Макияж 50-х: на кого равняться и как повторить
В мае 2020 года в Нью-Йорке распахнет свои двери Музей макияжа. Первая выставка, которую обещают затем отправить в мировое турне, будет называться «Розовые джунгли: Макияж в Америке 1950-х». Почему именно это десятилетие считается одним из главных в истории декоративной косметики?
![](/upload/13774/9b876127ad734bc30214c8cb6f958d2f.jpg)
Цветущая индустрия
![](/upload/13774/24572eb38bfeccafc0b6b666f66cb1db.jpg)
Пятидесятые стали для США эпохой невиданного экономического роста: промышленное производство не сбавляло темпов с войны, сектор услуг развивался с каждым годом, стремительно расширялся средний класс. Однако даже на этом фоне бум в индустрии красоты казался современникам невероятным. В 1958 году журнал Time посвятил этому явлению обложку с выносом «Красота — индустрия без спадов», а главная статья номера была озаглавлена «Розовые джунгли». Точно так же — Pink Jungle — назвался один из самых популярных оттенков косметики тех времен.
Словосочетание запомнится, так что через десять лет на экраны вышел не слишком удачный одноименный фильм — о фотографе, отправившемся в Центральную Америку снимать рекламу губной помады и оказавшемся в эпицентре охоты за сокровищами. Но настоящая история макияжа пятидесятых куда увлекательнее.
![](/upload/13774/ebabcb9d9452b947eac2bb81d194f7e8.jpg)
Послевоенный рост косметической индустрии можно объяснить множеством экономических и социальных факторов: женщины возвращались от станков к роли домохозяек, благосостояние американских семей росло, гендерный дисбаланс из-за боевых потерь сместился еще сильнее, обострив конкуренцию среди девушек, стремящихся выйти замуж. Однако, вероятнее всего, главную роль сыграл новый, самый действенный инструмент рекламы косметики — телевидение.
Да, формально телевидение зародилось еще в конце двадцатых годов и медленно, но верно развивалось все тридцатые. Но ключевое слово здесь не «верно», а «медленно». В 1945 году в США насчитывалось менее десяти тысяч телевизоров, в 1948-м — 35 тысяч. За следующие 12 лет это количество вырастет до 52 миллионов. Уже к середине пятидесятых телевизор будет стоять в каждом втором американском доме, и значит, каждая вторая американская женщина и девушка будет смотреть рекламу помады Revlon, Maybelline или Hazel Bishop.
Revlon
Maybelline
Hazel Bishop
Приметы времени
![](/upload/13774/f5124c1123d6da4e59feaf9767846e2c.jpg)
Мейкап-тренды пятидесятых — тоже продукт телевидения и кинематографа. Ярко-красные губы — акцент, который легко считывался даже на маленьком черно-белом экране. Не меньшей популярностью пользовалась и тушь для ресниц. А вот веки и щеки отходили на второй план — на них наносили полупрозрачные пастельные оттенки. Да что уж там — вся палитра теней для век ограничивалась голубым, серым и зеленым. Для наглядности перечислим ассортимент, который предлагают своим покупательницам в Maybelline: помады, туши, восемь оттенков теней для глаз, щипцы для завивки ресниц и пинцет.
![](/upload/13774/798ab0e3e5f8bd46db9f1ca967289fc1.jpg)
![](/upload/13774/726e1e64de7325005773110fc2ad6092.jpg)
![](/upload/13774/5c4389ba7ddb9dedec4988dfe5340c6d.png)
![](/upload/13774/de0bea621789b31593b2e7b93e92b3d9.png)
![](/upload/13774/80f093629e8a1b1b568a244076d6ca6a.png)
![](/upload/13774/c31f23fff77e04ba1fd63a347dd8946a.jpg)
Мэрилин Монро
Помада Dior Rouge Ultra Care, Dior
Помада Pure Color Envy, Estee Lauder
Помада Le Rouge Deep Velvet, Givenchy
Помада Lipstick, NARS
![](/upload/13774/6d32fd81858e19bbafaa1b4e0bf90d89.jpg)
Пинцет можно было бы поставить и на первом месте. Ведь брови — атрибут оживленной мимики, который не потерял своей значимости еще со времен немого кино. Да, с появлением звука драматичный изгиб немного сгладился — но запредельная графичность осталась на месте. В конце концов гипертрофированный кинематогорафический мейк продержится на размытой телекартинке вплоть до третьего тысячелетия и эпохи HD.
