Blueprint
T

Главные выставки ноября

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Ходить на выставки надо уметь. Чтобы начать с политической карикатуры «Кукрыниксов», продолжить отзвуками конструктивизма в «Русском невероятном» и не закончить в «Смирительной рубашке» (вернее, в ней, но не так, как вы подумали), The Blueprint посоветовался с диетологами от искусства и составил список полезных для здоровья ноябрьских экспозиций.


1 «КУКРЫНИКСЫ»


В московском «Манеже» пройдет первая за полстолетия масштабная выставка «Кукрыниксов» — знаменитого трио карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Экспозиция, приуроченная к 100-летию образования коллектива, будет включать в себя более трех сотен предметов из музеев и частных коллекций. Помимо знаменитых плакатов, скажем, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» или «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером» здесь можно будет увидеть малоприличную карикатуру на правительство Виши и «вполне “благонадежную” Статую Свободы». Резонансность работ «Кукрыниксов» военного периода в наши дни вполне очевидна, но организаторы собираются продемонстрировать творчество союза во всей его полноте — а это значит, что на выставке найдется место и для дружеских шаржей художников, и для книжной иллюстрации (с которой, к слову, вчерашние выпускники ВХУТЕМАСа начинали свой путь), и даже для пейзажей с натюрмортами.


01.11 – 15.12

Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва


2 «ПАНДОРА. РАСПАКОВКА»



Поговорить «об искусстве и женщине» через призму древнегреческого мифа о Пандоре предлагает участница международных биеннале во Франции, Корее и России Аннушка Броше — выставка «Пандора. Распаковка» посвящена 25-летию творческого пути художницы. Через диалог ранних работ с новыми произведениями в диапазоне от керамики до инсталляций Броше выстраивает нарратив о телесном и социальном переживании женщины. Первое — парадоксальное — переживание сочетает хрупкость тела с силой духа, природные ограничения с созданием новой жизни. Второе посвящено анализу эстетического как такового: как менялось восприятие женской красоты в обществе? А красоты вообще? Общая рифма в виде мифа о первой женщине Пандоре, впустившей в мир несчастья, беды, но и надежду, «распаковывает» все эти мысли в неожиданном ключе: ведь источник несчастья и надежды один и тот же. И это женщина — Пандора.


01.11 — 01.12

ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/2, Москва



3 «ЛЕВ БОРОДУЛИН. СПОРТ»



Если вы вдохновились сериалом «Игры» и отчаянно затосковали по советскому спорту, или же в том случае, если вам полюбился фотоальбом Наума Грановского, выпущенный Галереей Люмьер, то мы крайне рекомендуем посетить выставку младшего современника Грановского, фотографа Льва Бородулина. Бородулин, учившийся на художника, довольно быстро осознал, что его тянет в спортивную фотографию — после войны он станет корреспондентом журнала «Огонек», на страницах которого восславит спорт во всех проявлениях. Гимнастика, баскетбол и прыжки в воду на его фотографиях действительно похожи на картины — отчасти благодаря студенческому бэкграунду Бородулина, отчасти из-за его неутомимого новаторства в поиске углов съемки и использования специфических приемов вроде «рыбьего глаза». МАММ привезет в Санкт-Петербург фотографии с Олимпийских игр в Мехико, Риме, а также, например, из Токио — в Японии советского фотографа признавала лучшим общенациональная газета «Асахи симбун».



02 — 30.11

МАММ, Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург




4 «DATURA»




Фраза «род растений семейства Пасленовые» звучит не слишком впечатляюще без необходимого пояснения — речь идет о дурмане, ядовитом растении, получившем латинское имя «datura» то ли от арабского, то ли от санскритского глагола «колоть». Колоть зрителей галлюциногенными полотнами можно с разными целями, но у челябинской художницы, соосновательницы кураторской группы «Клоповник» Иры Свиридовой, намерения более чем благородные — двойственная натура токсичного и вызывающего к жизни волшебные фантазии растения лейтмотивом проходит через экспозицию в самарской «Нулевой комнате»; здесь джунгли и лес трансформируются в «...место где все живет, меняет формы, зарождается и истлевает». Главное, быть осторожным — иначе с вами может случиться то же, что и с девочкой из стихотворения Бунина, которая «дурману наелась», а «наутро губки почернели, лоб посинел...». Хорошего понемножку.


04.11 — 01.12

Центр современной культуры «Нулевая комната», Самара




5 «ДМИТРИЙ ИКОННИКОВ.                          МЕСТО, ГДЕ МНЕ ВСЕГДА ХОРОШО»




«Тишина вдавилась в уши,

Давит мне на перепонки.

