Blueprint
T

Арт-карта

«Немосквы»

Выставка в Манеже в Санкт-Петербурге «Немосква не за горами» показывает работы 80 авторов из 21 города России. The Blueprint решил не высказываться вместо художников об искусстве в регионах, но предоставить слово им самим. Мы расспросили участников выставки о состоянии искусства в их родном городе, источниках вдохновения, а также местах силы — галереях и музеях, которые обязательно нужно посетить.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":16,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Искусство в Кемерово находится в плотной связке с двумя городами „сибирского треугольника“ — Томском и Новосибирском. Коллаборации размывали границы, и крупные инициативы выходили за рамки города. Центром тяжести долго был студенческий театр КемГУ „Встреча“, на его базе проходил фестиваль „Тезисы“ — сильное событие, основанное на импровизационной музыке. Площадку закрыли по административным причинам три года назад, и инициатива перешла краткосрочному проекту Vovne — лофту, основанному на средства организаторов без надежд на самоокупаемость. Кемеровский институт культуры готовит кадры для государственных нужд, но есть и пространство для свободных маневров: я веду курс проектной фотографии, как и Школа Родченко или „ФотоДепартамент“. Также строится кластер искусств, открылись филиалы Мариинского театра и Русского музея. Насколько рабочий проект — поглядим. Надеюсь, массивный центр официальной культуры образует противовес — волну независимого искусства».

Кемерово


Александр Никольский:


«В нашем городе важно следить за всеми понемножку. У нас хорошее дружное комьюнити: и трудолюбивые одиночки, и совсем безумные маргиналы. Вдохновляют инициативные люди, способные без бюджета организовать веселые движухи — художественные ярмарки на колхозном рынке, экспозиции в барах, арт-резиденции в гаражах. Есть галереи и выставочные залы, например, Дом художника и галерея Академии искусств, но лично мне там скучновато. С Москвой не сравнить, но есть музей для больших событий, есть и самоорганизованные инициативы — такие, как «Пушка» (еженедельная ярмарка молодых художников, проходящая где придется) или самообъявленная резиденция «Гараж: гараж» (в настоящем гараже)».

Красноярск


Саня Закиров:


«Главные черты города — его отдаленность от столиц, размеренность, исторический центр, обилие мест в упадке. Искусство в Омске находится на типичном для провинции уровне: полторы галереи и уйма художников, хороших из которых — единицы. Выставки в Омске делать сложно, но можно. Из официальных площадок это ГМИО (Государственный музей „Искусство Омска“), из альтернативных — галерея „Левая нога“. Первая — с непривычным для города помещением, но порой скучными выставками из фонда союза [художников]. Вторая — небольшое, уютное и довольно интересное по духу место, но часто с пустым содержанием. Частично мне нравится, чем занимается Павла Маркова. В этом году ее работы были на Триеннале в „Гараже“. Также отмечу Арину Горобец: она делает цветы и абстракции, клеит их на улице. Это сочетание тонкой мокрой бумаги и незаконченных, обрывистых рисунков производит нужный эффект».

Омск


Антон Гудков:

«В Кирове есть отдельные художники, которые занимаются современным искусством. Но комьюнити нет. Единственные выставки, которые мы имеем, в основном организованы Союзом художников и проходят в художественном и краеведческом музеях. От этого есть некоторое беспокойство и растерянность. Также есть пара небольших выставочных залов, где выставляется Союз художников. Из интересных я бы выделил Елукова Игоря, Бояринцева Сергея и Двинянинова Бориса, а также Андрея Драченкова».

Киров


Василий Конов-Гредин:

«Искусство в Перми сейчас в плачевном состоянии: Гельмана подвинули, Курентзиса подвинули… и не осталось сильных проектов. Что-то, конечно, происходит, но все в духе зон селфи и фастфуда. Искушенному зрителю вроде меня скучно.


В городе меня вдохновляет сама атмосфера хтонической Перми, алкоголики и наркоманы, ну и пермское быдло, кем являются почти все пермяки. Выставки можно смотреть в Центре городской культуры и иногда в краеведческом музее. Да и в этих местах мне скучно. В остальных местах вообще появляется зашквар типа пермской арт-резиденции.


Но интересно следить за Эдуардом Бенкендорфом, Ваней Лукиных, Кириллом Крестом — он самый аутентичный из нас всех. Да, еще интересный проект пермского панка Саши Спичек. Есть еще несколько человек, но за ними я не слежу — знаковые какие-то работы отмечаю, но это редко».

Пермь


Алексей Илькаев:

«Состояние искусства в Иркутске оставляет желать лучшего, но зато есть высокое небо и солнце, гурманская еда, водные пространства и Байкал — мы там ужинаем и смотрим на горы, закаты. Художники есть, но нет институций и союзов. Есть галереи, которые иногда экспонируют работы, задающие критические вопросы. Классическое искусство чувствует себя хорошо — есть сильная школа живописцев, графиков и скульпторов. Современное лучше всего смотреть в галерее Броншетейна, «Диас» и «Революции», временные экспозиции в студии на Карла Маркса (в феврале будет выставка и программа о современном искусстве). Еще есть Музей на свалке. Важно следить за программой инициатив местных художников «Functio/Функция»: арт-резиденция «НОА-студия», мозаика-парк «Сказки Байкала» и детская арт-школа «Мурашки». Также есть «Устье. Арт-резиденция на Байкале» от Ивана Кравченко, галерея «32 дня». Ну и художники, чьи имена стоит запомнить: Степан Шоболов, Александра Янченко, Гриша Шаров, Антон Климов, Катя Шрамко, Евгений Маслобоев, Вероника Самборская».

