Шейла Мецнер о своих портретах знаменитостей
6 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка Шейлы Мецнер — знаменитого фотографа, которая одинаково узнаваемо снимает арктические пейзажи, голливудских звезд, жителей Монголии, многополосные сюжеты для Vogue и рекламные кампании модных марок. Ей позировали Ума Турман, Дэвид Линч, Тильда Суинтон, Ким Бейсингер и Уиллем Дефо; в числе ее клиентов — Valentino, Fendi и Ralph Lauren. Мы встретились с Шейлой во время ее приезда в Москву и попросили вспомнить истории нескольких ее снимков.
Уоррен Битти в образе гангстера
Когда я только начинала фотографировать, у меня взял интервью корреспондент газеты Daily News. Он говорил со мной о первой выставке, на которой были фотографии только близких друзей и членов моей семьи. Журналист спросил, что я хочу делать дальше. Я ответила, что меня интересуют вазы, Эмпайр-стейт-билдинг и Уоррен Битти. Несколько месяцев спустя, когда я отдыхала в своей квартире в Верхнем Ист-Сайде, моя маленькая дочь Стелла подбежала ко мне с телефоном, сказав: «Мама! Мама! Тебе звонит Уоррен Битти!» Я взяла трубку — на другом конце действительно был он. Он сказал: «Ну что? Я слышал, ты хочешь сделать мои фотографии?»
Я сразу начала рассказывать, что вижу его в белой рубашке с красными инициалами, вышитыми на нагрудном кармане. Он прервал меня: «Подожди, не так быстро». Между этим разговором и самой съемкой прошло 10 лет — тогда он снимался в «Красных», а встретились мы на площадке фильма «Багси», истории об американском гангстере Багси Сигеле. В этом образе я и снимала Уоррена. Битти предложил мне создать промофотографии для премьеры. Они, правда, так никогда и не были использованы, но я их сделала, поверьте! И Аннетт Бенинг я тоже снимала для «Багси», еще до того, как они с Битти поженились. Вообще Битти предлагал сделать фотосессию ню, в стиле какого-то другого фотографа. Но я ответила отказом, потому что не работаю «в чьем-то стиле». Мы, кстати, до сих пор дружим. И все благодаря тому интервью для газеты!
Ума Турман и землетрясение
Кажется, первой знаменитостью, которую я снимала, была Ума (Турман). Я знаю ее с рождения. Я общалась с ее родителями, так как они как-то жили в том же здании, что и моя семья. Один из ее братьев ходил в ту же школу, что и моя дочь. Так что наша встреча была неизбежной. Но я фотографировала ее, еще когда она была ребенком, когда снимала всю их семью. И однажды, спустя примерно 16 или 17 лет с тех пор, мне позвонила из Лондона Грейс Коддингтон и сказала, что нашла девушку, которую мне точно понравится фотографировать. Я спросила, как же ее зовут, а Грейс ответила: «Ума». Тогда я подумала, что в мире может быть только одна Ума, и это точно моя Ума. Это была далеко не последняя наша съемка. Она буквально менялась на моих глазах.
Могу рассказать вам историю про то, как съемку испортила плохая погода. Это было с Умой. В Лос-Анджелесе, на съемках рекламной кампании нового аромата для одного французского бренда. Был очень сильный ветер, Санта-Ана. И мы не могли перенести съемку на другой день, потому что у Умы очень плотное расписание. Но мы не могли снимать из-за погоды. Поэтому переместились в студию, однако, естественно, вышли не такие эффектные снимки, как хотелось бы.
Еще мы как-то делали съемку с Умой в национальном парке в Калифорнии. Она тогда была занята в каком-то фильме, поэтому у нас было очень мало времени. Мы делали большую рекламную кампанию Shiseido. Было 10 представителей от компании, вся моя команда и часть команды фильма Умы, потому что его снимали параллельно. Все было в порядке. Я много раз снимала рекламу для телевидения, так что это было просто. А когда мы вернулись в Four Seasons, началось сильное землетрясение. С нами все было хорошо, но, как оказалось, эпицентр землетрясения был в локации нашей съемки. Пожалуй, мы выбрали худший день для съемки в этом месте.
