Бьюти-блогеры пишут книги. Стоит ли их читать? Некоторые — да
Текст:
Анна мурадова
Они рассказывали о любимой помаде и новых покупках, а сейчас пишут любовные романы, сборники рецептов и философские эссе. Зачем бьюти-блогеры пишут книги и нужны ли они нам, выясняет лондонский автор The Blueprint Анна Мурадова. Спойлер: далеко не все из них настолько же удачны, как уже переведенная на русский «Краски. История макияжа» Лизы Элдридж и «Бьюти-мифы» Яны Зубцовой и Тийны Орасмяэ-Медер.
1.
The F Word:
A Personal Exploration of Modern Female Friendships
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
8 МАРТА 2018
АВТОР
Полки крупнейшего лондонского книжного магазина Waterstones ломятся от стопок бестселлеров. Лучше всего пока разбирают романы Андре Асимана, Гейл Ханиман и первую книгу бьюти-блогера Лили Пебблс — в горячей зоне у лифтов остался всего один экземпляр. Лили известна своим блогом в Instagram (400 тысяч подписчиков) и каналом на YouTube (460 тысяч подписчиков), где она два раза в неделю рассказывает про свою любимую косметику, еду и одежду.
Ее литературный дебют — книга The F Word: A Personal Exploration of Modern Female Friendships — имеет мало отношения к этим трем темам. По словам самой Пебблс, она хотела исследовать женскую дружбу во всех ее проявлениях. Старт продаж The F Word был намечен на Международный женский день, Лили обещала монументальный философский труд на тему психологии женской дружбы, но что получилось в итоге? На мой взгляд, довольно поверхностная, но легкая в чтении книга.
Первое, за что цепляется взгляд, — огромный шрифт и полуторный интервал между строками, который напоминает о студентах, пытающихся растянуть курсовую большим шрифтом, чтобы выполнить норматив. Текст можно поделить на две части: биографическую и поучительную. В первой Лили рассказывает про своих подруг, показывает сканы и рисунки из старых дневников, а во второй делит друзей на несколько типов и описывает каждый.
Треть книги составляют советы и запреты, написанные настолько категорично, что даже начинаешь сомневаться, а умеет ли автор вообще дружить. «Никогда, повторяю, никогда не просите сделать селфи на вашем первом дружеском бранче!»; «Для встреч выбирайте классный поп-ап-маркет еды с коктейлями». Книге можно было бы простить многое, если бы не интернет-стиль письма: словосочетания вроде «переписка в ЛС» встречаются через страницу.
В чем секрет популярности The F Word и почему спустя неделю продаж книга оказалась в списке бестселлеров The Sunday Times? В первую очередь в огромном промо, которое с легкостью может себе устроить блогер с аудиторией почти в полмиллиона человек. Лили анонсировала книгу за четыре месяца до старта продаж и регулярно записывала видео про создание обложки и печать в типографии. Плюс рассылка знакомым блогерам с не менее широкой аудиторией. Это и есть большая часть рецепта успеха.
2.
Girl Online
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
30 АВГУСТА 2016
АВТОР
Но Лили не первый бьюти-блогер, написавший книгу. В продажах с ней соревнуются с десяток ее коллег. Из них самая успешная, пожалуй, Зои Сагг (Zoella). Ее дебютный роман Girl Online про пятнадцатилетнюю девочку Пенни и ее бойфренда-музыканта Ноя оказался слаще крема на капкейках, но в первую же неделю побил рекорды продаж Дэна Брауна — почти 80 тысяч книг за семь дней. И ни признания в гострайтинге (с книгой «помогала» писательница Шивон Карэм), ни наивный сюжет не остановили двенадцатимиллионную аудиторию Зои. Сиквелы Girl Online: On Tour и Girl Online: Going Solo распродавались так же хорошо. Сейчас у блогера в планах новая книга — четвертая за последние четыре года. Помесь автобиографии и кулинарного сборника под названием Cordially Invited выйдет в октябре 2018-го, и фанаты оформляют предзаказы уже сейчас.
3.
Love, Tanya
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
29 ЯНВАРЯ 2015
АВТОР
По популярности с Зои может сравниться разве что еще один британский бьюти-блогер — Таня Бёрр. Ее первую книгу-автобиографию Love, Tanya более взрослые подписчики встретили с прохладцей и обвинили в слащавости. Но основная аудитория подписчиков в возрасте от 13 до 23 лет (а их у Бёрр больше трех с половиной миллионов) за считаные дни раскупила мемуары, полные историй из детства и семейных фотографий. Следующие две книги — сборник рецептов выпечки и сладостей Tanya Bakes и рождественский гид Tanya’s Christmas: Make, Bake and Celebrate завоевали сердца и более взрослой аудитории. И хотя Бёрр обвиняют в неточных рецептах и чрезмерном количестве сахара в них, книги раскупали еще на стадии предзаказа. Возможно, сказывается то, что они хорошо смотрятся в Instagram.
