ОТКРЫТИЕ
ФОТО:
Саша Гонохина
НОВОЙ
сверх
23 мая на Кадашёвской набережной откроет двери новое здание Третьяковской галереи. Первая выставка планируется в нем только осенью, а пока площадка будет функционировать в статусе общественного пространства. Олег Зинцов побывал на презентации объекта недвижимости с трудной судьбой и попытался понять его устройство и назначение.
Формально новое строение завершает музейный квартал, в который входят историческое здание Третьяковки и Инженерный корпус, — теперь галерея занимает весь Лаврушинский переулок и простирается до Водоотводного канала, упираясь в перекинутый к Болотной площади мостик, увешанный замками-сердечками молодоженов. О музейном квартале мечтал еще Алексей Щусев, служивший в 1920-х директором, а затем главным архитектором Третьяковки. Официально новостройка называется корпусом на Кадашёвской набережной, но надо, кажется, подождать народного имени попроще, чтобы не ломать язык о букву ё после ш. Интересно, например, приживется ли шутка про «сверхновую» Третьяковку (она отсылает, конечно же, к Новой Третьяковке и ее Западному крылу — названиям, которые так толком и не прижилось, в народе все это по-прежнему Третьяковка на Крымском Валу).
Оценивать внешний вид корпуса лучше всего с того самого мостика с замками влюбленных на верность. Если идти к зданию через Лаврушинский, оно кажется несколько несоразмерным переулку, как будто теснит его своей массой. С канала вид более гармоничный — стеклянные двери главного входа обрамляет высокий портал, за которым видна огромная наклонная витрина атриума, а фасад, выходящий непосредственно на набережную, густо украшен репродукциями известных полотен из коллекции Третьяковской галереи.
Фото: архив пресс-службы
Но если мысленно убрать их со стен, в облике нового корпуса проступают черты современной жилой застройки. О, этот клинкерный красный кирпич! — фирменный почерк, изящный штрих, которым архитектор Сергей Чобан и его бюро SPEECH так часто завершают свои проекты разнообразных ЖК бизнес-класса. Тот же кирпич заползает и внутрь, выстилая стены просторного атриума, словно бы здание подражает своим устройством червю, который почти одинаков изнутри и снаружи.
На самом же деле у корпуса более сложная форма, в плане он напоминает полуподкову. Да и по сути своей это архитектурное новообразование сродни кентавру. Закладной камень нового корпуса Третьяковки (как заявление прав галереи на место) появился тут в середине 1990-х после сноса двухэтажных строений XVIII-XIX веков (за что архитектурное сообщество обвиняло тогдашнего мэра Юрия Лужкова в вандализме). Первые эскизы бюро «Моспроект-4» представило в 2004 году. Но фактически проект начал реализовываться десятью годами позже, когда организованный Комитетом по архитектуре и градостроительству под патронажем попечительского совета Третьяковской галереи закрытый конкурс выиграло бюро SPEECH, основанное Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, который с 2012 года занимает пост главного архитектора Москвы. Для реализации потребовалось еще десять лет и множество компромиссов — конструктивно здание построено по разработкам «Моспроекта-4», бюро SPEECH занималось фасадами. В 2019 году генеральным подрядчиком строительства стала компания «Ланит-интеграция», а в 2021-м в процесс включилась ППК (публично-правовая компания) «Единый заказчик», представляющая интересы государства. В показанном прессе веселом мультфильме, посвященном многолетней истории строительства, госзаказчик представлен буквально спасителем проекта от всех невзгод — сначала пандемии, а затем и «проблем с нарушением логистики», то есть ухода с российского рынка западных компаний, выпускающих высокотехнологичное оборудование для современного музея.
Как бы то ни было, строили-строили и наконец построили. Китайские лифты Sjec пока что путаются в этажах — объявляют одни, показывают другие, — но это, конечно, временные трудности перевода. Подобные недоразумения несомненно будут устранены — недаром основные надписи в новом корпусе дублируются на китайском (но и английский — в качестве анахронизма, надежды ли — пока не забыт).
