Макияж с иллюзиями:
будущее индустрии или мимолетный тренд?

Рассуждаем, почему возникла мода на сюрреалистичные макияжи и как скоро она сойдет на нет. Или не сойдет?
От видео, где визажист и гример Эллиот Джозеф Ренц — или Алексис Стоун — накладывает на себя пластический грим, оторваться невозможно. Во-первых, потому что тьюториалы по макияжу затягивают не хуже дурацкого сериала на канале «Россия». Во-вторых, потому что именно этим пластическим гримом Ренц год назад обвел всех вокруг пальца: заставил поверить пол-интернета, что сделал себе пластическую операцию, чтобы выглядеть как «женщина-кошка» Джослин Вильденштейн.
В эпоху, когда новости сыплются на каждого человека нескончаемым потоком, этот перформанс Ренца запомнился. Это одна из самых ярких мейкап-иллюзий, которую видел инстаграм, — а их в последнее время стало немало. У Эллиота в том числе: он прославился тем, что с помощью макияжа перевоплощался в знаменитостей. Вы наверняка видели эти ролики: Шер, Канье, Донателла Версаче, Елизавета II — все в интерпретации визажиста были узнаваемы.




Алексис Стоун в образе Шер
Алексис Стоун в образе Эллен Дедженерес
Алексис Стоун в образе Мадонны
Другая известная визажистка-иллюзионистка — Мими Чой. Канадская художница рисует на своем лице сюрреалистичные дыры, вытекающие глаза, птиц в клетке, лабиринты, полки с книгами и так далее. Именно она сделала макияж Эзре Миллеру на Met Gala, который облетел все глянцевые сайты; пять нарисованных глаз держались 20 часов, пока Миллер участвовал в фотосъемке, ходил красивым на балу и афтепати.
Мими рассказывает, что иллюзию с глазами выбрали потому, что макияж должен был считываться с любого угла, а все фото с бала должны были быть впечатляющими. «И что может быть более кэмпово?» — резонно замечает Мими. Рисовать дополнительные глаза трудоемко — подготовку Эзры начали в 4 утра, — но для Мими это не впервой. Репетиций образа не было, но Чой уже не раз повторяла подобный макияж для инстаграма и на авторских мастер-классах.


Мими Чой
Секрет натуралистичности ее картинки — использование сложных цветов: «Там, где другие визажисты используют для белка глаза только белый, я смешиваю десять оттенков». А идеи она часто берет из своих галлюцинаций во время сонного паралича; это состояние, пока тело после сна не может двигаться, а мозг уже пробужден. Интересно, что Мими не считает свои пугающие видения чем-то плохим — наоборот, ценит их как источник вдохновения.
Именно с экспериментов Мими, то есть лет пять назад, инстаграм-макияж с иллюзиями стал набирать популярность. Ей многие подражали. «Единственная вещь, которая в индустрии красоты меня расстраивает, — то, что люди редко упоминают, кто их вдохновил на работу», — говорит Чой в интервью The Blueprint, которое успела дать в перерыве между проектами InterCHARM. «Одна визажистка — не буду называть имени — копировала мои макияжи и сначала подписывала меня, а потом перестала». На вопрос, обратилась ли Мими в суд, как сделала в свое время ее коллега Vlada MUA, она отвечает, что нет. Но написала той визажистке на почту, мол, я все вижу — и мне это не нравится.
Кто еще делает сюрреалистичный макияж? Чаще всего это гримеры (и блогеры, которые увлекаются гримом). Грим и макияж сильно отличаются: первый создает нового персонажа, а второй нужен скорее для красоты. Гримеры работают с разными техниками: старят героев, меняют их черты лица, а иногда делают из людей других живых существ. Полюбоваться на весь спектр умений можно в американском реалити-шоу Face Off, где соревнуются гримеры и мастера бодиарта. Они рисуют рваные раны и «вживляют» в череп искусственные зубы, имитируют оторванные конечности и последствия страшных заболеваний, наконец, придумывают новых Винни-Пухов и Русалочек.
До сегодняшнего момента рассмотреть это рукоделие можно было в музеях и киностудиях. Но инстаграм дал гримерам возможность показать себя и свои работы. И не только профессиональным: у них не всегда есть время и желания на блог, а вот у любителей SFX («грима со спецэффектами») — есть.

Кадры из реалити-шоу Face Off
Интересно, что многие SFX-артисты — молодые ребята. Бену, с которым пару лет назад сотрудничала Исамайя Ффренч, сегодня всего 15. Сама Ффренч, кстати, первая среди новых визажистов стала использовать элементы грима для конструирования персонажей съемок и показов. За это ее и ценят.
Но пластический грим — частный случай иллюзии. У иллюзии нарисованной, на первый взгляд, не так много шансов закрепиться в трендах. «Носибельности» у нее, очевидно, никакой. В журналах, кроме специализированных вроде Tush, она нужна редко. Далеко не все визажисты, которые работают в моде, могут нарисовать облачка или Шрека — а раз нет предложения, нет и спроса.
Тем не менее Мими утверждает, что в фэшн- и бьюти-индустрии стало больше спроса на иллюзии. Где они могут появляться? В кампаниях смелых брендов одежды и косметики, которые хотят хайпануть. Например, у Fenty Beauty.

Бен
И в самом инстаграме: визажисты и блогеры могут получать гонорары за интеграцию косметики в видео. Мими, например, рекламировала мицеллярную воду Garnier, смывая ей четыре дополнительных глаза. А победитель американского реалити-шоу визажистов Glam Masters Архенис Пиналь создает образы из продуктов одной марки — не исключено, что это тоже реклама или бартер, когда гонорар выплачивают косметикой.



Аргентис Пиналь

Проблема любой иллюзии в том, что ее wow-эффект пропадет, если она станет повседневной — а только им она и ценна. Делать ее постоянно трудозатратно, а с современными технологиями легче изобразить на лице пластические эффекты, чем рисовать на нем дыру или новое лицо, как делает дрэг-квин Хангри. Вспомните недавний показ Balenciaga, для которого команда визажистки Инге Гроньярд наклеила моделям губы и скулы. С фотографиями и даже видео воплотить все это проще благодаря компьютерной графике.
Хотя один реалистичный вариант есть: макияж, растворяющий черты лица, помогает обмануть системы распознавания людей. В антиутопичном (далеком ли?) будущем это будет нам на руку.
Balenciaga, весна-лето 2020