По Щукинскому велению
В Эрмитаже открылась выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», на которой покажут 150 работ из великой коллекции модернистского искусства Сергея Щукина. При этом покажут так, как ее видели его современники — в Эрмитаже воссоздали оригинальную развеску из особняка мецената. The Blueprint рассказывает, как московский купец «сделал» Матисса и Пикассо, а заодно травмировал своим вкусом всю московскую буржуазию конца века.
Радикал
ЩУКИН-
![](/upload/25366/vms/583cd9abc15de264b1c29b99e5f91894_small.jpg)
Сергей Щукин был гордым обладателем не только одного из самых больших состояний в Российской империи (его отец Иван Щукин — купец первой гильдии, владелец собственной торговой фирмы, входившей в десятку крупнейших российских скупщиков текстиля, один из учредителей нескольких крупных финансовых организаций и основатель Трехгорного пивоваренного завода, который стал самым крупным производителем пива в России и одним из ведущих в Европе), пятерых язвительных братьев, которые раньше него прославились как коллекционеры, но и маленького роста и сильного заикания (потом дразнить его позволялось только его другу и любимому художнику Анри Матиссу).
Так что, когда в конце 1890-х Сергей Щукин наконец увлечется коллекционированием, ставки будут высоки: надо было переплюнуть братьев и не допустить к себе снисходительного отношения. В предпринимательских кругах, впрочем, его к этому моменту уже уважали как никого — половина Москвы знала его прозвища — «министр коммерции» и «дикобраз».
![](/upload/25366/vms/99b557641d9057bf2eab16485532cb24_small.jpg)
![](/upload/25366/vms/c61142e2cf6f6ce8acb8869a06590a44_small.jpg)
А в историю искусства он вошел как самый радикальный и смелый коллекционер эпохи, который на своем примере доказал, что разговоры о «консервативной старообрядческой купеческой среде» времен пьес Островского надо оставить в прошлом. Настоящий космополит с европейским образованием, знакомый или родственник всей российской аристократии, он позволял себе то, что не мог позволить себе ни один самый искуснейший мировой коллекционер того времени, — его часто интуитивные покупки Пикассо и Матисса, теперь это представить довольно сложно, окружающих по-настоящему шокировали.
«Портрет Сергея Щукина», Дмитрий Мельников
«Портрет Сергея Щукина», Кристиан Корнелиус Крон
![](/upload/25366/vms/efc61340ede58c26085b2e128816baa0_small.jpg)
«Танец», Анри Матисс
«Свидание», Пабло Пикассо
Путешест-венник
Куратор и искусствовед Анна Балдассари, бывший директор Музея Пикассо в Париже и куратор легендарной выставки «Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина» в Фонде Louis Vuitton, говорила про Щукина: «Он был пионером — капиталистом, который существовал на перепутье разных культур. Он жил в Москве, отдыхал в Италии, покупал искусство в Париже и вел бизнес в Индии и Китае». И действительно, то, как по миру и стране путешествовал Щукин, до самолетов, онлайн-бронирования билетов и «Сапсана», путешествовал мало кто — даже из тех немногих, кто в конце прошлого века вполне мог себе это позволить.
«Таитянские пасторали», Поль Гоген
В 1891 году он поехал в свадебное путешествие в Турцию и Грецию и вошел во вкус: до начала Первой мировой войны он объездил Германию, Францию и Италию. Был в Англии, Норвегии и по нескольку раз в Греции и Египте — последние две страны он любил особенно. В 1895 году он добрался и до Индии — на пароходе «Каледония» — вместе с гостями и служащими на борту было около тысячи человек. «Пассажиры, за исключением нас, одни англичане, то и образ жизни совершенно английский и к обеду все обязательно должны являться во фраках или смокингах», — писал Щукин брату Петру. Его великолепная коллекция искусства — это во многом результат его насмотренности. Работавший с текстилем из Индии, Китая, Японии Щукин был готов и к Матиссу, и к Пикассо, и тем более к Гогену.
![](/upload/25366/vms/4974710d5f2341dc8f9ce45f60322476_small.jpg)
Путешествия можно смело назвать его второй после коллекционирования страстью. В 1907 году он даже попытался заменить одно на другое, но потерпел грандиозное фиаско. После смерти жены Щукин решил стать аскетом — ну как — в своем понимании слова. Он отплыл в Александрию, где его уже ожидал караван, собранный конторой Кука, бюро путешествий Ch. Cook & Son (старейшая в мире туроператорская компания просуществовала до 2019-го): 18 верблюдов, 15 бедуинов, два переводчика, повар и слуга. Щукин решил, что пора завязывать с культурной жизнью и пройтись по пустыне: жить в палатке, есть финики — как настоящий бедуин. Стоит ли говорить, что его хватило на две недели.
