Blueprint
T

ФОТО: СТЕФАН ЛИСОВСКИЙ

ТЕКСТ: САША ВАРЕНИЦА


СТИЛЬ: СОНЯ СОЛТЕС

интервью:
alyona alyona

МАКИЯЖ: ОЛЬГА ОСТАПЧУК

продюсер: юлия выдолоб

Прически: Павел Лотник


Под клипом «Рибки», появившимся на YouTube в октябре 2018-го, — несколько тысяч комментариев — в основном восторженных. Звонкий голос Алены Савраненко, 27-летней девушки, до недавних пор работавшей воспитательницей в детском саду в поселке Барышевка в Киевской области, и плотный звучный украинский хип-хоп, который она читает, захватывают слушателей далеко за пределами родной Украины. В апреле 2019-го Алена выпустила дебютный альбом «Пушка», летом ее ждет большой гастрольный тур. The Blueprint сфотографировал Алену в Киеве, куда она переехала недавно, и поговорил с ней про детство и лето у бабушки, отношение к славе и про то, как избавиться от того, что навязывает тебе общество.



Ты веришь в силу намерений?


Пожалуй, да. Мысли материальны. Если ты искренне веришь во что-то и если твои намерения честны и бескорыстны, то они обязательно реализуются. Это так и работает.  





Тренч и кроссовки, все — Comme des Garçons, брюки Burberry




Ты уверенно пела «Доня твоя переверне цю гру» [Дочь твоя перевернет эту игру] («Мамо»), «Біля мене ті, хто перевернуть цю гру» [Рядом со мной те, кто перевернут эту игру] («Відчиняй»), «Хитаю задом, хитаю зали» [Качаю задом, качаю залы] («Падло») задолго до того, как эти строки стали реальностью. Ты еще жила в Барышевке, но уже сочиняла тексты от имени рэп-звезды? 


Сто процентов так и было (смеется). Конечно, я уже тогда была настроена на результат. Не могу сказать, что я четко видела картинку будущего, но верила в то, что все получится. Когда я писала тексты, у меня был образ перед глазами: полный зал людей, и они качаются под мои треки. Но это были такие же простые люди, как я сама. В этих мечтах у меня не было какого-то особого статуса или большой известности. Мне просто хотелось делиться с людьми своей музыкой. 







За последние полгода твоя жизнь сильно изменилась. Звон в ушах стоит?


Ха-ха, звон в ушах не стоит. Но иногда под вечер сказывается усталость. За день происходит слишком много событий, все очень плотно расписано, каждая минута на счету. Когда я работала воспитателем в детском саду, там рабочий день заканчивался в 5–6 часов вечера. Сейчас я освобождаюсь к 10–11 вечера. Это пока непривычно. Стараюсь давать себе разрядку. Иногда прошу у команды дополнительный выходной, чтобы полноценно набраться сил.  






Что тебя расслабляет? 


Кардинальная смена деятельности. Это сразу переключает. Я очень люблю уединение с природой. Мне часто хочется уехать куда-то в лес, в тихое место, чтобы просто посидеть, послушать пение птиц и посмотреть на деревья. Еще помогает чтение книг. Я отключаю телефон, интернет, сажусь и читаю, не реагируя на внешние раздражители. Заряжают встречи со старыми друзьями, родными и близкими. Такое спокойное, неактивное времяпрепровождение. 





У тебя наверняка разрывается телефон. Ты читаешь все, отслеживаешь? 


Сейчас да, очень активно во все вникаю. Даже на ходу, в перебежках, листаю телефон, что-то кому-то отвечаю. Могу и в туалет с телефоном пойти (смеется). После выхода альбома я поняла, как много времени и сил это занимает. Бывает так. Я занята одним делом. Например, работаю в студии. Выхожу сделать передышку, отвлекаюсь на смартфон. Возвращаюсь, а я уже разобранная. «Разобралась», пока отвечала всем на директ в Instagram. У меня скоро тур, и я себе придумала план: буду выделять время на директ только три раза в день — утром, когда только просыпаюсь (15–20 минут), в обеденный перерыв и вечером перед сном. Все! В остальное время я просто не буду реагировать. Свожу ответы и диалоги до минимума: только самое необходимое и по сути. 






На улице тебя начали узнавать?


В Киеве да, узнают. В других городах пока не так массово. Хотя, например, вчера я была в Мариуполе, выступала на ГОГОЛЬFEST. Вечером после концерта решила выйти в магазин купить воды и просто не смогла пройти до магазина. В итоге попросила сходить за водой нашего диджея. Было темно, люди останавливали меня на каждом шагу, просили сделать фото. Я после концерта — без сил, фотографии не получаются. Нужно тратить кучу времени, чтобы найти там какой-то фонарь, и это все уже становится просто не в кайф. Сейчас только начинаю понимать, что такое райдер и почему лучше заранее покупать фрукты или водичку (смеется). 







Как изменил твою жизнь переезд в Киев? 


