Команда молодости
ФОТО:
СВЕТЛАНА ДМИТРИЧЕНКО
Ярмарка молодого современного искусства blazar, которая прямо сейчас идет в Музее Москвы, в этом году отмечает пятилетие и гордится не только увеличением числа художников-участников с 50 до 150 и ростом продаж с 5 миллионов в 2020-м году до 46 миллионов в 2023-м (про цифры этого года мы вам еще расскажем), но и тем, что с момента основания костяк команды не изменился, а новые ключевые сотрудники вырастали внутри компании. Накануне открытия ярмарки Марина Федоровская поговорила с организаторами ярмарки о сражениях за картины, трендах в молодом искусстве, советах молодым художникам и собачках с крылышками.
МАРГАРИТА ПУШКИНА
Маргарита Саханская
Альбина Ахмятжанова
Татьяна Дженикли-Барышникова
Аня Майорова
Александра Лекомцева
Алина Крочева
анна аничкова
Мария Горохова
анна наумова
Яна Джанджгава
Александра Иванова
Софья Симакова
Арина Неклюдова
2020
2021
2022
2023
Ярмарку посетило около 5 тысяч человек, было продано 256 работ молодых художников на сумму около 5 000 000 ₽
Ярмарку посетило около 11 тысяч человек, продано 530 работ молодых художников на сумму почти 38 000 000 ₽
Ярмарку посетило более 13 тысяч человек, продано 693 работ молодых художников на сумму более 40 000 000 ₽
Ярмарку посетило более 20 тысяч человек, продано 875 работ молодых художников на сумму более 46 000 000 ₽
Маргарита Пушкина, основатель ярмарки сosmoscow и сооснователь blazar
Blazar задумывалась как ярмарка-сателлит, как логичное и расширенное продолжение секции Discovery ярмарки Cosmoscow. Они проходили в одни и те же даты. Покупая билет на Cosmoscow, вы могли попасть и на blazar. Впоследствии проект масштабировался и занял собственную нишу в инфраструктуре арт-рынка. Сегодня Cosmoscow и blazar дополняют и усиливают друг-друга, на blazar могут подавать заявки независимые художники, не являющиеся резидентами галерей. Это тоже способствует формированию рынка. Многие галеристы замечают новых художников, помогают им в развитии. У молодого искусства появилась своя постоянная площадка, место для высказывания с очень лояльной и заинтересованной аудиторией. Международная практика доказывает, что наша стратегия верна: так, сателлитом Art Basel является ярмарка Liste, приглашающая к участию молодые галереи.
Анна Наумова,
сооснователь и арт-директор
Blazar возникла довольно просто. Галерея Sample всегда отвечала за поиск и поддержку молодых талантов, мы находили для них первых зрителей, покупателей, организовывали первые музейные выставки, знакомили с галеристами. Sample же не классическая галерея, внутри которой художник вырастает и держится за нее, мы скорее были «шоукейсом», витриной, на которой можно посмотреть искусство, которое нам нравится. Оказалось, что оно нравится не только нам. А Рита Пушкина в какой-то момент поняла, что из секции discovery на Cosmoscow может вырасти нечто большее. В результате люди, которые занимались молодыми художниками, продолжают это делать на blazar, и люди, которые занимаются ярмарками, тоже продолжили это делать тут.
С первого дня работы я отвечаю за весь контент ярмарки. Исторически так сложилось, что я отбираю искусство в галерее sample, поэтому я занимаюсь и на blazar первичным отбором заявок. Отбор художников сперва делаем мы, командой blazar, и в этом году мы рассмотрели 1700 заявок. Дальше мы передаем их в экспертный совет — в этом году туда попало 300 художников. Еще я курирую контент галерей. Как это происходит: когда галереи доходят до нас — нам важно, чтобы это были новые галереи или такие, которые никогда не экспонировались у нас, — бывает такое, что они нам кажутся перспективными, но не всегда кураторский выбор нам подходит, и мы просим прислать портфолио всех художников, которые у них есть, и даем рекомендации по экспонированию и составу работ. И наконец, я арт-директор ярмарки, в моей зоне ответственности вся визуальная составляющая — графический дизайн, застройка, креативные интеграции, в общем, то как выглядит ярмарка из года в год.
Что держит нас вместе? Случилась синергия. При этом нам было очень важно, что Cosmoscow в нас поверили, доверились нам. Нас это так вдохновило, что мы — «глаза боятся, руки делают» — сделали ярмарку, и к пятому году она стала уже довольно устойчивым проектом. Я думаю, наша миссия нас и держит, мы любим то, что мы делаем, и чувствуем себя абсолютно на своем месте.