4.
Bloom: Navigating Life and Style
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
1 СЕНТЯБРЯ 2016
АВТОР
На эстетичности и «инстаграмабельности» выезжает и Bloom — дебютная книга блогера Эсте Лалонд. Это, кстати, единственная книга из подборки, которую приятно держать в руках, листать и в принципе иметь на кофейном столике в гостиной (желательно светлой и просторной, как на фото в книге). Но если пролистать красивые фотографии и вчитаться в текст, Эсте удивит. Неожиданно это не типичные приторные мемуары двадцатилетнего блогера, а остроумные и интересные размышления на тему вдохновения, взросления, эмиграции и депрессии. Эсте рассказывает, как случайно прошла ритуал аборигенов, где ей дали имя Танцующая Выдра На Искристой Воде, рассуждает о смене стиля с возрастом, «лечебных» кристаллах и даже дает рецепт своего любимого тоста с корицей. Удивительно, но такой разношерстный микс смотрится очень органично и читается на одном дыхании. Поэтому и продается так хорошо. Хотя, возможно, это заслуга более миллиона верных подписчиков.
5.
The Luxe Life: Everyday Luxuries for Lovers of Beauty, Fashion & Food
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
28 ИЮЛЯ 2016
АВТОР
Менее гармоничным получился сборник советов британки Флёр де Форс The Luxe Life. Это вроде и поваренная книга (закуски, десерты и коктейли для вечеринки), и гид по вечернему макияжу (ничего нового — доминирует красная помада), и гид по стилю, но вдруг там появляется кружок «очумелые ручки». Рассказы про то, как сшить рубашку, пришить помпоны к бикини и смастерить полочку для дома в The Luxe Life ничего, кроме удивленно поднятых бровей, не вызывают. Гораздо сбалансированнее у Флёр вышла ее первая книга The Glam Guide, написанная годом ранее. В ней есть как список запретных, по ее мнению, ингредиентов косметики, так и гид по макияжу и стилю (как подобрать кисти, что такое тональная основа, в гардеробе должно быть маленькое черное платье). Но то ли полтора миллиона поклонников Флёр больше интересуют ее коллаборации с Eyelure и M.A.C, то ли такие банальные советы проще прочитать в интернете, но книги особой популярностью не пользуются.
6.
Face: Make Up, Skincare, Beauty
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
1 ОКТЯБРЯ 2017
АВТОР
Если подумать о действительно полезной информации и огромной популярности, в голову приходят книги сестер Чапман и Найоми Смарт. Никола и Саманта Чапман, одни из самых популярных визажистов в мире, начали вести свой блог Pixiwoo в 2008 году. За десять лет они обзавелись двумя миллионами подписчиков, успешным брендом кистей Real Techniques и написали книгу Face, где поделились всем, что знают о макияже. Им удалось создать красивый информативный учебник, который можно смело ставить на полку рядом с книгами Бобби Браун и Кевина Окуана. Они рассказывают о типах тональной основы и способах маскировать герпес на губах, тонкостях использования блесток и как лучше красить глубоко посаженные глаза. И все это с прекрасными иллюстрациями и фотографиями Ник и Сэм за работой.
7.
Eat Smart: What to Eat in a Day – Every Day
ГДЕ КУПИТЬ
ДАТА ВЫХОДА
8 СЕНТЯБРЯ 2016
АВТОР
А вот бьюти- и лайфстайл-блогер Найоми Смарт написала поваренную книгу Eat Smart. Но в отличие от той же Tanya Bakes, где ни один рецепт не обходится без стакана сахара и пачки масла, книга Смарт — исключительно о «вкусной и здоровой пище». Несколько лет назад Найоми перешла на растительную диету и начала рассказывать о своем рационе двум миллионам зрителей на YouTube, после чего все-таки собрала все рецепты под одной обложкой. И хотя нескончаемый поток книг о ЗОЖ в основном вызывает у меня тоску, рецепты Найоми оказались удивительно вкусными. Например, кокосовые блинчики с манго и чили кон карне с киноа. Так считаю не одна я: Eat Smart попала на первое место в список бестселлеров и регулярно исчезает с полок.
Написание книги для бьюти-блогеров стало своего рода вехой в карьере. Первая рассылка средств на тестирование. Первый спонсорский пост. Первая сотня тысяч подписчиков и серебряная плашка в подарок от YouTube. Первая коллаборация с брендом. Собственный бренд. Первая книга. Но не всегда создание книги продиктовано желанием передать кому-то свои знания или поднять настроение читателю. В большинстве случаев это попытка оставить свой след в истории, «здесь был Вася» в мире литературы. Несложно представить, что после многомесячного промо на многомиллионную аудиторию книгу будут сметать с полок просто на волне обожания автора, но стоит ли оно того, если автору нечего сказать? А рецепт выпекания пончиков и совет про идеальное черное платье можно найти и в интернете.