Песня из кинофильма
КУЛЬТУРА• МУЗЫКА
Текст: КАТЯ ФЕДОРОВА
Вспоминаем время, когда музыка из кино оставалась с нами надолго после финальных титр.
то объединяет все эти хиты кроме того, что они дебютировали на первых строчках хит-парадов и полны пафосных несбыточных обещаний? Все они написаны, записаны и перепеты, как в случае с Хьюстон, для кино в 90-е — время, когда музыкальный альбом, сопутствующий ленте, мог легко стать успешней самого фильма. Хороший пример тому — саундтрек «Телохранителя». Посредственный романтический триллер про нежную дружбу певицы и мужественного молчаливого охранника, который защищает ее от маньяка-убийцы, давно воспринимается лишь дополнительным визуальным рядом к сногсшибательному голосу Уитни Хьюстон. Шутка ли: заглавная песня более пяти месяцев продержалась на вершинах хит-парадов, а альбом 17 раз был платиновым, продался более чем 45-миллионным тиражом и заработал певице «Грэмми» за лучший альбом, которая раньше каким-то образом обходила ее стороной.
My Heart Will Go On, I Don’t Want to Miss a Thing, I Will Always Love You
—
если вам от 25 до 40 и вы ни разу не плакали, расставшись с бойфрендом, хотя бы под одну из вышеперечисленных песен, то:
1)
2)
там, где вы жили, не было электричества;
с вами просто никто не хотел встречаться (а значит, скорее всего, вы тоже под них плакали).
Ч
↑
«Телохранитель» стал, пожалуй, одним из самых интересных и долгих сюжетных видеоклипов 90-х
↑
Саундтреки не просто оставались на CD-полках киноманов. Они создавали целую дополненную реальность
Культура саундтрека была в особом почете более полувека: приглашать именитых композиторов написать мелодию для фильма было принято еще в золотой век Голливуда. Элвис Пресли только при жизни спел в более чем 20 картинах, а если у вас дома завалялась хоть одна «Золотая коллекция для влюбленных», будьте уверены — процентов 70 бокс-сета будут составлять хиты из кино 80-х. В 90-е же феномен достиг своего апогея.
«Саундтрек — это своеобразный посол фильма, благодаря которому люди о нем узнают и в идеале заговорят», — рассказывает директор по музыке Focus Feautures Дженнифер Таул. Киностудии часто использовали альбомы как инструмент промокампании, приглашая популярных артистов и выпуская по паре синглов еще до премьеры. После просмотра картины нас ждали песни на CD и видеоклипы с полюбившимися кадрами вроде культового хита школьных дискотек Turn Back Time датской группы Aqua из фильма «Осторожно, двери закрываются» или наивной и сладкой Lovefool их шведских соседей The Cardigans — той самой, под которую Клэр Дейнс заигрывала через аквариум с молоденьким ДиКаприо в «Ромео и Джульетте».
Саундтрек — это своеобразный посол фильма, благодаря которому люди о нем узнают и в идеале заговорят
↑
Тот самый момент из «На игле», музыка в котором решала все
↑
Под эту песню, игравшую в «Ромео+Джульетта», мечтало впервые поцеловаться не одно поколение старшеклассников
Зачастую разноплановые компиляции треков подсовывали нам новых музыкантов, пока еще этим не стали промышлять хитрые компьютерные алгоритмы. Вершиной жанра стал OST к блокбастеру «Годзилла» с подписью «Музыка, вдохновленная фильмом» — большинство песен в нем даже не звучали, что не помешало Сome With Me Шона Джона Паффа Пи Дидди Комбса играть в конце 1998 года из каждого окна.
Впрочем, как любят говорить в программах об истории рок-групп, «за кадром все шло уже не так гладко»: за каких-то пять-семь лет слава саундтреков тихой сапом сошла на нет. Возьмем хотя бы лауреатов премии «Оскар» последних лет: «Отель "Гранд Будапешт"», «Король говорит», «Гравитация» — да даже слезливые мелодрамы вроде «Виноваты звезды» подойдут. Помните хоть одну песню оттуда? То-то же. Саундтреки не перестали существовать, просто перестали иметь хоть какое-нибудь значение.
↑
Во-первых, все изменил интернет. Компакт-диски стали архаизмом, а на сборники мы смотрим лишь как на милые реликвии из детства. К чему нам теперь саундтрек «Жестоких игр» с идеальной подборкой ключевых имен 90-х — Blur, Skunk Anansie, Counting Crows, Placebo, Fatboy Slim и, конечно, The Vervе? Зачем, если после пары песен остальные посоветует читающий ваши мысли сервис вроде Spotify или «Яндекс.Музыки»? Хотите узнать про новых музыкантов? Их вам тоже порекомендуют в избытке. Нынешние подростки не станут хранить в коробочке сакральных сокровищ диск из «Титаника», когда музыку даже не скачивают из интернета, а просто слушают в облаках интернет-стриминга.
Конечно, можно пойти в ногу со временем и выпустить онлайн-саундтрек, но премьера альбома в интернете не освобождает киностудию от обязанности получить отдельные от фильма права на каждый из входящих в него треков. «Представьте набор из 12 песен, каждая из которых должна работать не только в плане креатива, но и с финансовой, и с политической стороны. Целый набор небесных тел должен выстроиться в удачную формацию, чтобы такой альбом увидел свет», — говорит Таул. И дело здесь не только в деньгах: студия-правообладатель может не хотеть, чтобы песня их артиста появилась в сборнике, если у него самого предвидится новый альбом или другие музыканты в списке — не надлежащего, по ее мнению, уровня. Отдавать выручку от продаж возможным конкурентам тоже никто особо не рвется. Так стоит ли создателям кино ввязываться в длительные переговоры ради трек-листа, который можно прослушать бесплатно?
Нынешние подростки не станут хранить в коробочке сакральных сокровищ диск из «Титаника»
И все же. Попробуйте представить убегающего от полиции Юэна Макгрегора, который советует нам выбирать жизнь без песни Lust for Life Игги Попа в самом начале «На игле». Или его передозировку под ласкающий слух Perfect Day Лу Рида. Или финальную сцену, когда Макгрегор ворует сумку с деньгами, чтобы начать новую жизнь, — ну представьте все это действо без клубного хита Born Slippy? И фильм был бы не «На игле», да и сама Born Slippy так и осталась бы малоизвестной песней с би-сайда альбома Underworld. Пусть время саундтреков в прошлом, но это не мешает нам вновь и вновь возвращаться к ним: для культового кино они стали чем-то сродни концертной футболке — сувениру, который всегда напоминает о лучших моментах твоей жизни.