Правда ли, что уход — это новый макияж? Да!
ТЕКСТ: Маша Ворслав
Натуральный макияж вечен. И при этом меняется. На смену мощным бровям и стробингу пришел тренд на почти «голую» кожу, иногда созданную исключительно при помощи ухаживающих средств. Разбираемся, откуда это все взялось и что будет потом.
Эстетика
На обложке нового журнала Paper Кристина Агилера появилась «без макияжа». На языке глянца это значит, что он был едва заметен: если вглядываться, можно увидеть тень карандаша для бровей, тонкие и, видимо, накладные ресницы, едва скатавшийся на веках консилер.
Это несоответствие между реальным отсутствием косметики и ее минимальным количеством называют no makeup makeup («макияж без макияжа»). Забавно, что для зрителя он может принимать какие угодно формы: кому-то бежевые смоки и телесная помада кажутся невидимыми, а кто-то и прозрачную пудру считает за обман.
Мода внутри самого no makeup makeup тоже есть, и сейчас он выглядит как никогда правдивым. Креативный директор Bobbi Brown Эдуардо Феррейра вспоминает, что после ярких 1980-х такой макияж бренды и люди принимали с трудом. «В натуральном макияже важно воссоздать здоровые полутона лица. Это было важно во все времена, просто раньше внутри no makeup makeup был тренд на розовые румяна, потом — на брови, а теперь — на губы», — объясняет знаменитый визажист.
Его коллега Юлия Рада вспоминает, как дела обстояли несколько лет назад: «Еще в начале моей карьеры один фотограф показал, как выглядит при увеличении перегруженная тоном и пудрой кожа, и объяснил, сколько сил потребуется, чтобы восстановить ее текстуру. Наверное, я попала в эпоху новой школы макияжа или мне повезло с учителями: я была воспитана на идее натуральности, естественности. Все, кому я ассистировала и у кого училась, делали именно такую кожу, в том числе для эдиториалов и рекламы».
Marc Jacobs, весна-лето 2015
Marc Jacobs, ВЕСНА-ЛЕТО 2015
CALVIN KLEIN, ВЕСНА-ЛЕТО 2018
GUCCI, ВЕСНА-ЛЕТО 2018
Marc Jacobs, ВЕСНА-ЛЕТО 2015
BALENCIAGA, ВЕСНА-ЛЕТО 2018
BALENCIAGA, ВЕСНА-ЛЕТО 2018
GUCCI, ВЕСНА-ЛЕТО 2018
Тем не менее до 2014 года моделей на показы красили полноценно: консилерами и корректорами перекрывали все признаки усталости, хайлайтерами добавляли блеска, подрумянивали щеки и губы, распушали брови. Показ Marc Jacobs SS 2015, где девушки вышли почти совсем без косметики, стал событием: Франсуа Нарс наказал только замазать одиночные прыщики (с множественными на шоу все равно не берут) и хорошенько увлажнить кожу. Про это написали все модные западные СМИ от Allure до The Cut, предвосхищая тренд на «сырую» красоту.
Предсказание сбылось: теперь «голыми» лицами особо не удивить. Будто бы незаконченный макияж появляется на самых модных показах — Balenciaga, Calvin Klein, Gucci. Остальные бренды тоже постепенно отказываются от видимой косметики и нередко выпускают моделей без туши на ресницах. Да, одновременно на подиумы выходят дрэг-дивы, но никогда еще процент «ненакрашенных» лиц не был так высок.
Фрэнсис Макдорманд на вручении «Оскара»-2018
«Есть ощущение, что и у клиентов вкус стал лучше, — подтверждает мысль Рада. — Они не хотят, чтобы визажист вылил на них половину средств, а хотят просто красиво, классно выглядеть. Даже просьба выделить скулы уже теряет актуальность. Возможно, это связано с тем, что визажисты выкладывают в соцсетях бэкстейджи с современным красивым макияжем. Их подписчики, а значит, клиенты видят это, понимают, что модно, и тоже так хотят. Круто, что роль макияжа немного меняется: он существует не чтобы что-то кардинально исправлять, а чтобы оформлять естественную красоту».