Александра Лекомцева,
сооснователь и директор по развитию
Через 5 лет с момента первого выпуска blazar могу сказать, что именно здесь я окончательно сформировалась как профессионал и, не побоюсь этого слова, как предприниматель.
Мой личный вклад, без ложной скромности, заключается в том, что многое в наших принципах работы продиктовано моими личными приоритетами. Как и было задумано, ярмарка остается молодежной, здесь открываются новые имена, а гости и коллекционеры могут выбрать искусство на «любой кошелек» и чувствуют себя комфортно если даже просто пришли посмотреть.
Больше всего я обожаю, ценю и жду момент, когда ярмарка выходит из онлайна в офлайн! Весь год ты работаешь, трудишься, волнуешься, а потом — раз, и за две недели до открытия видишь на монтаже, как из планов, схем и списков рождаются стены, на них проявляется искусство, и начинается волшебство!
Маргарита Саханская,
руководитель отдела продаж
Как найти свое искусство в изобилии работ и толчее? Долгое время я считала, что покупка искусства — это в первую очередь инвестиция, но, все больше погружаясь в арт-мир, скажу, что приобретать и тем более коллекционировать стоит по любви. Берите именно те работы, что сразу запали в душу.
Каждый год тенденции продаж разные, и порой их не так просто предугадать. 2022 год по праву — год керамики, 2023 год — объекты и диджитал, 2024-й — это коллекционный дизайн и секция независимых, молодых авторов с хорошим чувством юмора.
Аня Аничкова,
руководитель
vip-направления
Как изменилась аудитория blazar за пять лет? Думаю, получилось сократить разрыв между полярными аудиториями, с которыми мы стартовали в 2020-м. Сейчас между искушенной публикой и совсем начинающими профессионалами появилось новое поколение коллекционеров и просто ценителей — люди, которым искренне интересно искусство и кто не закостенел в своих арт-привычках. Они не боятся задавать вопросы, покупать и честно говорить, когда художник «не про них». Этому во многом помогла открытая политика ярмарки, где мы в том числе открыто обозначаем цены, даем возможность забрать работы домой сразу после покупки, предлагаем гостям туры с медиаторами.
Цены на работы часто остаются серой зоной в арт-рынке. Комментарии продавцов вроде «цена по запросу» может вызывать непонимание и раздражение, останавливать потенциального покупателя. Мы хотели сделать процесс покупки искусства проще, дружелюбнее, честнее. Об изменении рынка в целом говорить сложно, но внутри ярмарки эта практика хорошо себя показала. Гостям легче принять решение о покупке — так, многие купили у нас свое первое искусство, начали коллекционировать. Еще мы не бронируем работы на превью, поэтому опытные коллекционеры поймали азарт — buy now or cry later.
Опытные, состоятельные коллекционеры покупают самые сложные в экспонировании вещи. Например, в этом году одной из первых продаж стали юлы-волчки Эрики Савиной, причем коллекционер купил сразу всю серию из семи работ. А вот «интерьерную» живопись берут редко. Вообще для опытного коллекционера blazar — это площадка для открытия новых имен и тестирования внутреннего чутья. Ярмарка часто становится мощным запуском карьеры художников: например, на первом выпуске ярмарки в 2020-м были работы Евгения Музалевского. А сейчас его работы стоят, наверное, в 10 раз дороже, чем тогда.
Мой совет молодым художникам — не забывать следить за своим портфолио.
Мария Горохова,
продюсер
Blazar 2024 от Blazar 2020 отличается буквально всем, неизменным остались, пожалуй, только настроение и атмосфера. По секрету, в 2020 году, мы продажи записывали на бумажке, а за кассой стояли аниматоры, а к 2024-му у нас целый отдел продаж и суперавтоматизированная система. За эти годы контента стало больше в три раза, а в пятом выпуске мы презентуем новую секцию предметного дизайна с несколькими спецпроектами внутри. В 2020 году у нас не было ни одного финансового партнера, только учредители и команда, которые очень хотели сделать классное событие, а в этом году с нами рекордное число финансовых, бартерных и информационных партнеров.
Больше всего жду очередь из гостей в первый день, это прямо до мурашек. Обожаю, когда подводим итоги в конце дня и узнаем, сколько гостей было, сколько работ продано. Еще это магия — видеть художника, у которого впервые купили работу. Мне запомнилась Даша Чухрова из третьего выпуска blazar, помню, как она перед открытием приходила проверить развеску своих работ и как радовалась, когда узнала, что уже есть брони, и позже, когда уже пошли покупки! Еще в тот год просто сметали картины с шапками Якова Хомича, и он дописывал в ночи новые. Помню, как за первый час скупили всю развеску Дани Соболева... Ой, а еще помню сражение за «Купальщиков» Евгения Малышева в 2021-м и как в 2023-м две покупательницы перед картиной с обезьянкой договаривались друг с другом, о том, как она повисит у одной, а потом вторая у нее выкупит. Это были незнакомые друг другу люди, они просто одновременно подошли к этой картине.
