекарь халифа Кордовы Аль-Хакама II, живший в эпоху исламского Возрождения. Он придумал отливать ароматное красящее средство в специальные формочки. 

Кармин, корифийская шкатулка с красным порошком, гречанки с румянами, 4 в. до н. э..

Шумерская женщина

Во время Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года) накрашенные губы расценивались как проявление симпатии аристократии, и любой гражданин (женского или мужского пола), решивший воспользоваться помадой, мог быть отправлен на гильотину.

В христианском мире косметика считалась дьявольским изобретением. Особенно свирепствовала католическая церковь. Женщины, заподозренные в подкрашивании губ, считались ведьмами и сжигались на костре.

Впрочем, в протестантской Англии в эпоху правления королевы Елизаветы I ярко-красные губы на выбеленном лице были непременным атрибутом следящей за модой аристократки. Но к 1770 году все поменялось: именно тогда Британским парламентом был принят закон, согласно которому брак мог быть расторгнут, если вдруг выяснится, что до замужества женщина пользовалась косметикой и помадой в частности. В течение столетия в Великобритании накрашенные губы ассоциируются исключительно с проститутками.



Джордж Вашингтон, первый президент США, красил губы помадой, чтобы лучше выглядеть во время публичных выступлений.


Помада Bourjois ок. 1900 

В 1883 году на Всемирной выставке в Амстердаме французские парфюмеры представили завернутую в шелковую бумагу помаду в форме карандаша. Послом инновационного косметического продукта становится французская актриса Сара Бернар. Она считала помаду в карандаше великим открытием XIX века и называла ее «палочкой любви».

Первая реклама помады появляется в 90-х годах XIX столетия в каталогах американской фирмы Sears Roebuck.

Изобретение в 1915 году Морисом Леви помады в металлическом тюбике породило «помадный бум»: процесс окрашивания губ становится удобным и занимал рекордно короткие сроки. 


Сара Бернар, фото: Феликс Надар

|

Женщины, заподозренные в подкрашивании губ, считались ведьмами и сжигались на костре.

|

В 1920 году косметическая фирма Helena Rubinstein выпускает на рынок помаду в тюбике Valaz Lip-Listre, которая благодаря демократичной цене становится массовым продуктом. Губная помада перестает быть прерогативой богатых и представителей богемы. 

В 1930 году Макс Фактор представляет косметическую суперновинку: жидкий блеск для губ.

Во время мирового финансового кризиса 1929 года в экономике появилось понятие «эффект губной помады». Согласно наблюдениям экономистов в тяжелые времена потребители стараются экономить и перестают тратить деньги на крупные и дорогие вещи. Продажи автомобилей снижаются, падает количество проданного жилья, люди почти перестают покупать бытовую технику и мебель. Но на косметику, и в особенности на помаду, женщины всегда умудряются выкраивать средства из бюджета. Так, промышленное производство США в 1929–1933 годах сократилось вдвое, а прибыль косметических компаний, напротив, выросла.


В 1928 году в одной из психиатрических клиник Нью-Джерси помаду стали использовать в качестве инструмента женской психотерапии.

Во время Второй мировой войны в Британии указом Уинстона Черчилля было запрещено производство всех косметических средств. Премьер-министр сделал исключение только для губной помады, так как считал, что присутствие в общественной жизни женщин с ярко-накрашенными губами поднимает боевой дух среди мужского населения. А Американское управление военного производства посчитало, что помада поддерживает моральный дух нации, и Элизабет Арден по договоренности с правительством США выпустила серию косметики для женщин, служащих в ВМС, с помадой оттенка Victory Red.


В 1915 году в Канзасе пытались ввести закон, запрещавший женщинам старше 44 лет красить губы, поскольку это создает «ложное очарование».

2 июня 1953 года состоялась церемония коронации Елизаветы II. Специально для королевы Великобритании, вступающей в свои права, был разработан уникальный цвет губной помады, идеально подходящий к ее торжественному облачению. Получившийся холодный красный цвет с фиолетовым оттенком стал называться «Балморал» — в честь королевского замка в Шотландии.

Производство помады, компания Colgate-Palmolive, 1940-е, неизвестный фотограф.

В 1949 году в США налаживают промышленное изготовление помады, упакованной в пластиковые или металлические тюбики. Механизация и автоматизация процесса производства еще больше снижает себестоимость продукта, и помада окончательно становится самым доступным и популярным косметическим продуктом. Рассказ о том, как помада оказывается мощным инструментом борьбы за права женщин, читайте в нашем эссе о помадном феминизме.

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}