Blueprint
T

Главные выставки октября

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

От «Передвижников», которыми откроется корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, и масштабной выставки Карла Брюллова в Русском музее до ярмарок современного искусства Cosmoscow и Win-Win — Иван Чекалов собрал 15 самых интересных выставок месяца.


#1

«АНКА АХАЛАЯ. ЗАВЕСА СЛОВ»

Художница Анка Ахалая не дает нам забыть о том, что 2024-й — год столетия сюрреализма. На ее персональной выставке в ММОМА будет выставлено пятнадцать абстрактных картин, включающих текстовые фрагменты из поэмы Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля» — первой, созданной в технике автоматического письма. Этот же метод работы «под диктовку бессознательного» использует и Ахалая. Мягкие полупрозрачные абстракции выпускницы Британской высшей школы дизайна и Университета Хартфордшира намеренно лишены смыслового содержания, чтобы диалог с посетителями выставки базировался на персональных интерпретациях и всякий раз начинался заново.


02.10 — 05.11
ММОМА, Петровка, 25, Москва


#2

«НЕЯВНОЕ. ПУСТЯКИ И НЕЛЕПОСТИ АЛЕКСАНДРА ЕРМОЛАЕВА»

А если «завеса слов» утомит зрителя полотен «Пленники капель воды» или, например, «Зеркало без амальгамы», то другая октябрьская выставка Московского музея современного искусства, «Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева», поможет ее развеять: на экспозиции представят поздние работы создателя «Мастерской-ТАФ» (Театра архитектурной формы, уже более сорока лет проповедующего экологическое проектно-художественное творчество) Александра Ермолаева, посвященные тишине. «Он как будто не создает искусство, а наводит порядок», — рассказывают о художнике кураторы выставки. Периоды увлечения авангардом, поп-артом и предметным дизайном словно вели Ермолаева через упрощение к метафизической живописи, представленной на выставке не только его собственными, но и аж 250 работами его учеников, объединенными в визуально-смысловые инсталляции.

10.10 – 24.11
ММОМА, Петровка, 25, Москва


#3

«ОСТРОЕ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ»

Уже третьего октября в казанской галерее «БИЗON» откроется ретроспектива российского стрит-арт-художника, участника 5-го сезона Открытых студий на «Винзаводе» и лауреата художественно-исследовательского проекта City Says Ивана Симонова. Уличные (в том числе знаменитая серия #маленькиелюди, запечатлевшая в бетоне сочинских пляжников, и «Окна», выполненные на стеклах подмосковных электричек) и галерейные (с выставок «Дурачок», «Текст как ландшафт», «Объекты/объедки») проекты Симонова объединятся с проведенным художником специально для выставки «полевым исследованием» Казани, в рамках которого он на основе фольклора и быта местных жителей создал серию работ, посвященную столице Татарстана.


03.10 – 29.11
Галерея БИЗON, Казань



#4

«КАКОВО ЭТО — ВИДЕТЬ?»

Выставке молодой художницы родом из Сибири Яны Серобабиной в нижегородском «Терминале» предпослан эпиграф: «В некоторых языках глагол “видеть” является синонимом слова “любить”». Именно утрате любви, а вернее утрате чувства вообще, а также постоянной связи счастья и боли посвящены работы художницы. В основе ее творческого метода — слово живое и мертвое; реальные диалоги и литературные тексты вроде «Других берегов» Набокова и «Zoo, или Письма не о любви» Виктора Шкловского, определяющие сюжет и композицию ее произведений. А также слово и звук — вдохновившись альбомом канадского электронщика Тима Хеккера Ravedeath, который запечатлел поглощение мелодичности органа индустриальными шумами, художница создала пейзажи, которые закрасила белой краской, добавив на них абстрактные узоры — подобно музыке Хеккера, в конце пластинки все-таки пробивающейся сквозь наслоения диссонансных звуков.


06.10 – 05.12
ЦСИ Терминал, Нижний Новгород


#5

08.10 — ???
МАММ, Москва


«ЭЛЕКТРОАРТ»

Н. Полисский, «Электроарт». Макет инсталляции, 2023

Специально для Мультимедиа Арт Музея основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский подготовил инсталляцию «Электроарт», которая займет зал на втором этаже МАММа. «Электроарт» рефлексирует над средой, в которой сегодня существует Homo sapiens. Здесь законы природы сожительствуют с технологиями столь гармонично и сложно устроенными, что кажутся человеку чужими, по меньшей мере индифферентными ему. Полисский видит в технике магию, волшебство, которое подчас не осознают и сами ученые. С другой стороны, «природа, — как рассказывал Николай в интервью The Blueprint, — тоже нейтральна, но в ней все-таки есть единство, законченность. Может быть, как классики утверждали, ей свойственно какое-то несовершенство, и они все пытались поправить природу. А мне кажется, что не надо».

