Список культурных дел
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
На этой неделе изучаем влияние Африки на русское искусство, вспоминаем раннее творчество Леоса Каракса и переживаем радикализацию Европы вместе с искусствоведом Изабель Грав.
Выставки
1
что:
«Элио Чиол. От неореализма к Аквилее»
где:
Центр современного искусства «Арсенал»
когда:
6 мая — 23 июля
Иногда 94-летний итальянский фотограф Элио Чиол в шутку говорит, что родился в камере-обскуре — в юности, которая пришлась на годы Второй мировой войны, он помогал отцу-фотографу проявлять и печатать принесенные солдатами пленки. Это предопределило не только выбор профессии Чиола, но и стиль, в котором он будет работать. Чиол, «выпускник» школы неореализма, стремился максимально точно зафиксировать послевоенную Италию — полуразрушенную и обнищавшую. Этим периодом его творчества начинается ретроспектива фотографа в нижегородском «Арсенале», которую к облегчению зрителя продолжает другая более гламурная эпоха: Италии «Похитителей велосипедов» наследует Италия «Сладкой жизни», которую Чиол документировал с не меньшим азартом.
2
Летний сезон в Петербурге проходит под знаком африканского искусства. В Манеже открылось «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки», теперь вот в Русском музее рассказывают о влиянии Черного континента на отечественных авангардистов. Во времена, когда Константин Маковский представлял холст «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир», Кузьма Петров-Водкин писал «Негритянку», а Зинаида Серебрякова — «Марокканку в белом», афрофутуризм (в глобальном тренде на который мы разбирались здесь) в своем современном виде еще не существовал, а творческие «командировки» художников в Египет, Марокко, Тунис и Алжир проходили вполне в рамках колониальной европейской культурной повестки. Надеяться на то, что в Русском музее поездки Петрова-Водкина и его коллег будут критически осмыслены, не приходится, но все равно — это редкая возможность увидеть вместе тематические картины сразу всех звезд русского авангарда.
что:
«Африка в русском искусстве»
где:
Русский музей
когда:
21 июля — 14 августа
Кино
1
что:
«Дурная кровь»
Визитная карточка главного романтика европейского кино и не лишнее напоминание о том, что Жюльетт Бинош — самая красивая актриса на свете. «Дурная кровь», вторая часть «Трилогии Алекса» Каракса, в которой 25-летний режиссер (пока еще в статусе вундеркинда), как любой приличный французский автор, признавался в любви американскому жанровому кино и демонстрировал, что у Годара появился достойный ученик. С сюжетной точки зрения перед нами нуарная антиутопия про будущее, в котором вирус поражает всех, кто занимается сексом без любви. С эстетической — фильм, который будто бы снял восставший из гроба и послушавший Дэвида Боуи Жан Кокто.
где:
В кинотеатрах страны
когда:
С 20 июля
2
что:
«Донни Дарко»
где:
В кинотеатрах страны
когда:
С 20 июля
Культовый дебют Ричарда Келли с Джейком и Мэгги Джилленхол в повторном прокате. Линч для «поколения игры Doom», один из стилеобразующих фильмов нулевых, то ли триллер, то ли детектив, то ли своеобразная экранизация Сэлинджера, с годами становится только лучше, оставаясь все таким же загадочным. Старшеклассник Донни Дарко просыпается однажды ночью, выходит на улицу и «знакомится» с человеком в ростовом костюме зловещего кролика, который обещает, что конец света наступит через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. В 2023 году каждый из нас немного Донни.
3
что:
«Времена года: кино и сезоны»
где:
Еврейский музей и центр толерантности
когда:
13 июля — 17 августа
У Еврейского музея новая кинопрограмма, посвященная изображению времен года в кино. На этой неделе показывают и обсуждают зиму (впрочем, для того, чтобы взбодриться в летней Москве, самое то) — нуарный фильм режиссера Николаса Рэя «На опасной земле». С холодным временем года его связывает лос-анджелесская премьера в январе 1952 года и, собственно, сюжет. Детектива Джима Уилсона (звезда вестернов Роберт Райан) за слишком жестокие методы работы отправляют из мегаполиса куда подальше — в заснеженный горный поселок Уэстхэм, где ему предстоит найти убийцу и многое понять о себе самом.
Перфоманс
1
что:
Летний кубок Московского поэтического слэма им. Вл. Маяковского
где:
Центр «Зотов»
когда:
21 июля
«Давайте, товарищи, шагать в ногу», — писал Владимир Маяковский. В центре «Зотов» шагнули и совместно с Центром Вознесенского решили вместо набившего оскомину поэтического вечера провести поэтический слэм: участники будут зачитывать свои произведения, музыканты импровизировать им в такт, а зрители и ведущие, поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская, судить, хвалить, а может, и стыдить. К слову, мероприятие входит в программу «Маяковский Weekend», в рамках которой рекомендуем и прогулку-медиацию по выставке «Логос: голос конструктивизма» в сопровождении художника Ивана Симонова.
Книги
1
что:
«В другом мире. Заметки 2014-2017»
Автор:
Изабель Грав
Вторая в портфолио издательства Ad Marginem книга Изабель Грав, профессора теории и истории искусства Штеделевской школы и одного из самых «гламурных и радикальных» современных искусствоведов (по мнению журнала Purple). И хотя в интервью она признавалась, что не имеет утренней привычки документировать свои наблюдения, «В другом мире» построена где-то на границе дневникового и критического письма. «В другом мире. Заметки 2014-2017» — вымышленный дневник, в котором Грав подводит личные и не очень итоги последней пятилетки — смерть родителей, движение #MeToo, Brexit и общая радикализация Европы.
2
что:
«Бархатная кибитка»
Автор:
Павел Пепперштейн
Автор, который практически в одиночку отвечает в российском искусстве за «психоделический реализм», называет свою книгу «эйфорическим детективом», исследующим разные типы детства: каким оно было у «хулиганов», как его проживали «отличники» и как — «богема». Внутри книги фрагменты юношеских произведений Пепперштейна склеены с его же воспоминаниями о, например, советских домах творчества, жизни между Москвой и Прагой и разводе родителей. И хотя Пепперштейн напрямую не отвечает на вопрос о том, куда же бежит детство, ностальгическое (а скорее псевдоностальгическое) желание вновь гонять голубей по крышам невольно провоцирует.