Нервы стали очень тонки,

Словно желтые соломки»


— это стихотворение Дмитрия Иконникова-Ципулина, художника-графика, члена-корреспондента Российской академии художеств, ушедшего из жизни пять лет назад, как нельзя лучше описывает его картины. Что триптих «Московская жесть», посвященный столичным крышам, что картина «Венеция. Наводнение», рассказывающая о мировой культуре, оставляют впечатление замершей напряженной тишины: будто еще чуть-чуть и случится нечто непоправимое. Такого эффекта Иконников добивался использованием графики (масло художник, по собственному признанию, недолюбливал) и предельной автобиографичностью: как пишут кураторы, «...во всех мужских персонажах угадывается сам Дмитрий — это практически его автопортреты». Но самое удивительное, конечно, в другом — тишина на полотнах Иконникова на самом деле ведет не к катастрофе, а к легкости и свободе; к месту, где художнику и зрителю всегда хорошо.



08.11.2024 — 09.02.2025

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург




6 «X. 20004402.»





Эпиграфом к выставке «X. 20004402.» служат слова Зигмунда Фрейда: «Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет». И неспроста. Молодая челябинская художница Соня Чудомище, имеющая за плечами экспозиции на арт-ярмарке Blazar и ряд групповых проектов с упомянутым выше «Клоповником» в родном городе, полагает, что рациональное зерно в искусстве не главное — гораздо важнее форма, цвет и то, как мы их воспринимаем. Ее работы функционируют на уровне бессознательного, как само название выставки: то ли случайный набор цифр, то ли иррациональный шифр. Экспозиция, которая будет представлена в галерее Ларисы Депершмидт, подчеркивает эту трансгрессию разума в бессознательное через переход самой художницы от живописи к керамике — абстрактные образы в керамической скульптуре не просто добавляют исходным произведениям объем, но и включают в них пространство, делают окружающий мир более странным. А значит — и более глубоким.


14.11 — 30.11

Larisa Depershmidt gallery, Челябинск


7 «ДВАДЦАТЬ ОДИН ДЛИННЫЙ, ОДИН КОРОТКИЙ»





Замахнувшись на ретроспективу последних 24 лет в современном российском искусстве, Ельцин Центр серьезно заинтриговал каждого любителя совриска в редакции The Blueprint. Коллекция Антона Козлова разместится на двух этажах Арт-галереи в Екатеринбурге и будет объединена сквозной драматургией. Так, в первом разделе выставки будут представлены проекты участника Венецианской биеннале Алексея Каллимы и дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (выставлявшихся в Третьяковке и Центре Жоржа Помпиду), посвященные «локальной хронике событий» середины нулевых и «броским образам рекламы в масс-медиа» того времени. Соответственно, следующие два раздела будут посвящены разному подходу художников к осмыслению своей эпохи, будь то «“вживание” в образы героев прошлого» в «Сказках о потерянном времени» лауреата премии Кандинского Владислава Мамышева-Монро или мистификации концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Вторая половина выставки, хронологически относящаяся к 2010-2020-м годам, отведена под минималистические, абстрактные работы художников Ани Желудь и Петра Кирюши, а также фотографии Александра Гронского.


15.11.2024 — 23.02.2025

Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург


8 «НИИ АРХИВ. РЕМОНТАЖ»






15.11.2024 — 19.01.2025

ЦСИ “Винзавод”, Москва



«Если честно, я плохой коллекционер», — признавалась в интервью The Blueprint основательница «Винзавода» Софья Троценко, рассказывая о собственном собрании. Возможно, что так, однако сам «Винзавод» за годы существования успел обзавестись внушительной коллекцией фотографий, архивных документов и объектов с инсталляций, выставок, лабораторий, проходивших на территории Центра современного искусства — коллекцией, которую наконец готов продемонстировать. «НИИ Архив», где «НИИ» означает науку, исследование и искусство — это новое направление в деятельности ЦСИ (навевающее в памяти «Открытое хранение» «Гаража», задача которого, согласно все той же Троценко, сделать «...шаг в сторону артикуляции истории искусства последних 30 лет». Первая выставка из серии «НИИ Архив» носит название «ремонтаж», почерпнутое из виноделия — там это означает откачивание виноградного сусла со дна емкости на поверхность, здесь — актуализацию старых проектов «Винзавода»: от посвященных уличному искусству СТЕНА и НЕТСТЕН до видеоматериалов с маркетов Win-Win.



9 КАЗУС МЕЙЕРХОЛЬДА






150-летие Мейерхольда отмечает и фестиваль «Дягилев. Постскриптум» — выставкой, посвященной «петербургскому мифу» в творчестве режиссера (неплохая антитеза московской выставке в Центре «Зотов»). «Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!» – говорил Мейерхольд, закончивший свои дни, как известно, в Москве, но для многих своих спектаклей черпавший вдохновение в городе на Неве. В том числе для «Ревизора», поставленного Мейерхольдом как предвестие Страшного суда, – в Музее театрального и музыкального искусства представят эскизы к постановке и сохранившиеся мозаичные панно по мотивам спектакля, которыми режиссер хотел украсить здание своего театра, а также подробно расскажут об этом важнейшем творении Всеволода Эмильевича.