#6

«ФРАНС СНЕЙДЕРС И ФЛАМАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII ВЕКА. КАРТИНЫ И РИСУНКИ ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ»

08.10.2024 – 26.01.2025
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
Москва


1. Кессель Я. Картина. Цветы в стеклянной бутыли. XVII век
2. Буль Ян Баптист. Картина. Натюрморт с петухами и кроликами. 1680-е

Только-только в «Эрмитаже» отгремела выставка-блокбастер Ars Vivendi об искусстве фламандского натюрморта — как она уже едет покорять Москву. «Неподвижная жизнь» в XVII веке обладала особым символическим значением, позволявшим зрителю видеть в корзинке с фруктами романтический сюжет, а в вазе с цветами — философский. Художники из Фландрии и в особенности Франс Снейдерс владели искусством шифровки, как никто другой: от раннего «Натюрморта с устрицами и куропатками» до «Статуи Цереры», в создании которой поучаствовал Рубенс, картины не просто показывали объекты неживой природы или торговые лавки с обилием дичи, но и подавали знаки: в одной «Лавке фруктов» спрятаны символические обозначения крови Христа (вишня), Вселенской церкви (гранат) и чистоты девы Марии (ежевика). На выставке работы современников Снейдерса позволят исследовать жанр фламандского натюрморта во всем его многообразии, а наброски и этюды дадут представление о том, как разрабатывалась традиция.

#7

«НИКОГДА НЕ ПЕРЕЖИТОЕ»

Челябинская галерея художницы-керамиста Ларисы Депершмидт представляет выставку, посвященную «не пережитым» воспоминаниям, то есть фотографиям, изорванным школьным тетрадям и другим предметам из чужого прошлого, присутствующим в нашей повседневности как мерцания другой жизни. Анастасия Вепрева — участница группового проекта «Уральский Наив», принимавшая участие в Blazar 2024, — вместе с художником Александром ТОТ подняли свои семейные архивы, достали «...заброшенные текстильные вещи и музыкальные пластинки, найденные на антресолях», а затем превратили «вспоминания» в «воспоминания», вывели их в пространство реального: так текстиль стал единым ковром, музыка с пластинок — триптихами «Испанский стыд», «Еврейская закуска» и «Загадочная русская душа», проигрывающими одновременно несколько записей. «В беньяминовском “Рассказчике”, — утверждает куратор выставки Полина Исаева, — слушающий должен на время забыть о себе, раствориться в рассказе, чтобы услышанное глубже запечатлелось в нем». Так и «Никогда не пережитое» предлагает внимательно прислушаться к миру вокруг, чтобы сделать его главой из своего романа.

10.10 – 07.11
Larisa Depershmidt gallery, Челябинск


#8

«ЭНЕРГИЯ ЦВЕТА»

В столичной Sistema Gallery выставят 15 полотен австрийского художника Руди Молачека, созданных за последние полтора десятка лет. Молчалек начинал с фотографии, сделал себе имя в Нью-Йорке восьмидесятых, снимая для Interview Magazine Энди Уорхола, а затем сошелся с «новыми фовистами» (Петер Коглер, Гюнтер Дамиш) и начал экспериментировать с компьютерной графикой: «Я хочу, чтобы картины выглядели так, как будто они освещены изнутри», — говорит Молачек о своей «цифровой живописи», печатающейся на баннерной ткани. Абстрактные формы широких мазков краски на холсте несут за собой большой культурный бэкграунд: Тициан, Эль Греко, барочная архитектура Вены и, конечно, фотографический опыт автора.

11.10 — 30.11
SISTEMA GALLERY, Москва


#9

«ЮРИЙ ЛАРИН. ЖИВОПИСЬ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Десять лет назад, 15 сентября 2024 года, в Москве умер художник Юрий Ларин, прославившийся методом «предельного состояния». Как объяснял его сам Ларин, «...если бы я просто написал цветущие деревья, для меня это было бы скучно. <...> В процессе работы я занимался уничтожением того, что мне мешало в создании цельной композиции. Улетели стволы. Но зато цветовое напряжение усилилось». Два года назад, в 2022-м, журналист и арт-критик Дмитрий Смолев написал документальную биографию Ларина, названную им «Живопись предельных состояний». И вот теперь, 11 октября 2024 года в Новой Третьяковке открывается выставочный проект о художнике с почти идентичным подзаголовком: «Живопись предельного состояния», где концепции Ларина отведено центральное место. Пейзажи, работая над которыми Ларин искал те самые предельные состояния, а также натюрморты, портреты и многофигурные композиции расскажут о художественном пути Юрия Ларина с 1970-х по 2010-е годы и раскроют философию творчества художника.

11.10 — 30.11
SISTEMA GALLERY, Москва


#10

«IX МАРКЕТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА WIN-WIN»

13 — 14.10
ЦСИ «Винзавод», Москва


Вторые выходные октября пройдут под знаменем осеннего маркета современного искусства Win-Win, который пройдет на «Винзаводе» уже в девятый раз. Из относительных нововведений — секция Focus, которую будет курировать основатель галереи Atelier Choutko Евгений Шутко; в этот раз фокус планируется на текстиле. Всего в опен-коле поучаствовало более семи сотен заявок, из которых экспертный совет в лице куратора маркета Екатерины Савиной, руководителя галереи ГУМ-Red-Line Игоря Казакова, а также сооснователя галереи Futuro Анастасии Пановой отобрали галереи (Bad Gallery, Nil Ceramics, The Big Picture), художников (Слава Неизтосно, Маяна Насыбуллова, Михаил Рубанков) и издательства («Иллюстративно», «Носорог»), которые на «Винзаводе» будут не только продавать свои работы без посредников, но и общаться с матерыми и начинающими коллекционерами.


