Blueprint
T

Красный Матисс в зеленом лесу

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Выставка «Матисс. Красная мастерская» в парижском Fondation Louis Vuitton неожиданно приобрела особую актуальность из-за презентации в Лондоне портрета в багровых тонах — первого официального портрета Карла III. В оттенках красного разбирался Виталий Котов.

Всякий раз, оказываясь на выставках импрессионистов, постимпрессионистов или ранних модернистов, диву даешься, насколько живо реагировали современники на их работы — как будто и обсудить им было больше нечего, кроме очередного холста очередного нарушителя морально-артистических устоев. И в принципе именно такие мысли могла бы вызвать экспозиция, посвященная «Красной мастерской» Анри Матисса в Fondation Louis Vuitton — картине, некогда отвергнутой заказчиком, а ныне общепризнанному шедевру. 


Но вдруг случилось непредвиденное: в Лондоне публике был представлен первый официальный портрет британского короля работы Джонатана Йео, ставший в том числе благодаря красной цветовой гамме объектом мемов и причинивший британской монархии, и так-то переживающей не лучшие времена, очередную PR-пользу.


Этот удивительный парафраз ко всем живописным скандалам прошлого доказал, что если даже в наше время новостного перегруза публика находит время обсудить портрет короля в необычной цветовой гамме, то что уж говорить об обществе, «не испорченном» интернетом, телевидением и даже радио.


Экспозиция Matisse, L’Atelier rouge уже была показана в нью-йоркском MoMa и копенгагенском Национальном музее искусств, а теперь добралась до Парижа. Картина, вокруг которой строится весь сюжет выставки, была написана в 1911 году Матиссом по заказу его самого смелого и преданного коллекционера, московского купца Сергея Ивановича Щукина.


Экспозиция «Красная мастерская» Анри Матисса в Фонде Луи Виттон

К этому времени уже были созданы, доставлены в Москву и заняли свои места на стенах особняка в Большом Знаменском переулке «Танец» и «Музыка». Сам Матисс как раз благодаря заказам Щукина вырвался наконец из бедности: купил дом в пригороде Парижа Исси-ле-Мулино, построил в нем студию, стал носить безупречные костюмы и эффектные галстуки-бабочки. Его фото на фоне дома не случайно занимает целую стену на выставке в Fondation Louis Vuitton.

Анри Матисс, «Красная мастерская»

Изображения своей же собственной мастерской были для Матисса, склонного к самоанализу и рефлексии, вполне обычным явлением. И строго говоря, на красном полотне изображена всего-навсего мастерская художника с имевшимися в ней одиннадцатью работами. Правда, недавние исследования показали, что изначально пол на полотне был розовым, стены — синими, а мебель — охристой, и напоминала она по цветовой гамме «Розовую мастерскую» художника, находящуюся сейчас в собрании ГМИИ имени Пушкина.

Часть полотен, изображенных на обеих работах, совпадает, что вполне естественно (выставка дает возможность увидеть и сравнить сохранившиеся оригиналы и их копии на «Красной мастерской»: «гостят» в Париже шесть картин, три скульптуры и одна керамическая тарелка). Однако Матисс, как известно, стремившийся передать эмоцию с помощью цвета и формы, в конце концов решил поступить радикально, полностью «залив» красным стены, пол и мебель в студии. «В моей мастерской пол бычье-красный, как в провансальских изразцах, стена красная, как будто сквозь нее просочилась кровь, чтобы окрасить собой все, мебель красного цвета, окруженная матовой золотой нитью. Этот красный — словно теплая ночь, внутри которой исходящий из окна слева интенсивный свет порождает или воскрешает другие объекты» — так вскоре после создания картины описывал художник собственную работу, словно сам удивляясь тому, что сотворил.

Анри Матисс, «Розовая мастерская»

Но в результате именно этой перекраски картина из просто «портрета мастерской» превратилась в манифест. И этот манифест не оценил благодетель Матисса — увидев полотно, Щукин озадаченно писал: «Картина удивительна на первый взгляд. Это явно новое...». Но... Несмотря на попытки художника возражать и настаивать на верности своего художественного жеста, московский миллионер от картины отказался.


Удивительным приключениям, которые «Красная мастерская» пережила после этого, посвящена вторая часть выставки. На следующие шестнадцать лет картина осталась в той самой студии Матисса, которую и изображала. Заговорили о работе тогда, когда художник начиная с 1913 года стал выставлять ее на нескольких групповых выставках «нового искусства», в частности рядом со скульптурами Бранкузи — напомним, проходящая сейчас в Центре Помпиду выставка последнего стала событием. Но заговорили скорее со знаком минус — в Лондоне, как и позже в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго картина была встречена очень холодно.


Анри Матисс, Le Luxe II, 1907–08

Анри Матисс, 'Молодой моряк II', 1906

Публика «дозрела» до восприятия картины к 1927 году, когда «Мастерская» была приобретена Дэвидом Теннантом, основателем лондонского Gargoyle Club в Лондоне. Собиравшаяся в нем аристократическая и художественная элита наблюдала за полотном до начала 1940-х, пока ее не купил нью-йоркский галерист Джордж Келлер. Наконец, в 1949 году L’Atelier rouge пополнила коллекцию МоМА.

С этого момента началась новая жизнь полотна, значимость которого оценили и критики, и художники, и «обычные» зрители. Даже сам Матисс в конце 1940-х годов вернулся к тому, что делало работы 1911 года особенными, создав новую серию картин, изображающих студию художника. Его «Большой красный интерьер» из коллекции Центра Помпиду присутствует на выставке. Собственно, диалог между «Красной мастерской» 1911 года и «Большим красным интерьером» 1948 года стал еще одним сюжетом экспозиции — находившийся к концу жизни в состоянии очередного кризиса художник сумел выбраться из него с помощью переосмысления своей же работы.


Спустя годы работа Матисса волновала уже следующие поколения творцов. Так, британский кинорежиссер Дерек Джармен, прославившийся особой «живописностью» своих кинолент, писал о ней: «Стены студии Матисса были серыми, но он проигнорировал это и отпраздновал новый век с помпой, воображая красные стены, в своем l’Atelier Rouge в 1911 году. На этой картине комната и все мебель растворяется в алом цвете».


Экспозиция «Красная мастерская» Анри Матисса в Фонде Луи Виттон

Элсуорт Келли

Одновременно с выставкой Матисса в FLV открыта ретроспектива американского абстракциониста Элсуорта Келли, приуроченная к его столетию. Очевидно, соседство с Матиссом призвано повысить рыночную стоимость работ Келли. До этого блокбастером Fondation Louis Vuitton стала грандиозная выставка Марка Ротко. И обе эти выставки очень логично аккомпанируют нынешней экспозиции Матисса — ведь и Ротко, и Келли не раз и подолгу стояли перед «Красной мастерской» в MoMA.

«Без этого полотна история искусства не была бы прежней. Это одна из самых смелых картин Матисса, которую он написал в возрасте чуть за сорок, и это момент экспериментов в его творчестве, который больше всего повлиял и на историю самого Матисса, и на все остальное искусство XX века, — уверяет Энн Темкин, главный куратор МоМА. И продолжает: — Когда “Красная мастерская” прибыла в МоМА в 1949 году, художники начали использовать очень большие форматы холстов, полных цвета. Говорят, жена Ротко жаловалась, что видит, как он все время восхищается “Красной мастерской”. На что сам Марк Ротко отвечал, что у нее не было бы дома, в котором она живет, если бы он этого не делал».


Анри Матисс, 1933

Что сказал бы на все это Сергей Щукин, мы уже не узнаем.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}