Natura Siberica используют «выдуманные растения»?
ТЕКСТ: Маша Ворслав
Объясняют представитель компании, ботаник и аналитик косметического рынка.
Что произошло?
11 февраля сайт sakhalin.info выпустил заметку, в которой сослался на отзыв одного из покупателей бальзама для волос из серии Natura Sakhalin. По его словам, растений, которые упомянуты на упаковке бальзама, в реальности не существует. В частности речь идет о «вулканической морошке» и «черном кедре». «Там еще написано, что все это собрано руками сахалинских айнов. Какие айны, их у нас нет давным-давно», — цитирует мнение покупателя издание (по данным последней всероссийской переписи населения, в 2010 году в России проживало 109 айнов, из них 94 — в Камчатском крае, который граничит с Сахалинской областью).
Редакция sakhalin.info обратилась за комментарием к старшему научному сотруднику естественно-научного отдела областного краеведческого музея Александру Соловьеву. «В Сахалинской области два вида морошки, они различаются только латинскими названиями, русских названий нет. Естественно, никакой вулканической ягоды не существует. Дикий черный сахалинский кедр — это тоже полная дикость. Кедра вообще нет на Дальнем Востоке, только корейская кедровая сосна. Вообще про черный кедр я впервые слышу, как и про дикий красный японский можжевельник. Горный сахалинский репейник — тоже нет такого вида. Репейник не бывает горным, садовым или еще каким-то, он один, обычный», — ответил Соловьев.
Как это объясняет Natura Siberica ?
The Blueprint попросил представителей Natura Siberica прокомментировать ситуацию, составы и упаковку косметики Natura Sakhalin.
«[Диким сбором] мы добываем активные растительные компоненты для косметики Natura Siberica, в том числе масла и экстракты для бальзама линии Natura Sakhalin. Часть из них была добыта на Сахалине, а часть — в Сибири, где мы собираем большую часть натурального природного сырья и где расположено собственное производство экстрактов»
— рассказал в разговоре с The Blueprint пиар-директор Natura Siberica Виталий Козленков.
По его словам, другие компоненты косметики марка добывает еще на нескольких фермах в Шотландии, на Фарерских островах, на острове Кунашир и на Камчатке. Козленков говорит, что все участки и растения, предназначенные для сбора, проверяют «аудиторы из европейских сертифицирующих органов».
Ситуация с ингредиентами марка объясняет так: в списке ингредиентов они написаны соответствии с международными нормами INCI (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients). А для описания компонентов на остальной части упаковки бренд использовал «отсылки к месту/условиям сбора или внешнему виду растения, а также локальные наименования, многими из которых с нами поделились местные жители. Так, например, морошка (Rubus Chamaemorus) собирается на вулканических почвах, что дополнительно обогащает ее состав минералами, поэтому названа «вулканической». Сбор репейника (Arctium Lappa) ведется в горной местности, отсюда слово «горный» в описании на этикетке, влажная кора старых кедров имеет черный цвет и так далее».
Под диким сбором Natura Siberica понимает сбор в Сибири и других северных регионах по «сертифицированному европейскому методу Wild Harvesting. […] Для сбора диких растений как в Сибири, так и на Камчатке мы регулярно привлекаем представителей местных коренных народов. […] Это очень удобно, так как позволяет сразу найти людей, которые специализируются именно на сборе растений — обычно эти знания передаются из поколения в поколение внутри общины. На Дальнем Востоке сбор диких растений практикуют алеуты, эскимосы, нивхи, айны и другие, в Сибири — хакасы, шорцы, тувинцы»
— объяснил Козленков.
Можно ли так вольно обращаться с названиями?
Ботаник и научный сотрудник ФГБНУ НИИНА Мария Ярина объясняет, что современные косметические бренды пытаются размещать на упаковке продуктов как можно более увлекательный текст. «Частенько эти тексты бывают абсурдными, а иногда прямо на грани здравого смысла», — утверждает Ярина. По ее мнению, этикетки сахалинской линии — на грани, но все-таки не выходят за нее.
По словам ботаника, для людей с естественно-научным образованием «органическое масло дикого черного сахалинского кедра» действительно звучит дико, начиная с «органического масла» и заканчивая «диким черным сахалинским кедром»: создается впечатление, что это название растения «черный сахалинский кедр». В то же время Natura Siberica прямо заявляет, что это лишь описание растения, а его научное название указано ниже на этикетке. «Копирайтеры имеют право описывать растение какими угодно эпитетами. Внизу дано название растения по латыни, только непонятно, почему видовое название с большой буквы. Для примера: морошка — это Rubus chamaemorus, а не Rubus Сhamaemorus. Вот это считается ошибкой, остальное — нет», — объясняет Мария Ярина.
Ботаник и научный сотрудник ФГБНУ НИИНА Мария Ярина
Слова марки об эффективности ингредиентов — другой вопрос. «Если взять утверждение «Органическое масло дикой вулканической морошки содержит в 17 раз больше витамина С, чем лесная», то тут мы видим проблемы с согласованием, но это к русскому языку, — говорит Ярина. — А вот информацию относительно витамина С сложно подтвердить, мне удалось найти только то, что содержание аскорбиновой кислоты в плодах морошки выше у растений южных местообитаний, чем северных, но это показано на европейском Северо-Востоке России. Похожая ситуация и с кедровым маслом: мне не удалось найти статьи, в которых есть точное число 28. Может, они и есть, а может, число взято из головы. Что в кедровом масле есть все перечисленные витамины — это факт».
Впрочем, по мнению Марии Яриной, это еще не значит, что средство настолько полезно, как заявляет марка. «Главный вопрос ко всей этой линии — как марка проверяет эффективность своих продуктов, — считает она. — В своей научной деятельности я иногда сталкиваюсь с разными лекарственными средствами из трав и грибов, и мне очень интересно, какая у Natura Siberica доказательная база».
Так делает только Natura Siberica?
Анна Дычева, аналитик и генеральный директор компании «Reed Exhibitions Россия», говорит, что нейминг (название продукта) — это одна из основ косметического маркетинга. По ее словам, для компаний производящих косметику из натуральных ингредиентов, интеграция названий растений в нейминг средств является крайне важной: «Это часть легенды продукта, его позиционирования, эмоциональной цепочки взаимодействия с потребителем».
Дычева считает, что обмана в описании, которое использовала Natura Siberica, нет, так как на упаковке продукта указаны и научные названия ингредиентов. По ее словам, случаи подобного нейминга — не редкость. Так, популярный ингредиент пуццолан чаще называют вулканическим пеплом — так эффектнее (в INCI пуццолан также указан как вулканический пепел). «Римская ромашка официально называется ромашкой садовой. Но «римская», естественно, звучит более гламурно», — приводит Анна другой пример.
Аналитик и генеральный директор компании «Reed Exhibitions Россия» Анна Дычева