«Женщины на берегу моря», Поль Гоген
«Нет, какие путешествия в мои годы! Для меня Париж, искусство, музыка, живопись, изящная литература. Хорошо бедуинам. Они прошли пешком 40 верст (не отдыхая), в жару около 50 градусов, и потом часа два работали. Зато рассказывают, когда бедуину нечего есть, он кладет себе камень на живот и не чувствует голода. Нет, мне это не по силам. Мои удовольствия другого рода. Я с наслаждением слушаю музыку Скрябина, читаю Валерия Брюсова, смотрю картины Мориса Дениса. Нет! Нет! Назад в Европу, в мой культурный, тонкий, изящный мир! Но как и вырождает нас культура! Какой мы сравнительно слабый народ», — писал Щукин в «Синайском дневнике».
Ученик
![](/upload/25366/vms/e78b6f56ac7d3600881bc5c550e1ec68_small.jpg)
Много сказано о том, что коллекционеров уровня Щукина в то время не было. Это не совсем так — некоторые все-таки были, и у некоторых он даже учился. Великие братья Морозовы, чью коллекцию уже скоро можно будет увидеть в Пушкинском, сами были учениками Щукина, а вот он внимательно смотрел, как собирают свою коллекцию писательница Гертруда Стайн (в том числе — та самая заклятая подруга Хемингуэя, подарившая миру определение «потерянное поколение») и ее брат Лео, которые с особой страстью собирали как раз и Матисса, и Пикассо.
За «Трех женщин», одну из первых картин Пикассо кубистического периода, Щукин со Стайнами даже боролся и — на длинной дистанции — выиграл. Картину Щукин увидел в 1908 году, когда она готовилась к передаче в коллекцию Стайнов, но Щукин умел ждать — спустя пять лет он все-таки перекупил ее у Стайнов — за месяц до того, как началась Первая мировая война.
Другой его учитель — великий коллекционер, меценат Амбруаз Воллар, герой картин Сезанна, Ренуара, Дени, Валлоттона, Пикассо и Ренуара, благодаря которому нищий Сезанн, например, стал всемирно известным художником. С Волларом Щукина познакомил все тот же Анри Матисс, который в жизни Щукина, профессиональной и личной, сыграл далеко не последнюю роль.
Пабло Пикассо, «Три женщины»
![](/upload/25366/vms/40bcacb6d955c3aecb7f8ded23549845_small.jpg)
Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара»
Провокатор
Художник Сергей Виноградов вспоминал, что Щукину ужасно нравилось удивлять своих гостей, «эпатировать буржуа», как выражались тогда. «На пятничных его обедах помимо людей искусства были и люди от коммерции. Люди эти возмущались действиями Щукина, покупавшего „такие ужасы“. Они запальчиво это высказывали, и видно было, как Сергей Иванович наслаждался этим, а нам было забавно наблюдать. Надо сказать, что людей от коммерции особенно волновали еще и огромные деньги, которые Щукин платил за картины эти странные». Бенуа говорил про него, что он «был весь какой—то красочный, искрометный, огненный», а князь Сергей Щербатов — «Щукин не знает меры, он весь порыв и огонь».
![](/upload/25366/vms/c84a4344b45ae78ff7c7e1f3a8a52300_small.png)
«Красная комната», Анри Матисс
«Огненная» слава провокатора-Щукина не утихала всю его жизнь, но огонь все-таки хоть и однажды, но был украден. Правда, для этого потребовался не кто-то, а друг, соратник, любимый художник и учитель — Анри Матисс, который в 1911 году по приглашению Щукина приехал с визитом в Москву и гулял в бывшей столице так, что Щукин не знал, как отправить его обратно домой в Париж. Щукин рассказывал, что Матисс у него «зажился»: «Пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет-де в Париж».
Сам Матисс, приехавший в Москву как царь, царя планировал увидеть, но не срослось, что, впрочем, не помешало ему в совершенно московской интонации писать друзьям, что путешествием доволен, погода здесь ужасающая, но жить в Москве шикарно — «здесь кутят с вечера до утра», благодаря чему «у города есть свое лицо и образ, примитивный, совершенно прекрасный и даже немного дикий». Зато он был ожидаемо в полном восторге от русских икон: «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас», — говорил он, правда, по воспоминаниям довольного Щукина, наконец спровадившего друга в Париж.
