Blueprint
T

OVCHARENKO: от Кулика до Пепперштейна

Сегодня галерее OVCHARENKO (до 2018 года она называлась «Риджина») исполняется 30 лет. За это время на ее выставках успели побывать леопарды, поросята и проекты, получившие главные премии в области современного искусства. The Blueprint попросил основателя галери, Владимира Овчаренко, рассказать о семи самых важных выставках галереи. К сожалению, одного из героев материала, Ивана Чуйкова, вчера, 12 ноября, не стало: 85-летний художник умер в Германии от осложнения коронавирусной инфекции.

Экспозиционер: Олег Кулик, 1992

Олег Кулик собрал работы современных ему художников, так или иначе задействующих тему анималистики. Две самые яркие акции фестиваля задействовали животных буквально: это был проект Анатолия Осмоловского «Леопарды врываются в храм», в котором участвовали живые леопарды, и работа самого Олега Кулика, «Пятачок делает подарки» с ритуальным разделыванием живой свиньи, мясо которой раздали посетителям.

«Пятачок делает подарки»

«Пятачок делает подарки»

Владимир Овчаренко:


«Сейчас даже трудно представить, что художественный проект может вызвать бешеный интерес широкой публики — как это было тогда. А в 90-е страна находилась в развалинах, и сильнее всего пострадала экономика: магазинные полки — пустые, сбережения населения испарились. Выставка в галерее "Риджина", которая тогда находилась на окраине Москвы, в 15 минутах ходьбы от метро "Преображенская площадь", вызвала волну негодования. "Бедный пятачок" стал героем дня, многие видели в безобидном перформансе труп страны или коммунизма.


Мне больше запомнился перформанс Анатолия Осмоловского "Леопарды врываются в храм". То, что сейчас модно называть "партиципаторным" искусством, мы смогли реализовать в 1991 году в чистом виде. Осмоловский создал проект, в котором зритель мог почувствовать себя в железной клетке при свободно разгуливающих в галерее настоящих леопардах. Это мне запомнилось на всю жизнь, это было неповторимо».

«Леопарды врываются в храм»

Экспозиционер: Олег Кулик, 1992

Живопись и графику 29 художников, включая Илью Кабакова и Бориса Орлова, держали солдаты. Их посетители не видели: только руки через прорези в специально построенных стенах.

«Искусство из первых рук»

Владимир Овчаренко:


«Рота солдат Российской армии за специально построенными стенами галереи дышала громко. Было слышно, как командир раздавал четкие указания — "направо, налево, хватай, перекур". Шедевры искусства находились в крепких и надежных руках — и в итоге остались в целости и сохранности. А главная идея проекта — "искусство из первых рук" — стала нашим девизом».

Владимир Овчаренко и Олег Кулик

Олег Кулик и Эдуард Лимонов

«О красоте», групповая выставка.

Куратор – Дэн Камерон. 1995

37 работ о прекрасном: есть и российские художники — от Мамышева-Монро до Африки, и западные: от Пьера и Жиля до Деборы Касс.

Каталог к выставке

Владимир Овчаренко:


«1995 год. И в Москве топовые художники со всего мира: Пьер и Жиль, Марико Мори, Сильвия Флери, рядом с которыми российские звезды: Тимур Новиков, Ольга Чернышева. Плюс звездный американский куратор — Дэн Кэмерон, 10 лет курировавший проекты в нью-йоркском New Museum — самом модном на тот момент. Екатерина Деготь для газеты «Коммерсантъ» написала о проекте так: «Первая международная выставка, сделанная модным западным куратором в московской галерее (очередное ура галерее „Риджина“), неизбежно будет восприниматься как хрестоматия интернационального стиля вообще».

Приглашение на выставку

И на открытии случился незапланированный перформанс Бренера — он отхлестал букетом роз куратора за то, что тот не взял его работ на выставку. Слава богу, Бренер предусмотрительно срезал шипы, а то не удалось бы избежать международного скандала.

Иван Чуйков, «Прибор для изменения пустоты и бесконечности». 2001

Выставка всего одного объекта: параллелепипеда со сложной системой зеркал, преломлящих друг друга.

Владимир Овчаренко:


«Работа Ивана Чуйкова 2001 года теперь в коллекции Третьяковской галереи. Иван Чуйков — настоящий романтик, мы сделали с ним несколько выставок, и я горжусь этим. А его проект 2001 года выглядел следующим образом: ты заходишь в темный зал и вдруг в его центре обнаруживаешь „Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности“, где в боксе, выстроенном из стекла, прозрачного с одной стороны и зеркального — с другой, открывался лабиринт — зеркальный, бесконечный, недоступный и завораживающий».

Работа с выставки «Балаклавский кураж»

Сергей Братков, «Балаклавский кураж». 2009

В рамках параллельной программы Третьей Московской биеннале современного искусства в галерее «Риджина» Сергей Братков представил персональную выставку с большой видеоинсталляцией и новыми фотографиями. Подростки в его инсталляции ныряют в воду, куда, как намекает инсталляция, нырять небезопасно. Автор утверждает, что это проект о важности куража, фоном к видео играет песня группы «Звери».

Владимир Овчаренко:


«Одна из тех выставок, которые не хочется закрывать. Находиться на ней было чистым наслаждением — несмотря на то, что все время работы галереи, 8 часов в день, нам приходилось слышать одну и ту же песню — „Мы встретимся с тобою у первого подъезда“ группы „Звери“. Уже позже Роман Билык был недоволен, что Братков использовал его хит, — но как настоящий коллекционер искусства махнул на это рукой. Выставка получила государственную премию „Инновация“ за 2009 год».

Виктор Алимпиев, «Волшебный хруст». 2011

Видеоэссе Виктора Алимпиева, которое трудно описать словами.

Владимир Овчаренко:


«У Виктора Алимпиева много последователей среди молодых художников. Как смешать музыку, театрализованный видеоряд, при этом создав киноабстракцию при участии реальных актеров, — в этом Алимпиеву нет равных. Кому-то его искусство может показаться скучным, но это возможно только в одном случае: если ты спешишь куда-то, как обычно. Но сейчас, в 2020-м, когда мы поняли цену каждой секунды, он стал особенно актуальным. Вот об этом и была эта выставка в 2011 году — о мимолетности и о вечности».

 Павел Пепперштейн, «Святая политика». 2014

Выставка, возможно, самого остроумного художника современности — 10 картин и рисунки.

Владимир Овчаренко:


«Проект 2013 года, в котором Павел идеально реализовал свой дар пророка и предсказателя. Вроде выставка картин, каждая из которых — книга, которую еще нужно суметь прочитать. Идеальное произведение искусства. Тексты к картинам заслуживают отдельного внимания: Wow!, Europa inTrouble, »*** (проклятая) цивилизация небоскребов убивает радость жизни и превращает все в тошнотворный дебилизм«, «Война с гигантским ребенком». Все, что Пепперштейн предсказал, сбылось — так мы понимаем сегодня. А 7 лет назад стало ясно, что Пепперштейн смог сделать смелый авангардный проект и получил за него заслуженно Премию Кандинского".

Павел Пепперштейн. Из серии «Святая политика»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}