Blueprint
T

Список культурных дел

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

На этой неделе изучаем влияние Африки на русское искусство, вспоминаем раннее творчество Леоса Каракса и переживаем радикализацию Европы вместе с искусствоведом Изабель Грав.

Выставки

к следующему пункту

1

 что:

«Элио Чиол. От неореализма к Аквилее»

 где:

Центр современного искусства «Арсенал»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

когда:

6 мая — 23 июля

Иногда 94-летний итальянский фотограф Элио Чиол в шутку говорит, что родился в камере-обскуре — в юности, которая пришлась на годы Второй мировой войны, он помогал отцу-фотографу проявлять и печатать принесенные солдатами пленки. Это предопределило не только выбор профессии Чиола, но и стиль, в котором он будет работать. Чиол, «выпускник» школы неореализма, стремился максимально точно зафиксировать послевоенную Италию — полуразрушенную и обнищавшую. Этим периодом его творчества начинается ретроспектива фотографа в нижегородском «Арсенале», которую к облегчению зрителя продолжает другая более гламурная эпоха: Италии «Похитителей велосипедов» наследует Италия «Сладкой жизни», которую Чиол документировал с не меньшим азартом.

2

Летний сезон в Петербурге проходит под знаком африканского искусства. В Манеже открылось «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки», теперь вот в Русском музее рассказывают о влиянии Черного континента на отечественных авангардистов. Во времена, когда Константин Маковский представлял холст «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир», Кузьма Петров-Водкин писал «Негритянку», а Зинаида Серебрякова — «Марокканку в белом», афрофутуризм (в глобальном тренде на который мы разбирались здесь) в своем современном виде еще не существовал, а творческие «командировки» художников в Египет, Марокко, Тунис и Алжир проходили вполне в рамках колониальной европейской культурной повестки. Надеяться на то, что в Русском музее поездки Петрова-Водкина и его коллег будут критически осмыслены, не приходится, но все равно — это редкая возможность увидеть вместе тематические картины сразу всех звезд русского авангарда.

 что:

«Африка в русском искусстве»

 где:

Русский музей

когда:

21 июля — 14 августа

Кино

к следующему пункту

1

 что:

«Дурная кровь»

Визитная карточка главного романтика европейского кино и не лишнее напоминание о том, что Жюльетт Бинош — самая красивая актриса на свете. «Дурная кровь», вторая часть «Трилогии Алекса» Каракса, в которой 25-летний режиссер (пока еще в статусе вундеркинда), как любой приличный французский автор, признавался в любви американскому жанровому кино и демонстрировал, что у Годара появился достойный ученик. С сюжетной точки зрения перед нами нуарная антиутопия про будущее, в котором вирус поражает всех, кто занимается сексом без любви. С эстетической — фильм, который будто бы снял восставший из гроба и послушавший Дэвида Боуи Жан Кокто.

 где:

В кинотеатрах страны

когда:

С 20 июля 

2

 что:

«Донни Дарко» 

 где:

В кинотеатрах страны

когда:

С 20 июля 

Культовый дебют Ричарда Келли с Джейком и Мэгги Джилленхол в повторном прокате. Линч для «поколения игры Doom», один из стилеобразующих фильмов нулевых, то ли триллер, то ли детектив, то ли своеобразная экранизация Сэлинджера, с годами становится только лучше, оставаясь все таким же загадочным. Старшеклассник Донни Дарко просыпается однажды ночью, выходит на улицу и «знакомится» с человеком в ростовом костюме зловещего кролика, который обещает, что конец света наступит через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. В 2023 году каждый из нас немного Донни.

3

 что:

«Времена года: кино и сезоны»

 где:

Еврейский музей и центр толерантности

когда:

13 июля — 17 августа 

У Еврейского музея новая кинопрограмма, посвященная изображению времен года в кино. На этой неделе показывают и обсуждают зиму (впрочем, для того, чтобы взбодриться в летней Москве, самое то) — нуарный фильм режиссера Николаса Рэя «На опасной земле». С холодным временем года его связывает лос-анджелесская премьера в январе 1952 года и, собственно, сюжет. Детектива Джима Уилсона (звезда вестернов Роберт Райан) за слишком жестокие методы работы отправляют из мегаполиса куда подальше — в заснеженный горный поселок Уэстхэм, где ему предстоит найти убийцу и многое понять о себе самом.

Перфоманс

к следующему пункту

1

 что:

Летний кубок Московского поэтического слэма им. Вл. Маяковского

 где:

Центр «Зотов»

когда:

21 июля

«Давайте, товарищи, шагать в ногу», — писал Владимир Маяковский. В центре «Зотов» шагнули и совместно с Центром Вознесенского решили вместо набившего оскомину поэтического вечера провести поэтический слэм: участники будут зачитывать свои произведения, музыканты импровизировать им в такт, а зрители и ведущие, поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская, судить, хвалить, а может, и стыдить. К слову, мероприятие входит в программу «Маяковский Weekend», в рамках которой рекомендуем и прогулку-медиацию по выставке «Логос: голос конструктивизма» в сопровождении художника Ивана Симонова.

Книги

в начало

1

 что:

«В другом мире. Заметки 2014-2017»

Автор:

Изабель Грав

Вторая в портфолио издательства Ad Marginem книга Изабель Грав, профессора теории и истории искусства Штеделевской школы и одного из самых «гламурных и радикальных» современных искусствоведов (по мнению журнала Purple). И хотя в интервью она признавалась, что не имеет утренней привычки документировать свои наблюдения, «В другом мире» построена где-то на границе дневникового и критического письма. «В другом мире. Заметки 2014-2017» — вымышленный дневник, в котором Грав подводит личные и не очень итоги последней пятилетки — смерть родителей, движение #MeToo, Brexit и общая радикализация Европы.

2

 что:

«Бархатная кибитка»

Автор:

Павел Пепперштейн

Автор, который практически в одиночку отвечает в российском искусстве за «психоделический реализм», называет свою книгу «эйфорическим детективом», исследующим разные типы детства: каким оно было у «хулиганов», как его проживали «отличники» и как — «богема». Внутри книги фрагменты юношеских произведений Пепперштейна склеены с его же воспоминаниями о, например, советских домах творчества, жизни между Москвой и Прагой и разводе родителей. И хотя Пепперштейн напрямую не отвечает на вопрос о том, куда же бежит детство, ностальгическое (а скорее псевдоностальгическое) желание вновь гонять голубей по крышам невольно провоцирует.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}