Я стала уделять больше времени творчеству. Тут вся инфраструктура для этого. Студия, место для репетиций. Я готовлюсь к будущим выступлениям, работаю со своей командой. Здесь я встречаюсь с журналистами, знакомлюсь с разными интересными людьми, со звездами в том числе. Но я стала уделять меньше времени семье, своему окружению в Барышевке. Стараюсь регулярно приезжать туда — хотя бы раз в пару недель, чтобы всех проведать. 


Хотя в целом да, жизнь изменилась кардинально! После выхода первых клипов я ведь еще жила в Барышевке долгое время. Ходила на работу, все было обыденно. Я видела, что происходит в социальных сетях, но как бы со стороны наблюдала за этим. Только в Киеве я до конца смогла осознать, что вообще произошло в последние полгода. 


Я творю где хочу! Села в наушниках и творю.



Киев был твоей мечтой? Ты любишь этот город? 


Киев был целью, но не мечтой. Я ведь в Киеве и прежде регулярно бывала. В 2015 году я впервые пробовала пожить здесь. Устроилась на работу в частном детском саду. Там был такой особенный садик, необычный. Мы работали по системе японского педагога Масару Ибуки (автор бестселлера «После трех уже поздно». — Прим. The Blueprint). Тогда зарплата в частном садике была в два раза выше, чем в государственном. Но и жизнь в столице намного дороже: жилье, проезд. Сначала обходилась по минимуму, но быстро поняла, что работаю себе в минус. Если позволить себе заболеть, или, например, приглашают тебя на какую-то свадьбу или день рождения, где нужно делать дорогой подарок, то все — я это просто уже не вытягивала по бюджету. Семь месяцев спустя приняла решение: пора домой. 


В тот момент Киев убил во мне творчество. Это стало еще одной причиной. Работа в две смены, много времени уходит на дорогу. У меня просто не оставалось времени ни на что другое. Я получила бесценный опыт, вернулась в Барышевку, поработала там еще несколько лет и теперь вот приехала снова. 


Жакет Comme des Garçons



В детстве ты идешь в школу и радуешься, замечая красоту вокруг.


Где тебе лучше пишется, дома в Барышевке или в Киеве? 


Сейчас уже все равно (смеется). Раньше, когда я жила в Киеве, мы снимали жилье вместе с девочками. Они были людьми не из музыки и уж точно не из хип-хопа. Педагоги. Они любили такие красивые, вокальные песни. И мне при них было сложно раскрываться, творить. Как-то неудобно. 


Но теперь, в нынешнем темпе, все поменялось. Я творю где хочу! Села в наушниках и творю (смеется). Меня не волнует, что там и как, нравится это кому-то или нет. У меня время творчества, сорри. 

Как ты обустроила свой быт в Киеве? 


Самое главное и самое важное, что я сделала первым делом, — привезла из Барышевки все свои вазоны с цветами. Они занимают полкомнаты (смеется). Теперь маме не нужно ухаживать за ними. Я сама лучше всех знаю, когда в какой день поливать, сколько лить воды и так далее. 



Любишь домашние растения? 


Да, очень! У меня с детства руки в земле постоянно. Сейчас я хочу себе восковой плющ купить. У меня уже есть один — с белыми цветками. Но я прочитала, что существует еще и с красными цветками. Очень хочу такой! Это, наверное, будет мое достижение, когда я найду его, выращу и он зацветет. Это крутое ощущение. Когда ты ухаживаешь за растениями, а они потом тебя благодарят — тем, что цветут. 


А так у меня дома все по-простому. Советская мебель, полочки для книжек и для моих женских штучек. Постелька, комод — вот и все! Я разве что купила себе красивые розовые шторы. Теперь комната такая девичья стала (смеется). 



«Лiтак» — это песня о твоем детстве в Барышевке? 


Нет, в Барышевке — это была уже юность. А мое счастливое детство прошло на Кировоградщине (ранее Кировоградская область — в центральной части Украины. — Прим. The Blueprint). Эта песня о том времени, когда у нас не было мобильных телефонов. Мы ходили к друзьям через улицу, звали их и просто кричали через забор (смеется). Помню, как делали домики под кустами невесты. Мы их так называли. Это куст такой, он белым цветет, а ветки опускаются прямо к земле. Там можно было спрятаться, какой-то маленький костер распалить, картошечки попечь. Мы делали домики на деревьях, играли в казаки-разбойники или кис-брысь-мяу. Мы целыми днями плавали в ставке. Бегали по полям, пасли коров, воровали с огородов зеленый горох (громко смеется). 


Детство — беззаботное время. В детстве ты идешь в школу и радуешься, замечая красоту вокруг. Вот оранжевый листочек упал на землю, а вот серебряный иней на вишне. Сейчас этого нет. Ты с самого утра куда-то бежишь, в голове — миллион задач, и ты просто не обращаешь внимания на эту красоту вокруг. В этом треке я говорю именно об этом. Что это самолетик (лiтак — «самолет» в переводе с украинского. — Прим. The Blueprint), он спрятался где-то «в летах». Потому что в детстве мы приезжали к бабушкам на лето. Хотя и зимой тоже приезжали. Но вот «на лето к бабушке» — это какое-то особое время. 



Я не употребляю, не фристайлю, не рисую граффити, не танцую брейк-данс.

