Макияж 50-х: на кого равняться и как повторить
В мае 2020 года в Нью-Йорке распахнет свои двери Музей макияжа. Первая выставка, которую обещают затем отправить в мировое турне, будет называться «Розовые джунгли: Макияж в Америке 1950-х». Почему именно это десятилетие считается одним из главных в истории декоративной косметики?
Цветущая индустрия
Пятидесятые стали для США эпохой невиданного экономического роста: промышленное производство не сбавляло темпов с войны, сектор услуг развивался с каждым годом, стремительно расширялся средний класс. Однако даже на этом фоне бум в индустрии красоты казался современникам невероятным. В 1958 году журнал Time посвятил этому явлению обложку с выносом «Красота — индустрия без спадов», а главная статья номера была озаглавлена «Розовые джунгли». Точно так же — Pink Jungle — назвался один из самых популярных оттенков косметики тех времен.
Словосочетание запомнится, так что через десять лет на экраны вышел не слишком удачный одноименный фильм — о фотографе, отправившемся в Центральную Америку снимать рекламу губной помады и оказавшемся в эпицентре охоты за сокровищами. Но настоящая история макияжа пятидесятых куда увлекательнее.
Послевоенный рост косметической индустрии можно объяснить множеством экономических и социальных факторов: женщины возвращались от станков к роли домохозяек, благосостояние американских семей росло, гендерный дисбаланс из-за боевых потерь сместился еще сильнее, обострив конкуренцию среди девушек, стремящихся выйти замуж. Однако, вероятнее всего, главную роль сыграл новый, самый действенный инструмент рекламы косметики — телевидение.
Да, формально телевидение зародилось еще в конце двадцатых годов и медленно, но верно развивалось все тридцатые. Но ключевое слово здесь не «верно», а «медленно». В 1945 году в США насчитывалось менее десяти тысяч телевизоров, в 1948-м — 35 тысяч. За следующие 12 лет это количество вырастет до 52 миллионов. Уже к середине пятидесятых телевизор будет стоять в каждом втором американском доме, и значит, каждая вторая американская женщина и девушка будет смотреть рекламу помады Revlon, Maybelline или Hazel Bishop.
Revlon
Maybelline
Hazel Bishop
Приметы времени
Мейкап-тренды пятидесятых — тоже продукт телевидения и кинематографа. Ярко-красные губы — акцент, который легко считывался даже на маленьком черно-белом экране. Не меньшей популярностью пользовалась и тушь для ресниц. А вот веки и щеки отходили на второй план — на них наносили полупрозрачные пастельные оттенки. Да что уж там — вся палитра теней для век ограничивалась голубым, серым и зеленым. Для наглядности перечислим ассортимент, который предлагают своим покупательницам в Maybelline: помады, туши, восемь оттенков теней для глаз, щипцы для завивки ресниц и пинцет.
Мэрилин Монро
Помада Dior Rouge Ultra Care, Dior
Помада Pure Color Envy, Estee Lauder
Помада Le Rouge Deep Velvet, Givenchy
Помада Lipstick, NARS
Пинцет можно было бы поставить и на первом месте. Ведь брови — атрибут оживленной мимики, который не потерял своей значимости еще со времен немого кино. Да, с появлением звука драматичный изгиб немного сгладился — но запредельная графичность осталась на месте. В конце концов гипертрофированный кинематогорафический мейк продержится на размытой телекартинке вплоть до третьего тысячелетия и эпохи HD.
Продажи двигали не только новые технологии, но и новые героини. В 1946 году кинокомпания «Фокс» подписала контракт с Нормой Джин Бейкер, которую мир запомнит как Мэрилин Монро и девушку с неизменно алыми губами. В 1953-м выйдут «Римские каникулы», после которых все влюбятся в Одри Хепберн. Да, сам он снят в ч/б, но на его рисованных афишах в глаза бросается красная помада. Появляются и другие иконы стиля: Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Софи Лорен, которые выделяют губы и глаза, побуждая девушек покупать косметику в стремлении быть такими же популярными и желанными, как звезды Голливуда.
Одри Хепберн
Вместе с тем небывалый рост переживает и глянцевая пресса, со страниц которой транслируется все то же представление о красоте. Красные губы, четкая изогнутая бровь, стрелка, густо прокрашенные ресницы — именно с таким макияжем чаще всего появляются модели и знаменитости на обложках модных журналов. Вот Одри Хепберн на обложке Harper’s Bazaar. А вот Мэрилин Монро рекламирует тональный крем и помаду, а Элизабет Тейлор засветилась на промостранице шампуня и крема для лица.
Реклама туши Helena Rubinstein’s, 1957
Элизабет Тейлор
Черно-белая реклама и цветной глянец продавали образ, который широко тиражировали на широких экранах иконы стиля тех времен: красивые, женственные, популярные среди мужчин. «Хочешь быть такой же? — говорила девушка из проморолика. — Купи помаду!»
Тушь для ресниц Lash Revival, Max Factor
Макияж кинозвезд пятидесятых заложил основу классической схемы, которую визажистам теперь преподают как «голливудскую». Этот золотой стандарт не выходил из моды окончательно даже в эпоху хиппи и панка: мейнстримом на голубых экранах и красных дорожках все равно оставалась «классическая женственность».
Тушь для ресниц Karl Lagerfeld X L’Oreal Paris
Анджелина Джоли
Но настоящее возрождение Classic Red Lip Look началось в девяностые. Первой ласточкой стал фильм Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», где обольстительная Джессика Рэббит воплощала идеалы пятидесятых. В 1990 году с ярко-красными губами вышла в свет Синди Кроуфорд, а на экраны вышла «Красотка» с Джулией Робертс.
Тушь для ресниц Rich Black Volume, Lumene
Тушь для ресниц Mascara Volume Effect Faux Cils, YSL
Двухтысячные лишь укрепили классический тренд — Кристина Агилера, Гвен Стефани, Дита фон Тиз и Анджелина Джоли без устали эксплуатировали образы, навеянные пятидесятыми. Только кожа стала более живой и сияющей, контуры губ — менее очерченными, а пастельные зеленые и голубые тени вообще остались в прошлом.
Кристина Агилера
Синди Кроуфорд
«Кто подставил кролика Роджера»
Помада Rouge à Lèvres Voile Lipstick, Gucci
Джулия Робертс
Эзра Миллер
Дита фон Тиз
Помада Super Stay Ink Crayon, Maybelline New York
В наше время этот образ снова отходит на второй план: на подиуме, как и на улицах городов главный тренд — свобода самовыражения и индивидуальность. Но это вовсе не значит, что уроки пятидесятых стоит забыть навсегда. Экспериментировать с классикой можно сколько угодно — достаточно посмотреть, как консервативный «гламурный» макияж смотрится на Эзре Миллере.