Миссионер
Щукин — один из немногих коллекционеров, который с одинаковым азартом охотился за новым искусством и его пропагандировал. Не только среди знакомых — хотя на знаменитые грандиозные щукинские ужины и музыкальные вечера собиралось по двести человек (по городу ходили слухи, что за вечер выпивалось только по пятьдесят бутылок шампанского, а дамы по заведенной Лидией Щукиной традиции в конце вечера получали по букету роз).
![](/upload/25366/vms/1ebab2a405e18b1a7f8a23c21cda9397_small.jpg)
Особняк Щукина
В 1908 году, после смерти жены Лидии, он принял историческое решение подарить Москве свою коллекцию и открыть свой особняк, бывший дом Трубецких, для публики. Днем посещений было воскресенье, запись велась по телефону, а экскурсии проводил сам хозяин. И здесь-то он и нашел свою самую благодарную аудиторию. Если буржуазия, воспитанная на русской реалистической школе передвижников, с великим трудом воспринимала новое искусство, то молодые художники, повалившие в его особняк, были в восторге. Результатом, одним из, просветительской деятельности Щукина, стал русский авангард, который просто не мог случиться без «кабинета Пикассо» (в его 25-метровом кабинете висело три десятка полотен раннего кубистического периода художника) или «парадной Матисса» (а «иконостас Гогена» как реконструировали в Эрмитаже).
![](/upload/25366/vms/1ab4dc50457b4c9e0712608b0874dedd_small.png)
Идиллия, впрочем, окончилась спустя десять лет — в 1918 году, когда Щукину пришлось из России уехать — навсегда. Вместе с сыном Иваном, который стал одним из ведущих мировых специалистов по персидской миниатюре, он уезжал на «украинском поезде», конечной точкой был Париж. В том же году его коллекция была национализирована и в итоге оказалась в Пушкинском музее и Эрмитаже.
В отличие от многих своих соотечественников, оказавшихся за границей вообще без средств к существованию, Щукин еще в 1905-м перевел часть своего состояния в шведские банки, так что семья во Франции не бедствовала. Но, несмотря на уговоры друзей, к коллекционированию Щукин больше никогда не возвращался.
![](/upload/25366/vms/c1a8dd9e0ebc309a38b0b429a38a986b_small.png)
Национальный герой
Вплоть до 1970-х имя создателя коллекции на родине не упоминалось, но благодаря работе архивиста и музееведа Александры Демской, много лет заведовавшей архивом Пушкинского музея, и искусствоведа Натальи Семеновой, которая к выставке «Щукин. Биография коллекции» выпустила ее официальный каталог, имя одного из главных меценатов в истории искусства было возвращено публике.
![](/upload/25366/vms/24bd8e887d68c1a2a4cbb3850714763d_small.png)
«Внук некоего дореволюционного коллекционера с непроизносимой французской фамилией интересуется историей своего деда. Повезло, что я взяла трубку. В архиве я бывала не каждый день. Мы работали над книгой о московских коллекционерах нового западного искусства без особой надежды ее издать» — так Наталия Семенова описывала телефонный звонок внука Щукина Андре-Марка Делок-Фурко.
«Я и сам не представлял, каким крутым был мой дед. Многое мне рассказала его биограф Наталия Семенова, когда мы встретились в Москве», — говорил в 2016 году Андре-Марк — в интервью перед открытием уже легендарной выставки «Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина» в Фонде Louis Vuitton в Париже, когда коллекция его деда собралась воедино.
«Портрет Сергея Щукина», Кристиан Корнелиус Крон
Оценить, насколько Щукин был крут, сейчас могут и посетители Эрмитажа — 150 картин и скульптур будут представлены в оригинальной развеске — так, как они экспонировались в его особняке. Розовая гостиная Матисса, комната Пикассо, кабинет Сезанна — в том виде, в каком «мавр», как называл его Андрей Белый в «Начале века», и задумывал.
![](/upload/25366/vms/64ec410af541a8fb42a34fd20afddb53_small.jpg)
«„Мавр“» — твердеющий, чернобородый, но седоволосый, напучивший губы кровавые, Щукин: с виду любезен, на первый взгляд — не глуп, разговорчив; в общении даже прост, даже... афористичен:
— Сезанн, — это кк... кк... кк... корочка черного хлеба... пп... после... мм‑ороженого.
Тут же:
— Дд... дд... дд... дд‑авить конкурентов.
Давя, как клопов, их, кидал в Персию ситцы свои, переходил он в разговоре от сс... Сезанна к... вв... вв... Ван Гогу; натура «широкая», говорят, что картину Матисса, выписанную им себе, сам же он у себя подмалевал (и Матисс-де сделал вид, что этого не заметил); цветисто рассказывал он, как на ослах ездил он на Синай, как стоял перед Сфинксом, в гг... гг... гг... глаза божеству заглянув".