Vogue, пол маккартни
и магия пленки
Особое впечатление на меня произвела съемка кутюрных коллекций в Париже. Была зима, мне позвонила Анна Винтур и попросила снять бэкстейджи показов на пленку. Я точно помню это ощущение, когда я и моя ассистентка возвращались на самолете домой, пленка была еще не проявлена — она была свернута в рулоны и лежала в сумке у меня под ногами. И я перебирала ее руками, представляя, что же мы получим после проявки, — она буквально растекалась по моим пальцам, словно золото.
Когда снимаешь на пленку, все строится на ощущениях. Ты, с одной стороны, просто знаешь, когда нужный кадр получился и дальше снимать нет смысла. А с другой — все время думаешь, что что-то упускаешь. Все время нужно предугадывать, каким будет следующее движение модели, чтобы успеть поймать необходимый кадр. Раньше же еще не было оцифровки или плейбэка — ты не мог увидеть результат сразу. К тому же сейчас фотографам помогают визажисты и стилисты, продюсеры. Раньше всем занимался сам фотограф. Если клиент нанимал тебя как фотографа, то сильно рисковал, потому что ты был единственным, кто видел снимок до его публикации.
Но иногда магия пленки имеет обратный эффект. Из-за него у меня есть история о съемке, которая, к сожалению, так и не состоялась. Она должна была быть с Полом Маккартни, его женой и детьми в Beverly Hills Hotel. Мы с семьей остановились в том же месте во время недели «Оскара» и просто случайно встретились с Полом в бассейне. Я предложила ему сняться с семьей прямо там — представляете: Пол, его дети, жена, солнце, бассейн — должны были получиться отличные кадры. Мой муж тогда только подарил мне новую «Лейку», и с ней было тяжеловато справиться. Я думала, что правильно выставила экспозицию, но, увы, оказалось не так — и кадры пришлось выбросить. Не представляю, как так вышло.
Дэвид Линч и мертвая птица
Сейчас моя главная творческая амбиция — снять всех своих 14 внуков. Не одновременно, не вместе. Хочу сделать портрет каждого из них. Я часто думаю о том, где это будет, как они будут одеты. Для меня нет разницы в том, кто сидит перед камерой, моя дочь, внуки или знаменитость. Я часто общаюсь с режиссерами, писателями, сценаристами, художниками и актерами. Если хочу поработать с кем-то, просто пишу сообщение или письмо. Иногда я даже не знаю, что кто-то из моих героев известен. Для меня нет этой дистанции, о которой все говорят.
Я начинала с фотографий друзей и близких, потом снимала звезд, например, Дэвида Линча, Джессику Лэнг, Джима Шеппарда. Все они в большей степени часть другого времени. Главное, что я могу получить какое-то новое знание от них, понять что-то новое. Когда-то меня интересовала режиссура — и так я встретилась с Дэвидом Линчем. Всегда есть что-то завораживающее в работе с такими людьми. Просто потому, что они сами по себе необыкновенны. Знаете, что всегда лежит у Дэвида в морозилке? Птица. Она умерла, когда пролетала мимо его сада, полностью засеянного кактусами. Вот так: заглядываете в холодильник, видите ванильные йогурты на нижней полке, поднимаете глаза чуть выше — пожалуйста, замороженная птица!
Женщины, мужчины
и Ralph Lauren
Самая приятная часть моей работы — в том, что все, кого я снимаю, становятся моими друзьями, а иногда — почти членами семьи. Я начинала с портретов друзей и близких. Потом появлялись новые знакомства, новые портреты: актеры, режиссеры, модели. Кто-то приглашал меня на свадьбы, мы часто ужинали друг у друга в гостях. И так укреплялась связь.
Я люблю фотографировать и мужчин, и женщин. Конечно, они по-разному раскрываются, но все зависит от конкретного человека, не от пола. Помню, как снимала мужчин для мужской линии Ralph Lauren. Знаете, это были мужчины особого типа, такой особый вид мужчин Ральфа. Точно так же есть и особый вид женщин Ральфа — их я тоже фотографировала. Может быть, дело в том, что, когда я фотографирую людей, не важно, мужчину или женщину, я говорю им: «Запомни: я та, кого ты сейчас любишь». Когда такое говоришь незнакомому человеку — все сразу меняется. Кстати, мой сын использовал этот прием во время свиданий, когда был молод. А еще я научила его, когда не знаешь, что сказать, говорить: «Я смотрю, как красиво свет падает на твое лицо», — это тоже всегда срабатывает!
Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.