Иркутск


Елена Аносова:

«Искусство в Калининграде в переменчивом состоянии. Знаете, у моря есть приливы и отливы — так и здесь: то шторм, то полный штиль. Мы ходим в пространство «Ворота» и новую галерею «Розенау», которая открылась в историческом здании мясокомбината. А так можно сказать, что весь город, с его историей и постоянно меняющимся устройством, — одна большая выставка про разрушение и созидание. Из калининградских художников важно следить за живописью Мити Забелина, проектами Антона Забродина, новыми фильмами Юрия Васильева. Забелина и Васильева, кстати, сейчас можно посмотреть на Триеннале в музее «Гараж».

Калининград


Арт-группа «Нежные бабы» Александра Артамонова и Евгения Лаптева:

«После снятия карантина искусство в Тюмени вот-вот проснется, и будет активная арт-жизнь, но пока еще нет какой-то стабильности: люди уезжают и приезжают. После карантина многие вернулись, и от этого жизнь пошла активнее: проводятся перформансы, выставки, читки. Была арт-резиденция «Закат», также я недавно закрыла свою персональную выставку. В дальнейшем собираемся с ребятами делать перформансы, музыкальные джемы.


Выставки можно смотреть в конторе пароходства: есть там выставочный зал, не идеальный, но есть, и там активно проводятся выставки. Сейчас там готовится выставка современных художников. Важно следить за комикс-школой Space Cow (Гоша Елаев, Маша Фоот, Леша Жуликов), за Костей Росляковым, Аленой Козиол, Темой Долгих, за деятельностью Германа Преображенского, за фестивалем уличного искусства «Морфология улиц».

Тюмень


Александра Мельникова:

«Последние несколько лет я ощущаю в Нижнем Новгороде нарастающую активность. Все больше людей из профессионального сообщества и не только приезжают к нам посмотреть искусство. Высокую планку задает музей Арсенал, кроме того, сказывается перенос в Нижний Новгород государственной премии в области современного искусства «Инновация», которая проводится здесь вот уже второй год. Помимо Арсенала выставочные события проходят в особняке галереи Futuro и в пространстве галереи «9Б». Есть несколько проектов художников, которые не относятся к выставкам в привычном понимании, но открыты для посещения. Это проект Артема Филатова в нижегородском крематории, периодические события от галереи «Толк» и безымянная загородная локация, где есть несколько и моих инсталляций. Для меня важно следить за художниками нашей нижегородской мастерской «Тихая».

Нижний Новгород


Владимир Чернышев:

«В Томске живы несколько разных версий термина «искусство»: от образовательного art & science и арт-сквоттинга до станковой живописи и фестивалей уличного искусства. Все это похоже на экосистему, в которой разные виды «искусства» учатся дружить.


Сходить можно в анархогалерею «Ars котельная», галерею Locus, галерею «В главном», музей «Профессорская квартира», краеведческий музей. Также в художественном музее есть классная коллекция иконы. А следить важно за группой «18:22» — это сестры Сарычевы, как мы их зовем. Вокруг котельной существует децентрализованное художественное сообщество, ушедшее от логики «моноавторства в искусстве». Есть группа «Лу & Ко»: Лукия Мурина и Коля Исаев совершают важную работу с историей, за ними обязательно следить тоже!»

Томск


Митя Главанков:

Санкт-Петербург


Анастасия Вепрева:


«В Петербурге можно что-либо делать с нуля без особых трудозатрат — места и сообщества возникают из дружеских связей и взаимопомощи. У этого есть и обратная сторона. Без финансовой и институциональной поддержки инициативы «выгорают», и на их место приходят новые, часто не знающие о предыдущих. Отсутствие поддержки, художественной критики и саморефлексии — проблема. Самые интересные места на карте — «Студия 4413», коммунальная галерея «Егорка», ДК Розы, Институт физиологии им. И. П. Павлова, галерея FFTN, загадочная новая «Ассамблея», Kunsthalle nummer sieben и номадическая галерея «Странствующая Голубая Кабинка». Обо всех стараемся писать в нашем журнале «К.Р.А.П.И.В.А.», который тоже является низовой художественной самоорганизацией, а также лекарством от амнезии».

«Новосибирск — город продаж, строительства. Атмосфера не располагает к арт-деятельности. Город молодой и не накопил культурный бэкграунд. Он не понимает и не ценит современное искусство. Все хоть немного интересные молодые художники вымываются в Москву.


Меня Новосибирск вдохновляет своей пустотой — культурной, эстетической, исторической. Город сам по себе скучный, поэтому можно делать в нем все, что угодно. Например, я и мои друзья делаем фестиваль научного стрит-арта «Графит науки», и мы же делаем арт-маркет «Дёрн». Есть сообщество художников и студия печатной графики, к которым можно присоединиться, — Zoska Print (Академгородок), есть фестиваль стрит-арта «Окрашено» и фотостанция — самиздат на платформе «Сигма» о фотографии в Сибири и за ее пределами. Выставки можно посмотреть в «ЦК19», галерее «Пост», «Фаб8», «Мастерской Крикливого и Панькова», арт-центре «Красный».

Новосибирск


Янина Болдырева:


{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}