Так победим
В эти дни вспоминаем главные пацифистские художественные акции — как Леннон и Оно привлекали внимание общественности к войне во Вьетнаме, зачем Бренер вызывал Ельцина на боксерский поединок в 1995-м и о чем «Балканское барокко» Марины Абрамович, получившее в 1997-м «Золотого льва» в Венеции.
Первая перчатка
«Голубь мира»
«Герника»
Балканское барокко
В постели за мир
Домашнее насилие
1937
Пабло Пикассо, «Герника»
В 1937 году легион «Кондор», подразделение люфтваффе, был отправлен в Испанию для поддержки националистов Франсиско Франко в гражданской войне в Испании. За несколько часов на город Герника в Стране Басков было сброшено несколько тысяч бомб, около двух тысяч человек (по самым скромным подсчетам) из шеститысячного населения оказалось под руинами. Город горел три дня.
В эти три дня Пабло Пикассо, который в то время готовился ко Всемирной выставке в Париже, начал писать «Гернику», которая станет одной из его самых знаменитых работ и одним из программных антивоенных художественных высказываний ХХ века. Огромную картину (семь на три метра), которую он завершил всего за месяц, показали на Парижской выставке, и там она стала причиной ожесточенных споров. Пикассо обвиняли в том, что он стал «пропагандистом» и «забыл об искусстве», многих смущал максимально мрачный тон произведения.
Согласно знаменитому апокрифу, который впервые появился в воспоминаниях друга художника архитектора Ле Корбюзье, во время оккупации Парижа к Пикассо в студию зашли немецкие офицеры, которые, увидев репродукцию картины, спросили: «Это вы сделали?» — «Нет, это вы сделали», — ответил Пикассо.
1969
7 дней — с 25 по 31 марта 1969 года — самая на тот момент знаменитая пара молодоженов в мире, один из лидеров The Beatles Джон Леннон и художница Йоко Оно, провели в постели в отеле Hilton в Амстердаме под практически круглосуточным наблюдением представителей международной прессы. Занимались они не тем, чем традиционно занимаются в свой медовый месяц молодожены, а протестом против войны во Вьетнаме, которая в 1969 году была в самом разгаре. Протест Леннона и Оно тогда заключался в максимальном информировании населения: в кровать в Hilton к ним тогда приехал каждый уважающий себя журналист, всем пара рассказывала о гуманитарной катастрофе во Вьетнаме.
Акция называлась «В постели за мир», через некоторое время Леннон и Оно повторили перформанс в Монреале, куда Джон пригласил главного пропагандиста ЛСД Тимоти Лири, отца битников Аллена Гинзберга, правозащитника Дика Грегори и еще десяток друзей и соратников по пацифистскому движению. В постели же Леннон сочинил и впервые исполнил песню Give Peace a Chance.
Джон Леннон, Йоко Оно. «В постели за мир»
1995
1 февраля 1995 года на Лобном месте на Красной площади, где до ХХ века в России оглашали все царские указы и приводились в исполнение казни, появился мужчина в боксерских трусах и перчатках и стал кричать: «Ельцин, выходи!». Вокруг него скакали его товарищи, которые снимали все происходящее, а неподалеку стоял еще один мужчина, размахивающий огромным черным флагом. Дежурившие на площади милиционеры, предварительно созвонившись с ФСК (через два месяца службу переименуют в ФСБ), мужчин через полчаса арестовали.
В отделении милиции выяснилось, что «боксером» был художник Александр Бренер, а флагом размахивал поэт Алексей Цветков, а все происходящее было художественной акцией. «Первая перчатка», которая не закончилась поединком Бренера и Ельцина, была направлена против войны в Чечне, куда в декабре 1994 года были введены российские войска. На декабрь 1994 — март 1995 года пришелся самый кровавый период войны, в частности, штурм Грозного.
Выпущенный в тот же день Бренер, до самого знаменитого перформанса которого оставалось еще два года (в 1997 году в Амстердаме он нарисует на «Белом кресте» Малевича знак доллара в знак протеста против коммерциализации искусства), спустя всего десять дней устроит еще одну антивоенную акцию: во время службы в Богоявленском Елоховском соборе в Москве он выбежал к алтарю, стал кричать «Чечня! Чечня!» и разбрасывать листовки, призывающие к прекращению войны.
Александр Бренер. «Первая перчатка»
1997
Марина Абрамович. «Балканское барокко»
Антивоенный перформанс «Балканское барокко» Марина Абрамович показывала на Венецианской биеннале, где в тот год получила главный приз — «Золотого льва». Работа была посвящена «любой войне», но было очевидно, что в 1997 году художница, родившаяся в Белграде, в первую очередь имела в виду гражданскую войну в Югославии.
Во время «Барокко» Абрамович сидела на огромной куче свежего мяса и разделывала его, параллельно она пела народные песни и общалась с публикой. Частью перформанса стала и венецианская жара: от мяса шел дикий смрад. «Вы не сможете смыть со своих рук кровь, как нельзя смыть позор войны. Но все же очень важно преодолеть это чувство», — говорила Абрамович, которая в «Барокко» работала с темой коллективной вины. В одном из своих интервью она говорила: «Каждый раз, когда меня спрашивают, откуда я родом, я отвечаю (особенно американцам): „Этой страны больше не существует, потому что вы ее разбомбили, уж простите“».
2005
Без сомнений самый известный уличный художник современности всегда работает с максимально знакомыми широкой аудитории символами. В 2005 году во время своего визита в Израиль он сделал работу по мотивам «Голубки» Пикассо — с 1949 года одного из главных международных символов мира. Пикассо нарисовал белую голубку с оливковой ветвью в клюве в поддержку Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего с 20 по 25 апреля 1949 года в Париже и Праге, где обсуждалось, как восстанавливать международные культурные связи после Второй мировой войны.
Бэнкси, в реалиях ХХI века и на фоне непрекращающегося арабо-израильского конфликта, надел на голубку Пикассо бронежилет и нарисовал на нем красную мишень. Граффити появилось на Израильском разделительном барьере, отделяющем Израиль от Западного берега реки Иордан. Надо сказать, что довольны пацифистской работой Бэнкси были далеко не все — художника довольно быстро обвинили в том, что он «украшает стену, символизирующую войну».
Бэнкси, «Голубь мира»
Вафа Биляль. «Домашнее насилие»
В 2007 году в знак протеста против войны в Ираке американский художник иракского происхождения Вафа Биляль (он бежал в страну, скрываясь от режима Саддама Хусейна) начал месячный перформанс и эксперимент «Домашнее насилие» (изначально акция должна была называться «Выстрели в Ирак», но от этого названия художник в итоге отказался).
В течение этого времени он жил в чикагской галерее современного искусства FlatFile — все это время за ним можно было наблюдать через круглосуточно подключенную к интернету веб-камеру. Камера была синхронизирована с пейнтбольным ружьем, и любой пользователь/зритель мог выстрелить из него в художника (стреляли желтой краской — желтые ленты тогда носили люди, поддерживающие американскую армию). Целью этой акции было продемонстрировать публике, что значит — постоянно жить под прицелом (по аналогии с авиационными и ракетными ударами американской армии). За месяц в него выстрелили порядка 60 000 раз посетители сайта из 128 стран.
2007