За пять лет команда выросла в разы, а часть руководителей направлений 2024 года — это волонтеры 2020 года. Арина Неклюдова, например, она была волонтером в первый год, на второй год стала помощником Ани Наумовой, и вот она уже продюсер секции независимых художников, и, честно говоря, не знаю, что бы мы без нее делали. Она помнит всех, а их бывает по 50-70 человек, мгновенно ориентируется в развеске и вообще золото. А уж сколько молодых авторов за это время мы научили читать договоры, платить налоги и всем вот этим важным и скучноватым вещам, которыми часто многие пренебрегают.
В этом году я завела традицию — каждый день с момента старта монтажа записываю команде — а только в административной команде нас 30 человек — кружочек о том, что сегодня происходит на площадке. Когда в проекте много направлений, важно, чтобы команда видела, что происходит в масштабе.
Арина Неклюдова,
продюсер секции независимых художников
Любимые воспоминания — выкладывание паркета с Федорой Акимовой и расстановка голубей Ксении Нечай в 2021 году. Всегда с нетерпением жду монтаж, когда все, на что смотрел с экрана несколько месяцев, начинает работать в пространстве. Особенно большие холсты, работающие «в масштабе». Именно с них мы обычно начинаем развеску, выстраивая пространство вокруг. В этом году такими стали, например, работы Сергея Козлика.
В 2020 году независимые участники «рекомендовались», а не выбирались по open call. В прошлом году было примерно 1400 заявок. А в этом почти 1700, во втором туре — 400-500 и на ярмарке — 55.
Заметно больше становится студенческих заявок, а в них — как будто одна школа оформления портфолио и мотивы прошлогодних «блазаров». Это очень субъективное ощущение, возникшее в основном от просмотра «вышкинских» портфолио: горизонтальный формат, большие картинки, крупный жирный черный шрифт. Видно, что студентам «показали как надо», в определенном ключе, и они это повторяют. Конечно, повторение — этап обучения, плоды которого мы часто видим. За развитием некоторых портфолио иногда мы следим по нескольку лет. В какой-то момент ловишь себя на мысли, подождать еще или показать в этот раз? При отводе заявки мы не пишем объяснений от ярмарки официально. Лично иногда могу связаться, да. Но это единичные случаи. Так что обязательно подавайте заявки снова и снова! Вообще совет молодым художникам — внимательно читать условия опен-кола, упаковывать и подписывать каждую работу, помнить, что ярмарка — не выставка, а художник может быть и предпринимателем. И выслушать как можно больше мнений о своем портфолио!
Художники blazar 2024 — это документалисты мимолетности, собиратели руинированных ценностей, поэты повседневности, которые то погружают нас в темные пучины, то расплываются в наивной улыбке. Нейросети и машинное зрение — уже привычные атрибуты художественной практики. А помимо уже традиционных текстиля и керамики в этом году неожиданно много гипса и бетона. Подбирая осколочки «больших целых», многие авторы обращаются к наследию средневековья, классицизма, авангарда, стремясь при этом оставаться на связи с природой, животными и детьми! Словом, blazar 2024 — это собачки с крылышками, девушки в ракушках и цветы, растущие из автомобилей.
Александра Иванова,
генеральный директор
Blazar — cобытие сезонное, каждый выпуск мы формируем команду, и самое приятное, что ее костяк остается неизменным уже пятый год. В этом году мы немного увеличились за счет добавления к ярмарке секции дизайна. По большому счету расширение и обновление команды и продиктовано основной целью ярмарки, а это — ни больше, ни меньше — развитие арт-рынка в России и увеличение числа коллекционеров и собирателей современного искусства.
Не могу заявить, что я — коллекционер, но безусловно, я люблю современное искусство и покупаю его. Профильное образование искусствоведа в МГУ — отличное подспорье и в работе, и в коллекционировании. Мне безумно интересно смотреть за развитием художника после ярмарки. Один из примеров — Алексей Дубинский, графику которого я купила пять лет назад на blazar, а сейчас он — большая звезда!
