Blueprint
T

Как сменить работу в условиях кризиса

На волне кризиса и сокращений многие бросились пересматривать карьерный путь, покупать онлайн-курсы или искать вакансии в других странах. Но нередко это заводит в тупик — из-за слишком высокой конкуренции на рынке, недостаточности навыков или просто от выгорания и стресса. Вместе с экспертом Анной Алфимовой, управляющим партнером «Лаборатории карьеры», составили инструкцию о том, как в кризисное время планировать будущее, надо ли срочно осваивать новую профессию и в какие сферы лучше всего идти прямо сейчас.

Как сменить работу в условиях кризиса

Кажется, будто в поиске работы сейчас примерно все. Те, кто попал под волну сокращений в СМИ, специалисты, связанные с международной коммуникацией и сферой рекламы, да и просто работники направлений, в которых снизились бюджеты и запрос. «Количество задач резко сократилось, а количество людей с похожей экспертизой — увеличилось. Пока это не так глобально, и мы не видим резкого роста безработицы, но эта волна продолжает нарастать», — говорит Анна Алфимова.

Так стоит ли предпринимать что-то сейчас или лучше подождать?

Определите цели и возможности

Прежде чем срочно отдавать все накопления за годовой курс программирования с нуля, взвесьте все «за» и «против». Есть ли у вас финансовая подушка на время обучения? Если нет — готовы ли вы работать одновременно в двух направлениях? В какие сферы вы потенциально можете перейти, а какие — совершенно не про вас?


Если готовы к новому, то сейчас лучшее время. Лето — традиционно неактивный сезон, а вот март и апрель — удачное время для перехода. Обычно за месяц-два специалисты мидл-позиций успевают найти новые задачи или перейти в смежные направления. А вот если область совершенно новая, то будьте готовы, что переход может занять год или даже больше. Например, вы работали в медиа или в рекламе, но сейчас находитесь под угрозой сокращения. И не остается ничего другого, кроме как пересобирать себя. А для этого нужны новые компетенции и знания.


Не спешите менять профессию 

Во-первых, это стресс. Смена деятельности — такая же высокая эмоциональная нагрузка, как и потеря работы. Во-вторых, на джуниор-позиции очень высокая конкуренция. Допустим, вы редактор и хотите стать дизайнером. В этом случае лучше переходить постепенно, например, в коммуникации на стыке с UI/UX (User Interface — пользовательский интерфейс, User Experience — опыт пользователя. — Прим. The Blueprint), чтобы задействовать тот опыт, который уже есть.


Изучите сферы и вакансии, которые максимально близки к вашему функционалу. Можно перейти в контент-подразделения крупных компаний, во внутренние и внешние коммуникации. То есть сохранить профессиональное ядро, но с прицелом на немного другое направление. Худшее, что можно сделать сейчас, — перейти из медиа в IT, потому что быстро это сделать не получится. Если у вас критическая ситуация, выбирайте реалистичные варианты. И даже если пока реальной угрозы потерять работу нет и вы просто разрабатываете план Б, сначала изучите смежные направления, а не совершенно новые сферы. Потому что более плавный переход потребует меньше ресурсов — и финансовых, и эмоциональных.


Изучите компании 

Посмотрите рейтинги крупных, желательно российских компаний, которые будут развиваться в ближайшее время. Сейчас растет спрос в IT. Причем нужны не только разработчики, но и эксперты в сопровождении процессов: внутренние коммуникации, контент, маркетинг-подходы, упаковка продукта. Найдите инсайдеров — людей, которые уже работают там, поговорите с ними. Это поможет понять, как происходят процессы найма, какие продукты существуют, что из этого вы сможете быстро изучить. 


Также в меньшей зоне риска сейчас сферы здравоохранения и ретейла. То есть все, что связано с продажей товаров повседневного спроса. А из востребованных направлений — управление клиентским сервисом, HR, сохранение команд, удержание экспертов. Экспертиза в управлении процессами особенно пригодится — сейчас для компаний важно сжиматься и оптимизировать работу. Также востребованы аналитики данных. Тем более что войти в аналитику на старте не так уж сложно, особенно на «джуниорские» позиции. 


Для новичков есть беспроигрышный вариант — продажи. Это и IT, и сервис, телеком-банки, услуги, консалтинг, образование. Специалисты по продажам нужны всегда и везде, и главное — достаточно будет минимального набора знаний, все остальное можно быстро изучить на месте. Главное — умение и желание работать. 


Прокачайте резюме

Отправная точка для трудоустройства — качественное резюме. Причем нужно «подстраивать» его под разные вакансии и компании. Как лучше это делать?

•Если есть время — «усильте» свои навыки. Через знакомых, через биржи фриланса и удаленной работы, через проектную работу, волонтерство, НКО — чтобы за короткий период выполнить хотя бы несколько задач. Так вам будет что добавить в резюме и о чем рассказать работодателю.


•Отсмотрите как можно больше желаемых вакансий и требований к ним — это поможет «переупаковать» резюме.


•Собирайте всю информацию о позициях, ищите то, что часто повторяется, — а потом собирайте из этого набор навыков и компетенций, которые у вас есть.


•А теперь нужно подать это под соусом новой для вас индустрии.


Возьмем для примера продакта, который, работал в образовании, а теперь хочет перейти в IT и создавать софт. Акцент в резюме нужно делать на компетенции, которые важны для любого продакта:

— управление бюджетом;

— исследование клиентской аудитории;

— анализ рынка;

— создание MVP (минимально жизнеспособный продукт) и выпуск его на рынок;

— управление командой разработки (если был такой опыт). Если нет, то опыт включения в задачи других людей.


•Не нужно придумывать то, что вы не делали на самом деле, — делайте упор на уже сформировавшийся опыт.


Будьте готовы к новым условиям труда 

И речь не только о том, чтобы «падать» по уровню вознаграждения, особенно если речь идет о смене индустрии. Креаторам и дизайнерам, например, может быть сложно перейти в наём в крупный бизнес — там много бюрократической волокиты и условностей, к которым нужно себя подготовить. Крупные компании обладают большими ресурсами, но и большими сложностями во внутренней коммуникации и скорости принятия решений. Очень часто креативщики на интервью высказывают слишком ярое желание творить и иметь свободу действий, в то время как в корпоративном бизнесе все происходит по инструкциям и стандартам. Будьте готовы к монотонной и часто однообразной работе, а еще к тому, что вам не предоставят желанной свободы творчества.

Не игнорируйте подготовку к интервью 

Вы дошли до этапа интервью — и расслабились. Но это по-прежнему самая важная часть в трудоустройстве. Как себя вести?

•До интервью продумайте два блока вопросов — что особенно хорошо вам удается и с какими сложными задачами вы умеете справляться. Это упростит процесс коммуникации и сразу даст рекрутеру понять, что конкретно вы умеете решать. 


•Чем более логичным и слаженным будет рассказ о решении сменить работу, тем лучше. Как не надо делать? Говорить, что вы хотите от чего-то уйти: нестабильности, руководителя-самодура или переработок (это работает и не в кризисное время). 


•Показывайте намерение, связанное с конкретной компанией, а не с побегом от реальности и своих проблем. Хороший пример: «Я изначально строил свой путь таким образом, чтобы коснуться разных индустрий и видеть весь рынок целиком». 


•Отметьте, что вам близка миссия компании или продукт, который она выпускает. 


•Сбавьте ожидания. Вы должны понимать, что в любом бизнесе будут те же самые задачи, такие же переработки, такие же неадекватные клиенты. Идеальных компаний нет. 


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}