#11

«ВЕЛИКИЙ КАРЛ. К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
К.П. БРЮЛЛОВА»

К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова в Русском музее откроется монументальная экспозиция, состоящая из практически полутысячи произведений живописи и графики одного из главных художников русского классицизма. Центром выставки станет знаменитое полотно «Последний день Помпеи», прошедшее длительную реставрацию. Для тех же, кто считает, что думать о Римской империи so last season, на публику впервые вынесут запрестольный образ для домовой церкви графа Адлерберга «Христос во гробе». По словам кураторов, «Христос...» «многими искусствоведами почитается как лучшее и проникновеннейшее произведение Брюллова на религиозную тему». Помимо картин эпических размеров на выставке можно будет увидеть множество акварелей и рисунков живописца, впервые в истории прославившего русский классицизм за рубежом.


18.10.2024 – 12.05.2025
Русский музей, Санкт-Петербург


К. Брюллов. Портрет великой княжны Александры Николаевны. 1837-1844

#12

«НОВОЕ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ»

Музей русского импрессионизма продолжает разговор о российских художественных группировках начала XX века, оборванный на полуслове блестящей выставкой «Группа “13” в переулках эпохи» — теперь институция расскажет о творческом объединении Серебряного века «Новое общество художников». C 1903 года вплоть до самой революции НОХ провел десять выставок, среди которых экспериментальная детско-взрослая экспозиция, персональная выставка Александра Головина и посмертная — Михаила Врубеля. Спустя сто лет у москвичей появится возможность увидеть эти экспонаты (всего более 180), собранные вместе. Полотна Бенуа, Кандинского, Кустодиева и Врубеля согласно законам эпохи будут сопровождаться поэтическими фрагментами Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Михаила Кузмина и Александра Блока, а разделам выставки даны названия знаковых поэтических сборников того времени: «Киммерийская весна», «Четки», «Камень», etc., etc.

24.10.2024 — 26.01.2025
Музей русского импрессионизма, Москва


Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Кардовского Д.Н. 1913

#9

#13

«COSMOSCOW»

25–27.10
«Тимирязев Центр», Москва


Под занавес октября в Москве состоится двенадцатая Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая в этом году пройдет на станции «Петровско-Разумовская» в «Тимирязев Центре». Огромный свежепостроенный зал разделят на шесть секций: База — для широко известных, почтенных галерей, Контур — для галерей молодых, Тираж — для тиражного искусства, Дизайн — для интерьерного искусства, Цифра — для медиахудожников и Сообщества — для инфраструктурных проектов. Художником года объявлена Александра Гарт, также на ярмарке выставят Пивоварова, Родченко и работы международных галерей Chelebi (Азербайджан), Yoomoota (Таиланд), Forme (Италия) и Incolo Open Storage (Дубай). В экспертном совете кроме создательницы Cosmoscow Маргариты Пушкиной участвуют основательницы галерей XL Елена Селина и Syntax Эльвира Тарноградская, искусствовед Ирина Горлова и директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, так что за качество представленных работ можно не беспокоиться.


#14

30.10.2024 — 06.04.2025
Корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, Москва


«ПЕРЕДВИЖНИКИ»

Крупнейшая премьера сезона: корпус Третьяковки на Кадашевской наконец не просто пялится на Водоотводный канал глазами-рамами, но и приглашает внутрь — на первую за полвека масштабную выставку передвижников. Выбор флагманского проекта для пространства не случаен — Репин, Суриков, Левитан, Крамской и прочая честная компания совершили революцию в русской культуре, когда избрали предельно реалистическое, почти натуралистическое искусство. Именитая институция обещает, что «...на выставке будут представлены не только популярные шедевры, но и малоизвестные, забытые работы художников объединения». По словам кураторов, передвижники всегда «вызывали споры и дискуссии, собирали толпы взволнованных зрителей». Как и здание на Кадашевской, чего уж.


#15

«ЛЮБА. ЛЮБОЧКА. ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА ПОПОВА»

Люба, Любочка, Любовь к русскому авангарду не отпускает выставочную Москву последних лет — от «Подруг. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском до «Москвички. Женщин советской столицы» в Музее Москвы и «Еврейского авангарда» в Еврейском музее и центре толерантности. Там же в последний день октября откроется первая за 35 (!) лет монографическая выставка ярчайшей художницы начала XX века, одной из «подруг» Варвары Степановой Любови Поповой. При поддержке Третьяковской галереи и культурного проекта «Энциклопедия русского авангарда» Еврейский музей выставит как графику и живопись самой художницы (включая супрематические эксперименты, кубофутуристические работы, беспредметную живопись из цикла «Живописная архитектоника»), так и ее современников в диапазоне от Пабло Пикассо до Казимира Малевича.

31.10.2024 — 27.02.2025
Еврейский музей и центр толерантности, Москва


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}