20.11.2024 — 13.04.2025

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург


10 «РУССКОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ»






22 ноября столичный Центр «Зотов» празднует второй день рождения, и к празднику институция представит выставку об отражениях конструктивизма в культуре и искусстве. Невероятное (выраженное даже в названиях разделов выставки: «Лихо», «Вопреки», «Безмерно», etc., etc.) будет представлено отечественными произведениями. Начиная со Средних веков, откуда конструктивисты черпали вдохновение, через художников вроде Кузьмы Петрова-Водкина и Наталии Гончаровой прямиком до Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова, оглядывавшихся на своих авангардистских предшественников. Впечатляющий неймдроппинг «Зотова» преследует коммуникативную цель — основополагающие для конструктивизма идеи предполагается увидеть в диалоге с аналогичными феноменами в истории российского искусства. В этот диалог включены и другие медиумы: в рамках параллельной программы «Русского невероятного» пройдет концерт композитора Владимира Мартынова, диджей-сет Яны Кедриной (Kedr Livanskiy), кинопоказы и несколько лекционных циклов.



22.11.2024 – 23.03.2025

Центр «Зотов», Москва


22.11.2024 – 23.03.2025

Центр «Зотов», Москва


11 «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЩУКИН. НЕ ТОЛЬКО НОВОЕ ИСКУССТВО»







26.11.2024 — 16.03.2025

ГМИИ им А.С. Пушкина, галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Москва


Сергей Иванович Щукин — коллекционер, при одном упоминании которого в сознании мгновенно всплывают образы импрессионистов, Гогена, Пикассо; всего, что в первой половине XX века находилось «на острие» культуры. Однако недавно сотрудники Пушкинского музея выяснили, что дом Щукина был настоящим собранием мирового искусства с древнерусскими иконами, европейской барочной живописью и тайским изваянием Будды. Тема каждого зала на экспозиции тесно переплетена с жизнью коллекционера. Первый, по словам кураторов, будет посвящен истории особняка в Большом Знаменском переулке, его планировке и интерьеру (помимо ожидаемых французских полотен это и чугунные всадники Евгения Лансере, и «Женщина в саду» Виктора Борисова-Мусатова); второй — страсти Сергея Ивановича к древнеегипетской скульптуре и его поездке на Синай в 1907 году; ну а третий зал объединит щукинское собрание искусства Востока — от коллекции оружия из Японии, Ирана и Северной Африки до древнекитайской скульптуры.

12 «А В СТЕПИ БУШУЕТ ВЕТЕР…»







К 90-летнему юбилею художника-нонконформиста Владимира Яковлева ЦСИ AZ/АRT подготовил большую ретроспективную выставку, озаглавленную в честь одного из его стихотворений. Продолжается оно так: «...Ветер бурю догоняет // И абстрактные картины // все развешаны в степи». Прославившийся равно своими абстракциями, натюрмортами и портретами, Яковлев истово верил в их этическое значение; сам себя он называл «веткой на дороге, преграждающей путь злу» и стремился объединять разные жанры изобразительного искусства в единую этико-эстетическую систему. Подзаголовок экспозиции «Цвета и лица Владимира Яковлева» подчеркивают близость этих архетипических образов в восприятии художника, как для него были близки жизнь и искусство. Или, как Яковлев писал в другом стихотворении: 


«Ваши картины смотрели

В них Ваши квадраты смотрели 

И в окна квадраты смотрели 

И в окна квадраты стучали».



27.11.2024 – 02.02.2025

Центр современного искусства AZ/ART, Москва


13 «СМИРИТЕЛЬНАЯ РУБАШКА»








«“Смирительная рубашка” — едва ли удачное название для экспозиции детской художественной студии», — может заметить читатель и будет прав лишь отчасти: вообще-то, конечно, да, но когда речь идет о ДЭЗ № 5, знаменитой студии архитектора, основоположника российской «бумажной архитектуры» Михаила Лабазова, лучше определения не найти. Ребята, работающие в мастерской, уже неоднократно выставлялись (в Музее Москвы и, скажем, в ЦДХ) с фантастическими архитектурными проектами вроде «Школовоза», сделанными из папье-маше, меха и целлофана. Выставка Центра Вознесенского раскроет веселое безумие ДЭЗ № 5 с новой стороны — «Смирительная рубашка» будет посвящена их книгам-каталогам, не только представляющим летописный интерес (каждая из таких книжек, по словам кураторов, еще и «альбом воспоминаний для участников проектов»), но и любопытным с точки зрения книжного дизайна.




28.11.2024 — 26.01.2025

Центр Вознесенского, Москва


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}