Яна Джанджгава,
pr-руководитель
Совет молодым художникам от опытного пиарщика. Не стесняться и подходить первым, рассказывать о себе и со всеми знакомиться. Не важно, где и при каких обстоятельствах, во время ярмарки, выставки или ужина в новой компании, нужный человек всегда найдется. Лучше услышать «Спасибо, не интересно», чем после жалеть, что не решился подойти. Обязательно подписаться на профильные телеграм-каналы, следить за актуальными опен-колами и главное — правильно подготовить портфолио. Это визитная карточка, которая и создает впечатление о вас. Кстати, чек-лист советов для заполнения заявки можно посмотреть в соцсетях blazar. Не забывать развивать свои социальные сети, публиковать работы, снимать видео с творческим процессом. Можно еще устроиться стажером в галерею мечты, чтобы понять, как все работает изнутри, проявить себя и в нужный момент показать свои работы. Ну и не бояться критики. Радуйтесь любым комментариям, как позитивным, так и негативным, они необходимы на этапе становления.
Часть команды blazar работает в галерее Sample, и проще посчитать, сколько месяцев, а может, и дней в году мы не обсуждаем blazar. Что касается всей команды, думаю, blazar вызывает эмоциональную зависимость, лично у меня точно. Я отчетливо помню первый выпуск ярмарки, вход с очередью, экспозицию, танцующих художников, но тогда я попала на превью так, за компанию. На тот момент я работала в ММОМА, и весь PR-отдел музея был задействован в подготовке и работе над VII Московской международной биеннале молодого искусства, в рамках которой и проходила ярмарка blazar. На превью второго выпуска я шла уверенно, так как была уже была знакома с Сашей и Аней благодаря выставкам галереи Sample в ММОМА и уже что-то купила там в подарок. А на третий выпуск меня пригласили в команду ярмарки.
Как не умереть в неделю ярмарки? В любой ситуации действовать с холодной головой, правильно делегировать задачи, ставить четкие дедлайны и по возможности высыпаться.
Татьяна Дженикли-Барышникова, контент-продюсер, менеджер по галереям
Экспертный отбор происходит по заявке, она представляет собой pdf-файл с портфолио галереи и программой для стенда, то есть предлагаемыми на ярмарку художниками и работами. Эта программа и является главным критерием отбора. Самое важное — предложить хорошие работы и грамотно оформить заявку. Из нее должно быть понятно, что из себя представляет галерея, что особенно актуально для новых проектов и как будет выглядеть стенд. Но искусство, его уровень — самое важное.
Как галереи реагируют на отвод заявки? Иногда галереи просят поделиться фидбэком от экспертного совета, но делают это в разной форме. Кому-то действительно важно услышать мнение экспертов, чтобы в следующем году доработать заявку. А кто-то начинает общаться из позиции «оскорбленного самолюбия». Но большинство галерей никак не реагирует, потому что, мне кажется, механика опен-кола простая: кто получил больше «зрительских симпатий» (экспертного совета в данном случае), тот и выиграл. Главную роль играет заявка.
Альбина Ахмятжанова,
руководитель отдела медиации
В команде ярмарки я работаю с года основания. Сначала была исполнительным продюсером — курировала секцию галерей, образовательных учреждений и НКО. С первого года мы стали пробовать вводить формат медиации. В дальнейшем я стала заниматься только медиацией, так как с каждым годом это направление растет, развивается и требует все больше времени и вовлеченности в процесс.
Я пришла в современное искусство с образованием в сфере менеджмента и маркетинга. Долгое время совмещала работу в культурных проектах с работой в сфере туризма в госсекторе. Именно синтез знаний в искусстве и менеджерские навыки помогают успешно выстроить работу.
До выхода на площадку команда медиаторов проходит обучение. За несколько дней дня до начала ярмарки мы проводим лекции, воркшопы, на которых команда изучает теорию медиации и инструменты ее применения, также есть онлайн-встречи с художниками, помогающие узнать больше про их бэкграунд, работы, стейтмент — это дает возможность медиаторам точнее понять задумку автора и корректно транслировать ее на широкую аудиторию. В последний день монтажа медиаторы приходят на площадку и знакомятся с пространством и командой ярмарки.
Секрет популярности медиации в том, что эта практика ориентируется на индивидуальность, а не на объем информации, который должен быть озвучен гостю. И для современного искусства это работает куда лучше, учитывая множество интерпретаций каждой работы. Чтобы как-то осмыслить современное искусство, не всегда достаточно просто его увидеть. Медиатор с помощью вопросов и фасилитации (искусство управления разговором в группе. — Прим. ред.) направляет вас к пониманию идей художника. В хорошую медиацию вовлечены все участники тура, а медиатор не захватывает главенствующую роль. В процессе ты начинаешь смотреть на многие вещи под другим углом, чуть шире, чем прежде.