Главные адепты такой красоты среди знаменитостей — оскароносная Фрэнсис Макдорманд, которая давно без громких заявлений отказалась от макияжа, и Алиша Кис — она два года не красится даже на красные дорожки. То есть как не красится: ее визажист Дотти иногда рисует певице веснушки, матирует Т-зону и подсвечивает скулы бронзером. Больше из «краски» не использует ничего.
алиша кис
Но не стоит упускать из виду, что Кис делает массу ухаживающих процедур, которые и позволяют ей выглядеть блестяще. Дотти, в свою очередь, — поклонница органической косметики; на Кис она использует бестселлеры MV 9, Eminence, SK-II Facial Treatment Mask и, конечно, нефритовый ролик для массажа. После таких ухищрений любая более-менее здоровая кожа будет выглядеть по-глоссеровски свежо.
«Для меня работа с кожей — это самый важный и даже магический момент в макияже. Я очень стараюсь ее разгадать, наладить с ней контакт, понять, какие именно средства нужно использовать, чтобы ни с чем не переборщить, но при этом подать кожу в ее лучшем виде, сохранив изначальную красоту. Моя «любимая» кожа — живая, здоровая, напитанная, ухоженная, светящаяся изнутри», — говорит Рада.
Косметика
Одновременно с этим поветрием случился настоящий skincare-бум. Десять лет назад никто бы не поверил, что европейские и американские девушки массово будут следовать азиатской системе: двухэтапное очищение, несколько увлажняющих тонеров, санскрин. Социальные сети внесли свою лепту: до текстов и видео квалифицированных блогеров добраться теперь проще. Им доверяют больше, чем сайтам и журналам, и не без причины: их компетенция нередко выше, чем у бьюти-редакторов, и обязательства перед рекламодателями они выполняют с большей заботой о читателе. Словом, блоги вроде The Beauty Brains помогли людям понять, как работает ухаживающая косметика и как выбирать лучшее для себя.
Вслед за спросом на натуральность и развитием технологий поменялась декоративная косметика; средства, оставшиеся в первозданном виде с 1990-х или 2000-х, по пальцам можно пересчитать. «В моде кожа, которая выглядит как кожа. Появилось много гибридных формул для макияжа, которые одновременно ухаживают: в них новые технологии, новые ингредиенты. Такие тональные не дают эффекта маски — хотя, надо признать, на рынке все еще полно посредственных продуктов, выглядящих на коже ненатурально», — говорит Феррейра.
Мариана Зарагоза на CHRISTOPHER KANE, ВЕСНА-ЛЕТО 2018
Сейчас трудно найти хотя бы один тональный без ухаживающих ингредиентов, причем в любой ценовой категории. Для жирной кожи добавляют салициловую кислоту, без увлажняющей гиалуроновой не обходится почти ни одна основа для сухой, нормальной и зрелой кожи. Не говоря уже про солнцезащитные фильтры; лучше всего с ними у азиатских производителей. И да, в дорогих тонах по определению должны быть полезные для кожи ингредиенты — потому что именно за них, а еще удовольствие от использования покупатель платит.
Проблема в том, что наличие, скажем, витамина E в составе не означает, что с тоном кожа будет защищена от свободных радикалов и увлажнена (а именно это должен делать витамин Е в правильно сформулированном средстве). Так как разобраться в составах никто, кроме специалистов, не может, нам остается тестировать и изучать отзывы других людей. Благо информации сейчас полно и можно найти свотчи и обзоры практически на любой продукт.
дарья ВербовА для cÉline
Эдуардо Феррейра считает, что сегодня женщины носят меньше макияжа, чем пять и десять лет назад. Терри Барбер в подкасте Beauty Papers говорит, что одинаковые девушки с инстаграмными губами и бровями лично ему напоминают клонов — хотя он против только того, что для большинства людей эта эстетика становится единственным, насажденным вариантом. Какое из этих двух направлений победит, предсказать невозможно, да и не нужно. К счастью, макияж настолько незначительная часть жизни, что ему можно быть любым. И в этом его главная польза.