Продажи двигали не только новые технологии, но и новые героини. В 1946 году кинокомпания «Фокс» подписала контракт с Нормой Джин Бейкер, которую мир запомнит как Мэрилин Монро и девушку с неизменно алыми губами. В 1953-м выйдут «Римские каникулы», после которых все влюбятся в Одри Хепберн. Да, сам он снят в ч/б, но на его рисованных афишах в глаза бросается красная помада. Появляются и другие иконы стиля: Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Софи Лорен, которые выделяют губы и глаза, побуждая девушек покупать косметику в стремлении быть такими же популярными и желанными, как звезды Голливуда.
Одри Хепберн
Вместе с тем небывалый рост переживает и глянцевая пресса, со страниц которой транслируется все то же представление о красоте. Красные губы, четкая изогнутая бровь, стрелка, густо прокрашенные ресницы — именно с таким макияжем чаще всего появляются модели и знаменитости на обложках модных журналов. Вот Одри Хепберн на обложке Harper’s Bazaar. А вот Мэрилин Монро рекламирует тональный крем и помаду, а Элизабет Тейлор засветилась на промостранице шампуня и крема для лица.
![](/upload/13774/11aaa8d1bf6d82e75dde8e58dff688e3.jpg)
![](/upload/13774/77ba971903b091c66e2c29f0ecf9db45.jpg)
Реклама туши Helena Rubinstein’s, 1957
Элизабет Тейлор
Черно-белая реклама и цветной глянец продавали образ, который широко тиражировали на широких экранах иконы стиля тех времен: красивые, женственные, популярные среди мужчин. «Хочешь быть такой же? — говорила девушка из проморолика. — Купи помаду!»
![](/upload/13774/92e828f500a0b83ef64315597caab605.jpg)
![](/upload/13774/c1084d1f4bc1d0b9b26c22b9d0387e00.jpg)
![](/upload/13774/e30e597e708bffe4dbcf3352ef8680a6.png)
Тушь для ресниц Lash Revival, Max Factor
Макияж кинозвезд пятидесятых заложил основу классической схемы, которую визажистам теперь преподают как «голливудскую». Этот золотой стандарт не выходил из моды окончательно даже в эпоху хиппи и панка: мейнстримом на голубых экранах и красных дорожках все равно оставалась «классическая женственность».
Тушь для ресниц Karl Lagerfeld X L’Oreal Paris
Анджелина Джоли
![](/upload/13774/5baca41f37d3d2dfb2df3e686b8f3eb1.jpg)
![](/upload/13774/372527957b2e429f10f0002f37cd0ba1.png)
Но настоящее возрождение Classic Red Lip Look началось в девяностые. Первой ласточкой стал фильм Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», где обольстительная Джессика Рэббит воплощала идеалы пятидесятых. В 1990 году с ярко-красными губами вышла в свет Синди Кроуфорд, а на экраны вышла «Красотка» с Джулией Робертс.
![](/upload/13774/08821761fc064635e64985ca43700806.png)
Тушь для ресниц Rich Black Volume, Lumene
Тушь для ресниц Mascara Volume Effect Faux Cils, YSL
Двухтысячные лишь укрепили классический тренд — Кристина Агилера, Гвен Стефани, Дита фон Тиз и Анджелина Джоли без устали эксплуатировали образы, навеянные пятидесятыми. Только кожа стала более живой и сияющей, контуры губ — менее очерченными, а пастельные зеленые и голубые тени вообще остались в прошлом.
Кристина Агилера
![](/upload/13774/f3662bd26f39fe3977c5d6ec22ec42b5.jpg)
![](/upload/13774/d344bf23b6938bd629ccf221e1551372.jpg)
![](/upload/13774/ac775b87969f06be5350b82ea9809aef.png)
![](/upload/13774/f44c33f10581933c7ad3e89383b9bd19.jpg)
Синди Кроуфорд
«Кто подставил кролика Роджера»
Помада Rouge à Lèvres Voile Lipstick, Gucci
![](/upload/13774/2db838135a6a6910680e4e05bed6ef55.jpg)
![](/upload/13774/3abbe28d3f40fe37471e326019bdba7a.jpg)
![](/upload/13774/81c7442e5bd6fadfa7a460b7abc6c682.jpg)
Джулия Робертс
Эзра Миллер
Дита фон Тиз
Помада Super Stay Ink Crayon, Maybelline New York
В наше время этот образ снова отходит на второй план: на подиуме, как и на улицах городов главный тренд — свобода самовыражения и индивидуальность. Но это вовсе не значит, что уроки пятидесятых стоит забыть навсегда. Экспериментировать с классикой можно сколько угодно — достаточно посмотреть, как консервативный «гламурный» макияж смотрится на Эзре Миллере.