Главное достоинство нового корпуса — организация пространства. В атриуме, разверстанном на пять высоких этажей и расчерченном мостами-переходами со стеклянными перилами, много воздуха и света. На крыше установлен зенитный фонарь — звучит пугающе, но на инженерном жаргоне это просто стеклянный купол, обеспечивающий дополнительное естественное освещение. Выставочные залы — двухэтажные, поэтому эскалатор несет зрителя с первого этажа сразу на третий.
Осмотреть залы журналистам, правда, не дали, но представители «Ланита» и «Единого заказчика» рассказали, что это будут трансформеры, в которых предусмотрено мобильное зонирование для разных проектов. При этом из атриума кажется, что залов на каждом этаже несколько, но это всего лишь разные входы в единое пространство. Общая площадь выставочных помещений превышает 4000 кв. м. 900 кв. м отданы под хранение — как сообщила директор Третьяковки Елена Проничева, сюда переедет коллекция графики, которую частями достают из депозитария и запасников Новой Третьяковки для временных выставок, но и на Кадашёвской ее постоянная экспозиция не предусмотрена. Еще 1500 кв. м занимают реставрационные мастерские, оборудованные приточной вентиляцией и системами поддержания оптимальной температуры и влажности — как, впрочем, и весь новый корпус. Вентиляционную на техническом этаже представители генподрядчика и заказчика показывали с особенной гордостью, заверив журналистов, что китайское оборудование отвечает всем современным стандартам.
Из залов прессе показали только небольшой вернисажный, где заканчивается монтаж экспозиции «Вселенная Третьяковки», посвященной всему комплексу галереи, включая еще не открытые филиалы в Самаре, Калининграде и Владивостоке. Одну стену там занимает «Азбука Третьяковки», к ней прилагаются интерактивные терминалы, где можно будет выбрать букву и получить информацию о картине, название которой с нее начинается (А — «Аленушка», Б — «Богатыри»). Большую часть вернисажного зала занимают белые порталы со схематичными изображениями зданий, входящих в музейный комплекс, и перед этой выставочной архитектурой хочется опустить завесу милосердия.
Что еще? Конференц-зал со светодиодным экраном, готовый вместить 512 зрителей, уже 23 мая станет площадкой для первой церемонии вручения премии в области музейного дела им. Дмитрия Лихачева. Было бы здорово перенести сюда кинопрограммы Третьяковки, которые идейно наследовали культовому Музею кино 1990-х и пользовались большой популярностью у синефилов, но новое руководство галереи эту деятельность буквально только что свернуло.
Важным конструктивным элементом будет 56-метровый крытый переход, на уровне 3 этажа соединяющий новый корпус с основным зданием и построенным в 1980-х годах депозитарием. Поначалу он будет работать как служебный — для транспортировки экспонатов. Когда им смогут пользоваться посетители, пока неизвестно.
В целом новый корпус на Кадашёвской набережной пока что выглядит пустым сосудом, который можно наполнить любым содержанием. С 23 по 26 мая здесь пройдет фестиваль «Интермузей», летом в здание переведут часть лекционных и просветительских программ, а первым выставочным проектом станут «Передвижники» — открытие запланировано на вторую половину октября. Сейчас задача, как говорит Проничева, познакомить публику с новым местом — мероприятия в корпусе на Кадашёвской будут бесплатными (с предварительной регистрацией).
Но шутка про «сверхновую» родилась не случайно: в конце 2025 года Новая Третьяковка, вероятно, закроется на реконструкцию, задуманную уже давно — голландский архитектор Рем Колхас представил ее концепцию еще в 2018-м, но из-за проблем с финансированием история затянулась, а теперь, как пояснили в пресс-службе галереи, проект Колхаса и вовсе не актуален. Сейчас, по словам Проничевой, проходит стадию согласования новый проект, но кто его авторы, в галерее пока не комментируют. Тем не менее, если все пойдет по плану, корпус на Кадашёвской, скорее всего, возьмет на себя большую часть функций здания на Крымском Валу. Проничева подтвердила, что выставки-блокбастеры будут проходить именно тут. Сюда же, по логике, должна переехать по крайней мере часть собрания искусства ХХ века. Журналисты особенно волновались насчет «Черного квадрата», но о новом месте прописки полотна говорить пока рано. Жаль, кстати, что его репродукции нет на фасаде — икона русского авангарда наверняка придала бы зданию на Кадашёвской набережной более впечатляющий вид.