История одной фотографии — «Обезьяна с пистолетом» Альберта Уотсона
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В «Галерее Люмьер» продолжается выставка «Альберт Уотсон» об авторе культовых портретов Стива Джобса, Альфреда Хичкока и Энди Уорхола. Записавшимся на экскурсию покажут знаменитые работы Уотсона и частную коллекцию авторских отпечатков его американского коллеги Дэвида Лашапеля. Но Альберт снимал далеко не только знаменитостей. Серия о шимпанзе Кейси и самая известная фотография из нее, та, где Кейси держит пистолет, тоже его рук дело. Ее история — в материале The Blueprint.
Monkey with Gun, 1992 © Albert Watson
Cын физрука и циклоп
Будущий кавалер ордена Британской империи, автор полутора сотен обложек для Rolling Stone и Vogue Альберт Уотсон родился в Эдинбурге в семье физрука. Много лет спустя, в 1994 году, он опубликует свою первую книгу, которая будет называться «Циклоп», поскольку «...с рождения я видел только левым глазом», — объясняет Уотсон. Что, впрочем, не помешало ему отучиться на графического дизайнера в шотландском Данди, а затем поступить в лондонский Королевский колледж искусств на факультет кино и телевидения. Однако настоящей страстью Уотсона была фотография.
В 1970 году 28-летний шотландец перебирается вместе с женой в США. Они селятся в Лос-Анджелесе — там Элизабет Уотсон получает работу учительницы начальных классов, а Альберт пытает счастья в фотографии. Познакомившись с арт-директором Max Factor, Уотсон налаживает связи с представителями GQ и Harper’s Bazaar, и делает для последних прославившую его серию с Альфредом Хичкоком, держащим за шею рождественского (мертвого) гуся. На дворе — 1973 год. Великобритания вошла в ЕС, в Нью-Йорке открывается Всемирный торговый центр, а наш герой становится знаменит. Спустя пару лет он выиграет Grammy за обложку альбома Come and Gone группы Mason Profit с плачущим индейцем, в 1976-м получит работу в Vogue и переберется в Нью-Йорк. Дальше будут портреты Джека Николсона, Тупака Шакура и Энди Уорхола, постеры для «Убить Билла» и «Кода да Винчи»... И серия с обезьяной.
Monkey with Gun, 'Contact', New York City, 1992 © Albert Watson
Выставка «Альберт Уотсон», Галерея Люмьер
Незаряженный Smith & Wesson
Лапа, держащая на снимке пистолет, принадлежит шимпанзе по кличке Кейси: «В 1992 году я фотографировал Кейси для коммерческой работы, и мне так понравилось, что я попросил дрессировщика вернуться на следующей неделе в мою студию в Вест-Виллидж, — рассказывает Уотсон эксклюзивно для The Blueprint. — Я провел целый день, фотографируя Кейси». На тот момент Альберт — звезда, он уже успел запечатлеть Майка Тайсона в зените славы и дуэт Джаггера—Ричардса из The Rolling Stones, так что серия с шимпанзе выглядела в его портфолио, с одной стороны, неожиданно. А с другой стороны, еще в семидесятых, во времена первых контрактов с Vogue, Уотсон параллельно работал над личными проектами и, например, фотографировал руки цветочницы из Марокко или даму в пальто, сливающемся со скалами на Оркнейских островах. Вот и Кейси не на шутку увлек Уотсона: «Я сделал множество его портретов. Крупные планы частей тела, забавные кадры с Кейси в различных нарядах вроде китайской одежды или костюма фокусника, а также несколько фотографий, на которых он позирует в креслах, включая антикварный трон с леопардовой обивкой».
Casey on his Leopard Print Throne, 1992 © Albert Watson
Кейси, по словам Уотсона, «...был отличной моделью. Все, что от меня требовалось, — это показывать, что Кейси должен делать на съемочной площадке. И он идеально следовал этому, лучше, чем многие люди-модели... Дрессировщик, конечно, тоже помог», — добавляет фотограф. Револьвер Smith & Wesson, который Кейси держит на самом известном снимке из серии, «...разумеется, незаряженный. И поскольку пистолет довольно тяжелый, Кейси было удобнее держать его направленным вниз, на землю. Но я хотел, чтобы пистолет был направлен вверх, потому что это было более выразительно и графично». Так и получилось — в снимке читается ирония и железобетонная серьезность, антимилитаристское, зоозащитное высказывание в нем совмещается с, возможно, невольным оммажем «Планете обезьян» 1968 года. «Я думал обо всем этом, но при этом старался создать графически мощную и технически безупречную фотографию, — вспоминает 82-летний фотограф. — В конце концов я оставляю за зрителями право решать, что эти фотографии значат для них».
Планета обезьян
В новое тысячелетие Альберт Уотсон вошел в статусе живой легенды. В 1993-м он запечатлел совсем еще юную Кейт Мосс для немецкого Vogue — съемки затянулись дотемна, и поздним вечером «...она сказала мне, что в тот день ей исполнилось девятнадцать». Изгиб обнаженного тела на фоне африканской пустыни (снимок был сделан в Марракеше) стал очередной визитной карточкой фотографа. В 1994 году, как мы уже упомянули, он опубликовал свою первую книгу фотографий — «Циклоп», а затем вышло «Марокко» в 1998-м и «Альберт Уотсон» в 2007-м. На коробке выпущенного семь лет назад издательством Taschen альбома Kaos изображена как раз фотография Кейси с пистолетом в лапе. Внутри — громадный талмуд, обитый искусственным мехом. Сольные выставки классика — от венского KunstHaustWien до московского МАММ — регулярно проходят во всех уголках мира. В 2015-м королева Елизавета II наградила его орденом Британской империи.
За свою полувековую карьеру Альберт Уотсон запечатлел сотни голливудских актеров, музыкантов, художников, великих режиссеров и спортсменов. Но у шимпанзе особое место в этом ряду: «После съемки, — рассказывает Уотсон, — мы с дрессировщиком сидели на кухне моей студии и пили горячий чай, который очень понравился Кейси. В какой-то момент я дунул на свою чашку, и когда поднял голову, Кейси тоже дунул на свою, имитируя меня. Это одна из моих самых любимых съемок».