На чем держится твой мир?


Мой мир держится на многих человеческих качествах. Мне приятно, что Вселенная подкидывает мне хороших людей. Пока ни у кого из них не было желания нажиться, что-то забрать у меня, привязать какими-то обязательствами. Это важно, что люди вокруг искренние и настоящие. Это то, что я вообще ценю превыше всего. Но жизнь — это такая штука… Ты никогда не знаешь, что будет завтра. 



Хип-хоп-культура как таковая тебя интересует? 


Конечно. В частности, украинская сцена. Мне хочется развивать ее, сотрудничать с разными артистами, помогать. Я могу делать это, обращая внимание на молодых ребят и привлекая их к общему движению. 



Название «хип-хоп артист» чаще всего подразумевает некие атрибуты — манера поведения, сленг, weed-романтика, стиль одежды и прочее. Тебе это близко? 


Это все клише. Да, есть какие-то характеристики собирательные. Они присущи многим, но не всем. Я не употребляю, не фристайлю, не рисую граффити, не танцую брейк-данс. Я даже скрэтч не умею делать! Я работаю в своей стезе и не думаю, что должна подчиняться устоявшимся правилам жанра. 



Назови три качества, которые ты ценишь в хип-хоп-артистах. 


Первое — это музыкальный вкус. Я обращаю внимание на качество музыки: есть ли у альбома концепция, насколько артист заморочился с аранжировками. Это все исходит от хорошего вкуса. Второе качество — самобытность. Берет ли артист с кого-то пример или идет своим путем? Третье — это его жизненное кредо. Важно, чтобы его тексты отражали его личные поступки или действия. В хип-хопе важна идея, которую артист несет в массы. Тогда он действительно вдохновляет. 


Это главные качества. Дальше начинаются нюансы: как артист читает, какой у него флоу, насколько хорош вживую. 





Кстати, по поводу флоу — тебе самой какая манера ближе? 


Я об этом не думаю. Читаю как чувствую. Так, как само ложится. А техник-то самых разных, их очень много. 

Про тебя говорят, что ты ближе к грайм-артистам вроде Skepta или Stormzy, которые очень быстро читают. В твоей музыке — это один из самых ярких приемов. 


Это совпадение. Мне нравится плотно заполнять словами каждую строчку. Я всегда так писала, еще с юности. Без пауз, интервалов. Там, где у других по четыре слова в строчке, мне всегда хотелось сделать длиннее, все заполнить. Мне просто хочется больше сказать, вложить в каждую историю больше деталей. Потом уже, когда читаешь вживую, нужно делать это очень быстро, чтобы успевать за музыкой (смеется). 

Думала уже про второй альбом? Что на нем будет?


Я еще столько всего хочу сказать! Столько еще хочу поднять серьезных, важных тем. Первый альбом получился репрезентативным. Да, он в основном обо мне, о моей личной истории. Но я еще даже не начинала говорить об окружающем мире. Потому творческих кризисов я не боюсь. Кризисы — такая штука, они приходят и уходят. 

Есть темы, о которых ты хотела бы поговорить, но журналисты пока об этом не знают?


Да, такие темы есть, конечно. Сейчас всем интересно, кто я. Это логично и понятно. Такой этап. И я пока не делала в своем творчестве никаких посылов о социальных проблемах, о природе. 

Творческих кризисов я не боюсь.

Это то, что тебя интересует? 


Да. Как педагогу мне близки социальные вопросы, проблемы общества. Не могу их не замечать и буду помогать решать эти проблемы, как смогу. В том числе детям очень хочется помогать. 

А природа? Что ты имеешь в виду? 


Экология. Серьезная проблема для Украины. Она и в мировом масштабе существует, но у нас по некоторым вопросам — совсем беда. Еще защита животных. 



Платок Burberry, рубашка Levi’s



У тебя есть желание стать активисткой? 


Да, есть такие планы. Помимо экологии мне есть что сказать по теме бодипозитива. Женщин вообще нужно поддерживать. В Украине еще такая актуальная проблема, как насилие над женщинами в семье. Эта проблема замалчивается. Столько всего, о чем я бы хотела сказать! Но я считаю, что лучше не словом, а делом. Пока аккумулирую мысли, знания и силы. 

Что ты хотела бы сказать женщинам, которые ищут себя? 


Самое главное — это перестать зависеть от общественного мнения. Мы так устроены, что зависим от похвалы, поощрения. Но вместо того чтобы хвалить, родители часто говорят, что ты глупый, неправильный, странный. Так делай, так не делай. Если уйдешь с работы, тебя осудят. Если разведешься, тебя осудят. Столько всего навязанного нам обществом и родителями! От этого нужно избавляться, учиться слушать и слышать себя, пытаясь понять, чего ты хочешь на самом деле. Эгоистична ли твоя цель или она поможет кому-то кроме тебя? Если да, то твоя цель имеет место на этой земле. Нужно пропускать все через эту призму, искать себя. А когда найдешь, то дальше важно развиваться. Не бояться что-то делать, ни от кого и ни от чего не зависеть. 

Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}